А вот дальше начинается мощнейший культурологический жыр, которым мы обязаны постоянному автору журнала "Филателия СССР" А.Скрылеву. Чтоб два раза не вставать, оказалось, что А.Скрылев -
это один из творческих псевдонимов, под которым писал известный ленинградский филателист и исследователь Владимир Карлинский. Читающему коллекционеру известно, что филателистический мир по сути своей весьма грустный, поэтому единичные живые истории, связанные с легендарными марками (особенно ранними Советами) быстро превратились в изустный эпос. Тут вот как раз такой случай, когда унылое филателистическое комьюнити наперебой копипастит
одну и ту же историю про марку «Зенитчик у орудия». Исследование, проведенное Карлинским (Скрылевым) полвека назад оказалось очень живым, сочным и насыщенным экшеном, как раз в духе нашего проекта. Особенно вставляет тот факт, что в те достославные времена исследователь тратил месяцы на работу с бумагами и опросами тогда еще живых монстров фотографии и филателии; ныне же это занимает несколько часов или дней интенсивного клацанья мышью. Но вернемся ad radices...
...Если кратко, то история такова: где-то лет 50 тому назад Скрылев (Карлинский) обратил внимание на статью за автрством некоего И.Сачкова из Севастополя в "Советском коллекционере" №6 1968 года с фотографией, смутно напоминающей нашу синюю марку (фото 4). Автором фотографии значился наш великий советский военкор
Борис Григорьевич Шейнин (фото справа), но ракурс фотографии не соответствовал изображению на марке, а Карлинский (Скрылев) понимал, что менять позу бойца без существенной на то причины автор миниатюры (до него тоже дело дойдет) точно бы не стал. Скрылева-Карлинского долго не отпускало, и в конце концов искомый ракурс обнаружился в "Комсомольской правде" от 3 августа 1941 года, а следом и в "Вечерней Москве" от 16 августа 1941 года (фото 5, 6), но уже за авторством безусловного любимца дорогой редакции,
несравненного Славы Микоши, о котором мы писали в 1941 году. Распросы и дознание привели к неожиданному открытию. Надо же было такому случиться, что на
сторожевом корабле "Шквал", где проходил службу моряк-зенитчик Черноморского флота Павел Скворцов, в этот день работало сразу два величайших фотокора одновременно — и Шейнин, и Микоша, которые выхватили одного и того же бойца с разницей в несколько секунд почти под одним и тем же углом!
Всю эту балалайку Карлинский (Скрылев) доступно и с сочными подробностями живописал в "Филателии СССР" №8 за 1971 год. Со своей стороны, мы дотошно собрали первоисточники, так что интересующиеся могут почитать этот детектив as is. (фото 4-7).
Теперь время ввести в повествование нового героя. Эта марка стала первой работой в филателистическом мире для крепкого советского художника, грековца
Виктора Семеновича Климашина (1912-1960), который выполнил дизайн 40 миниатюр. По хорошему, нужно бы было нынче поговорить о нем, как о дебютанте. Но 1943 год наплотно и безоговорочно занят Мандрусовым, так что Климашину мы посвятим следующий, 1944. В этой серии карандашу и кисти Климашина принадлежит 15 и 20 копеек.
Марки 30 коп, 1 руб и 2 руб исполнил уже известный нам по Марксу этого же года Николай Николаевич Жуков. Про эту марку у филателистического комьюнити тоже имеется особое мнение. В «рукопашном бою» Жуков запечатлел достаточно кровавый момент смерти от штыка на поле боя, тем самым нарушив неписаный запрет международной филателии на изображение сцен убийств. Некоторые знатоки-искусствоведы от истории почты даже утверждают, что это самая брутальная марка во всем филателистическом мире.
За сим пока все. Получилась хорошая жирная статья. Наслаждайся, дорогой читатель.