СССР
1944 год
~
1944 год. Военно-политическая и стратегическая обстановка в 1944 году коренным образом изменилась в пользу СССР. 27 января 1944 г. была окончательно снята блокада Ленинграда. 20 июля советские войска вышли к государственной границе, а в октябре уже стучались в ворота Восточной Пруссии. Новый, 1945 год советские Вооруженные Силы встречали уже в Будапеште. Исход войны стал вопросом времени.
1944 год внес значительные изменения в образный строй плаката: полное снятие блокады Ленинграда, выход к границе СССР, открытие второго фронта. Уверенность в том, что враг будет разбит, уничтожен в своей берлоге, рождает веселый юмор, общий мажорный тон многих плакатов. На лицах солдат — широкая улыбка, простая и открытая, как в плакате В. Иванова «Так оно и будет!», где на фоне рейхстага закручивает самокрутку бывалый воин, или с легкой хитринкой, как в плакате Л. Голованова «Дойдем до Берлина!». Филателия 1944 года стала более спокойной, снизив пропагандистский накал. Претерпели перевыпуск стратонавты, вышла серия "20 лет со дня смерти В.И.Ленина", скопировавшая серию десятилетней давности, мощно продолжилась филэпопея государственных наград СССР. Вышло восемь коммеморативных серий, посвященных знаменитым людям, а также героям гражданской и Великой Отечественной войны.

В 1944 году на небосводе филателии вспыхнуло имя, которое ныне известно абсолютно каждому коллекционеру марок СССР. Знакомьтесь — на фото справа Александр Александрович Мандрусов собственной персоной. Его карандашу принадлежит, наверное, самая обширная и стилистически выверенная филателистическая эпопея "Ордена и медали СССР". Красивые вытянутые марки, отпечатанные с использованием металлографии, известны каждому школьнику, собиравшему марки. Первые работы Мандрусова появились в 1943 году (25-летие Великой Октябрьской Социалистической революции), но по настоящему развернулся художник в 1944, исполнив большую часть миниатюр годового выпуска. Всего авторству Александра Александровича принадлежит дизайн более 50 миниатюр марок СССР.
Как и обо всех художниках знаков почтовой оплаты, о Мандрусове известно практически ничего. Крохи информации приведены на сайте "Трамвай искусств"; известны работы Александра Александровича в области промдизайна: этикетки, обертки шоколада, конфет, образцы упаковки, рекламные и агитационные плакаты; однако, именно марки принесли ему известность. Художник умер рано, всего в 40 лет, от чего — не ясно; его супруга, Евдокия Семеновна Буланова, в автобиографии пишет скупо: смерть мужа в 1945 году.
Талант Мандрусова не канул в Лету безвозвратно, его супруга также стала известнейшим художником марок СССР, а дочка — Галина Александровна Федорова — видным медальером Российской Федерации. Как раз справа фото из архива Галины Александровны, из статьи, которую она написала об отце в журнале "Нумизматика", №12 (ноябрь 2006г). Редакция журнала, в свою очередь, любезно поделилась фотографией с нами. И это единственная известная ныне фотография Александра Александровича Мандрусова.
Мандрусов Александр Александрович
(1905-1945)
В годовой набор 1944 года вошли 16 наборов, состоящих и 56 марок с небольшими вариациями по растрам и зубцовкам.

  1. 125-летие со дня рождения И.С. Тургенева (1818-1983).
  2. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов, достигших 30 января 1934г. высоты 22000 метров.
  3. Города-герои.
  4. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  5. Авиапочта.
  6. Ордена СССР.
  7. День Объединенных Наций (14 июня).
  8. Ордена СССР.
  9. 20 лет со дня смерти В.И. Ленина (1870-1924).
  10. 100 лет со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова (1842-1908).
  11. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  12. Герои Гражданской войны.
  13. 75 лет со дня рождения С.А. Чаплыгина (1869-1942).
  14. 100 лет со дня рождения И.Е. Репина (1842-1930).
  15. 100 лет со дня смерти И.А. Крылова (1769-1842).
  16. Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944). Почтовый блок.
~
Культурологическая составляющая тоже огнем не пылает. Коллажи Ечеистов сделал с рисунка Михаила Викторовича Рундальцова. Хороший художник, каковых немало. Слонялся после революции по миру, осел в Париже, был последним председателем Общества русских художников имени Тургенева. Умер и похоронен на Пер-Лашез в склепе упомянутого общества имени Тургенева.
Теперь посмотрим на марку и увидим: «великий, могучий, справедливый и свободный русский язык»...На марках, вместо слова «правдивый», ошибочно напечатали «справедливый», из-за чего выпуск попал под нож. Как это не увидели выпускающие редакторы, решительно не понятно. Очевидно одно, это карма Ечеистова, ануллировала два из двух его выпусков ))). Есть от чего впасть в депрессию. Более сказать нечего. Соловьев отмечает, что марки линяют в воде, поступали в продажу листами по 100 шт (10х10) без разделительных дорожек.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя— как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Примечательная в некотором смысле серия. Во-первых, предлагает нам совершенно, абсолютно, полностью нулевую коллекционную составляющую. Ничего нет. Ничегошеньки, вообще ничего, что можно было бы положить в кляссер как разновид. Во-вторых, это вторая и последняя серия Георгия Ечеистова, и серия так же как и "Коалиция" была изъята была изъята из обращения по причине вопиющей ошибки в цитате.
Действительно, те, кто хорошо учил в школе литературу, возможно, помнит тургеневское стихотворение в прозе "Руский язык!":
Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, классик русской литературы второй половины XIX века, внёсший значительный вклад в развитие литературы. Его произведения «Записки охотника», рассказ «Муму», повести «Первая любовь», «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» вошли в золотой фонд русской литературы. Несмотря на тяжелое время, к 125-летию со дня рождения Тургенева в обращение вышли две марки с его портретом.
1944.1. 125-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.С.ТУРГЕНЕВА (1818-1983).
Серо-зеленая
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 731 | СК 728 | Сол. 821
Дата выпуска 09.01.1944г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — Г.Ечеистов.
Серо-лиловая
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 732 | СК 729 | Сол. 822
М.В.Рундальцов. Портрет И. С. Тургенева, 1905г
Михаил Викторович Рундальцов
(1871– 1935)
1944.2. АВИАПОЧТА. ПАМЯТИ СТРАТОНАВТОВ, ДОСТИГШИХ 30 ЯНВАРЯ 1934г. ВЫСОТЫ 22000 МЕТРОВ.
Светло-зеленая
Андрей Богданович Васенко (аэролог)
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 791 | СК 788 | Сол.880
Серая
Илья Давыдович Усыскин (физик)
Тираж - 1 000 000 шт.
Дата выпуска 01.02.1944г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼.
Художники — И.Боров, Г.Замский, И.Ганф.
Второй выпуск замечательной, трагичной и душевнй серии 1934 года. Этот выпуск был отпечатан глубокой печатью (первый выпуск — фототипией) на бумаге без водяных знаков (первый выпуск — на классическом ковре "меандр и цветок"). Как указано у Соловьева, данный набор перевыпускался дважды, первый раз в 1944, второй раз в конце 50-х (фото 3). По Соловьеву, основной выпуск печатался на сероватой бумаге, при этом может линять в воде. Дополнительный выпуск печатался в конце 50-х на белой бумаге улучшенного качества. В продажу марки поступали листами по 80 шт с форм-фактором 8х10.

Прелюбопытная ситуация с пропусками.
  • Не смотря на немалый тираж (по 1М каждой из марок), пропусков практически нет. Загорский указывает три горизонтальные пары (по пропуску между для каждого номинала) и вертикальную пару для марки с Усыскиным по совершенно неприличным конским деньгам (фото 2).
  • Зверев пишет, что встречаются фальсификаты, не существующие в оригинале, требуется экспертиза и не приводит ни одного пропуска! Иными словами, Александр Владимирович не уверен в существовании пропусков у этого набора (фото 1).
  • Соловьев солидарен с Загорским, но не приводит фотографий ни одного пропуска, что для него не обычно (фото 4). От себя добавим, что дорогая редакция нигде и никогда не видела пропусков этой серии. Если у кого-то из читателей есть такой зверь, дайте хоть глазком посмотреть.

Помимо указанных особенностей тиража, у синей марки (Федосеенко) есть дублер с квадратным растром. Зверев дает дефект клише для зеленой марки Зв.792b (Васенко) —заплатка на стратостате (фото 1). Соловьев дает дефект клише для этой же марки, но другой — "1954" вместо "1934" в верхней дате (фото 3).
Очень смачное фото подписного листа приведено в каталоге проб Загорского (фото 5). Оказывается, сначала планировалось запустить серию под номиналом в 50 коп, однако руководство Экспедиции заготовки ЗПО определило номиналом 1 руб. Так что, пробы серии в природе существуют и даже некоторые из них всплывают на Черристоуне с завидной регулярностью (фото 6). В целом, хорошая коллекционная составляющая на 10 описанных разновидностей (Таблица 1) плюс пробы.

Культурологическая составляющая у набора очень богатая, о чем мы уже говорили в 1934 году, рассказывая про первый выпуск. Наверное, на этой странице уместно подытожить рассказ о судьбе стратонавтов, и о следе, который эти отчаянные молодые люди оставили в филателии. Как мы писали ранее, захоронены стратонавты в кремлевской стене, причем урну с прахом несли лично Сталин, Ворошилов и Молотов; то есть посмертные почести героям были оказаны беспрецедентные. Помимо обширной мемориальной кампании по переименованию улиц и присвоению имен стратонавтов всевозможным объектам, было решено установить и памятник — поначалу, на месте падения, но в конечном итоге все-таки в Саранске. В планы вмешалась война и проект памятника вышел на конкурс лишь в 1957. Конкурс выйграли скульптор А.А.Письменный и архитектор А.Н.Душкин. Открытие состоялось в 1963 году; памятник получился очень экспрессивным и романтичным. А в следующем, 1964 году почтовым ведомством СССР была выпущена марка с его изображением.
Марка очказалась чрезвычайно удачной, была представлена советской делегацией на международной филателистической выставке ТЕМЕХ'65 в Буэнос-Айресе, где и получила вполне заслуженную награду как лучшая советская марка года. А в 1968 году марка-призер была изображёна на одной из миниатюр, посвященных наградам, присуждённым почтовым маркам СССР на международных филателистических выставках и конкурсах.
Таким образом, 1968 год — последнее, пусть и косвенное появление стратонавтов на страницах филателии СССР. Более мы их на марках не встретим и самое время по дедовски (кхе-кхе) побрюзжать, мол, молодому поколению ничего эти имена уже не говорят. Более того, в 1944 году мы прощаемся и с замечательным трио из Мастерской №12 Моссовета:
Наумом Боровым, Григорием Замским и Иосифом Ганфом. Во всех каталогах стратонавты 1944 года обозначены как последняя серия, над которой работали эти художники. Естественно, речь идет о том, что в 1944 году был использован ранее наработанный дизайн этой великолепной команды. К дню выпуска серии идейный вдохновитель тройки, Наум Григорьевич Боров, уже два года, как умер в госпитале от ран.
Старший лейтенант Боров Наум Григорьевич, заместитель командира батальона 1064 стрелкового полка. Умер от ран 4.03.1942. Захоронен в 800 метрах юго-восточнее станции Шала Ленинградской области (ныне станция Жарки).
Серо-синяя
Павел Федорович Федосеенко (пилот)
Тираж - 1 000 000 шт.
Почтовый выпуск 1944 года посвящен погибшим стратонавтам, достигшим на стратостате "Осоавиахим - 1" высоты 22000 метров. На марках серии изображены портреты стратонавтов: воздухоплавателя-инженера П.Ф. Федосеенко, инженера А.Б. Васенко и научного сотрудника И.Д. Усыскина. Первый выпуск серии состоялся в 1934 году, в 1944 марки были перевыпущены в измененных цветах с другими номиналами.
Зв. 793 | СК 790 | Сол. 882
Зв. 792 | СК 789 | Сол. 881
Фото 2. Вероятная вырезка из отскока или пропуска
Фото 1. Разновиды. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 4. Пропуски. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 5. Подписной лист проб. Каталог проб В.Б.Загорского.
Фото 6. Лот с аукциона Черристоун.
Фото 7. Документ, уточняющий потери.
Таблица 1. Описанные разновидности марок серии.
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
Кирпично-красная.
Тираж массовый.
1944.2. АВИАПОЧТА. ПАМЯТИ СТРАТОНАВТОВ, ДОСТИГШИХ 30 ЯНВАРЯ 1934г. ВЫСОТЫ 22000 МЕТРОВ.
Зв.764 | СК 761 | Сол.696
Дата выпуска 15.03.1943г.; печать типографская. Зубцовка: Г12:12¼.
Художник — В.Сидельников.
Марка 60 коп была допечатана как дополнительный выпуск еще одного номинала к шестому стандарту 1939 года. Большего и сложного разнообразия в этой марке не наблюдается, но тем
не менее, есть масса интересных вариаций этого герба. Первая и самая желанная вариация - это беззубцовка, которая приведена только у Зверева под индексом Зв.764а и даже приведена фотография редчайшей беззубой пары. Остальные мэтры эту марку даже не приводят. Попадается исключительно редко на рынке, мы так сразу не смогли вспомнить появление этой разновидности на аукционах. В любом случае, эта марка существует в природе и однозначно попадает в наш манколист.

Далее, Александр Владимирович приводит еще ону интересную особенность тиража. Оказывается, некоторые листы имели вертикальный ряд пустых купонов на поле, возникший в результате дополнительного удара перфоратора. Откуда он это знает???
Браво, Александр Владимирович!
Также Зверев отмечает, что марка имеет ряд вариаций по цветам и в силу массовости тиража печатался на всяческой бумаге от тонкой серой до плотной желтоватой (фото 1).Соловьев это замечание не стал учитывать и плотную бумагу вывел в разновид (фото 2). Загорский вывел в разновид дефект клише (фото 3). Пропусков перфорации два по Загорскому (и Соловьеву) и один по Звереву. Поступала в продажу в листах 10х10 без разделительных дорожек.
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Почтовые марки шестой стандартной серии СССР (1939—1956) поступали в обращение с августа 1939 по декабрь 1956 года. В марте 1943 года серию дополнили маркой номиналом в 60 копеек с изображением Герба СССР, автором которой также был В. Сидельников. Первый тираж печатался типографским способом на простой бумаге с зубцами. Тираж выпуска - массовый.
Фото 1. Разновиды. Каталог А.В.Зверева.
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Б.Загорского.
Пара с пропуском справа
Пара без перфорации
Таблица 1. Разновиды.
Фото 2. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
Во-первых, у коричневой марки 30 коп есть полноценный дублер с гребенчатой перфорацией. Мэтры присвоили ему индекс "А". Во-вторых, серия поступала в продажу листами 10х5 с разделительной дорожкой 10 мм между блоками 5х5. Такой форм-фактор поддал интереса к серии - сразу появилась коллекционная составляющая в виде гаттер-пар, гаттер-квартблоков, то же самое для гребенки; а еще есть такая хитрая зверюга, как гаттер пара с пропуском слева (фото 2). Вообщем, две простые марки дают неожиданнно широкий коллекционный простор. Валерий Борисович подсвечивает два официальных пропуска перфорации, Александр Владимирович ограничился экзотическим пропуском с гаттер-парой (фото 1, 2). Кстати, серия недешевая, и, что особенно интересно, более дорогой является марка с бОльшим тиражом (30 коп). Объяснение простое - часть тиража попала под бомбежку при перевозке из печати и была безвозвратно утрачена, и его пришлось срочно допечатывать с другим перфоратором.
Для дорогой редакции было несколко удивительно осознавать, что в январе 1942 года, в самый разгар войны, была выпущена серия, которая явно не вписывалась в повестку грозного времени. Почитав повнимательнее, мы переменили свое мнение с учетом важности фигуры Навои для идеи многонационального государства, коим, бесспорно, являлся СССР. Для тюркоязычных народов, а особенно для узбеков, масштаб личности Алишера Навои примерно соответствует Шекспиру. А тут вот какое дело, — как бы парадоксально ни звучало, Навои стал как таковым узбекским поэтом только в СССР и благодаря СССР. В XX веке обрела популярность идея единой общей нации тюрков Средней Азии, независимо от их происхождения – кочевого или оседлого, Советский Союз грамотно выкрутил эту тему, номинировав Алишера Навои на убедительный и уважаемый символ культуры для новой нации, которая в советскую эпоху стала называться узбекской, получила свою республику, а впоследствии, после известных событий — и свою собственную страну. Думается, эта серия стала очень своевременным и тонким реверансом в направлении огромного числа воюющих в рядах РККА тюркоязычных бойцов, а также беспрецедентному уровню гостеприимства и поддержки со стороны среднеазиатских народов всех без исключения эвакуированных из прифронтовых районов граждан, а в особенности - деток всех национальностей. Чтобы дорогой читатель знал - ни один ребенок, приехавший в эвакуацию в Узбекскую ССР, не был отдан в детский дом - ташкентские женщины слетались как птицы к прибывающим поездам, расхватывая всех до единого испуганных малышей в свои семьи, за что им на веки вечные бесконечная благодарность от всех пострадавших в войне народов. Конечно, на этом фоне серия марок с портретом национального символа — самое малое, что могла сделать в то время наша Родина.
атчанин по происхождению - Витус Беринг - офицер Балтийского флота, руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошел по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.
200-летие со дня смерти мореплавателя Витуса Беринга было отмечено выпуском серии почтовых марок с изображениями корабля «Святой Петр» и схемы Второй Камчатской экспедиции.
1943.3 200-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ В.БЕРИНГА (1681-1741).
Марка коричневая, 30 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 731 | СК 728 | Сол. 821
Дата выпуска 01.04.1943г.; печать глубокая, ГР; Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
Марка лиловая, 1 руб.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 732 | СК 729 | Сол. 822
Зв. 732 | СК 729 | Сол. 822
Марка лиловая, 1 руб.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 731 | СК 728 | Сол. 821
Марка коричневая, 30 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Музаххиб Махмуд. XVI век.
Алишер Навои.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Набор из двух хороших, качественных марок; одна тиснута глубокой печатью, вторая — фототипией, видимо в целях оптимизации загрузки станочного парка в тяжелое военное время. Печать без серьезных проблем по тем временам, всего несколько пропусков: четыре по Звереву, пять по Загорскому и шесть по Соловьеву (фото 1, 2, 3).
Владимир Юрьевич молодец, он добавил разновид по бумаге и изыскал дефект клише у зеленой марки (точка после "ч" в слове "почта"). Также, Соловьев отмечает, что марка претерпела повторный выпуск в конце 50-х годов. Специфических признаков не приводит, но видимо, белая бумага как раз характерна для повторного выпуска (фото 4).
Марки поступали в продажу листами по 100 штук с форм-фактором 10х10.было указано А.М.Горький, Неаполь, 1924-1926. Ну что ж, будем искать.
Дорогая редакция слышала где-то мнение, что этот набор - самое лучшее, что родила советская филателия за все время. Ну незнаааааем... Симпотишно, конечно, буревестник, подпись Алексея Максимовича, все дела. Но точно, не лучшее. В 1943 году Горький появляется в советской филателии второй раз, до этого мы его видели в 1931 году, возвращающимся на поезде из Италии. Всего до 1960 года мы встретим Алексея Максимовича четыре раза, а до 1991 наберется больше десятка марок с Горьким.
Для этой серии Иваниваныч выбрал очень нехарактерное фото, где у Горького какой-то потерянный и трагичный вид. Фотография не каноничная, хотя и редкой ее не назовешь, автор фото пока не установлен, удалось лишь найти открытку с репродукцией фото (фото 5), на которой было указано А.М.Горький, Неаполь, 1924-1926. Ну что ж, будем искать.
Выпуск почтовых марок 1943 года посвящен 75-летию со дня рождения писателя Максима Горького. Первое произведение М. Горького - рассказ «Макар Чудра» - было опубликован в 1892 году. В последующие годы вышли всемирно известные работы М. Горького: «Песня о Буревестнике», «На дне», трилогия «Мои университеты» и др.
1943.4 75-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.ГОРЬКОГО (А.М.ПЕШКОВА, 1868-1936).
Зеленая
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 769 | СК 766 | Сол. 858
Дата выпуска 18.06.1943г.; печать глубокая, ВР (30 коп) и фототипия (60 коп); Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
Черно-синяя
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 770 | СК 767 | Сол. 859
Фото 5. Подпись на открытке.
А.М..Горький (А.М.Пешков)
(1868 -1936)
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева
Фото 4. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева
Вернемся к нашим баранам. Серия отпечатана предельно качественно, есть несколько описанных пропусков (сверху и справа для 1 руб, слева и справа для 10 руб), по которым у мэтров практически нет расхождений (фото 1, 2, 3).
В продажу марки поступали листами по 50 штук с форм фактором листа 10х5.
В 1944 году наша марка номиналом 1 руб была выпущена уже в другом цвете, который, однако, глаз мужчины различить не в силах. Сине-стальной был заменен на серо-стальной (хех), при этом разница в печатных оттенках в пределах одного тиража полностью нивелирует столь тонкое отличие цвета. Если бы не наличие/отутствие плашки, марки были бы неразличимы.
Теперь о наградах. Орден Отечественной войны — это очень непростой и своеобразный орден, первая советская награда периода Великой Отечественной войны. На Вики есть отличная статья про него. Один из немногих советских орденов, передававшихся семье как память после смерти награждённого (наряду с орденом Октябрьской Революции, орденом «Мать-героиня» и орденом «Материнская слава»; остальные ордена необходимо было возвращать государству) вплоть до 1977 года, когда порядок оставления в семье распространили на остальные ордена и медали.

Дифференцируется три основных типа ордена:
  • Орден Отечественной Войны I и II степени (первый тип — «подвесной», 1942—1943 гг.).
  • Орден Отечественной Войны I и II степени (второй тип — «винтовой», июнь 1943—1991 гг.).
  • Орден Отечественной Войны I и II степени (третий тип — «юбилейный выпуск», 1985 год).

Первоначально орден предполагалось назвать «За военную доблесть». К работе над проектом ордена были привлечены художники Сергей Иванович Дмитриев (автор медалей «За отвагу», «За боевые заслуги») и Александр Иванович Кузнецов. Первые эскизы, из которых отобрали несколько работ для изготовления пробных экземпляров в металле художники исполнили всего за два дня. 18 апреля 1942 года образцы были представлены на одобрение. За основу будущей награды решено было взять проект Кузнецова, а идея надписи «Отечественная война» на знаке была взята из проекта Дмитриева. Собственно, на марке мы видим орден первого типа на подвесе, который выпускался в 1942-1943 годах; только Мандрусов немного усилил рисунок, сообщив ленте гергиевский узор. В жизни лента плашки просто бордовая, как мы видим на фото справа.

Итак, эта серия дает начало абсолютно эпичному циклу серий, посвященных наградам СССР. Мандрусов выбрал очень красивый формат — вытянутая вверх марка, выполненная на очень плотной бумаге металлографией, с неярким моноцветом — смотрится совершенно убойно. Центральная Экспедиция знаков почтовой оплаты наркомата связи СССР заказала Мандрусову ряд эскизов наград и миниатюр марок, которыми впоследствие распорядилась достаточно вольно. Марки печатались без согласования с автором цветов, размеров и элементов дизайна миниатюр. Более того, повторные выпуски проводились даже без участия Мандрусова, так как заданный им дизайн был настолько хорош, что дальнейшее вовлечение художника в целом и не требовалось, чем не преминуло воспользоваться почтовое ведомство СССР. Соответственно, Экспедиция, заплатив художнику единожды за эту серию, не торопилось расставаться с деньгами за последующие серии с использованием наработок Мандрусова. Пришлось художнику судиться за авторские с наркоматом связи до самой своей смерти. Однако наработок и эскизов Александра Александровича хватило с лихвой, чтобы марки эпопеи выходили в тираж и после смерти художника. Такая вот история, друзья.
В 1943 году почта СССР начала выпуск легендарной филателистической эпопеи о наградах СССР. 1 июля 1943 года вышла первая серия из двух марок «Ордена СССР». На марках серии изображены Орден Отечественной войны и Орден Суворова с наградными плашками (лентами); в дальнейшем ордена изображались уже без этой детали.
1943.5 ОРДЕНА СССР.
Сине-стальная
Тираж - 1 500 000 шт.
Зв. 771 | СК 768 | Сол. 860
Дата выпуска 01.07.1943г.; металлография; Л12¼.
Художник — А.Мандрусов.
Серо-оливковая
Тираж - 500 000 шт.
Зв. 772 | СК 769 | Сол. 861
Зв. 813 | СК 812 | Сол. 902
Зв. 771 | СК 768 | Сол. 860
1944г. Орден ВОВ.
Серо-стальная
Орденом Отечественной войны награждались солдаты и начальствующий состав Красной армии, Военно-морского флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. Награждение орденом Отечественной войны производилось указом Президиума Верховного Совета СССР. Орден Отечественной войны состоял из двух степеней: I и II степени. Высшей степенью ордена является I степень. Степень ордена, которым удостаивается награждаемый, определяется указом Президиума Верховного Совета СССР.
В статуте ордена впервые в истории советской наградной системы перечислялись конкретные подвиги, за которые отличившийся мог быть представлен к награде. Чтобы своевременно награждать бойцов и командиров, отличившихся в боях, право вручать орден Отечественной войны было передано военному командованию — от командующих фронтами и флотами до командиров корпусов включительно. Награждение орденами часто происходило в боевой обстановке сразу же после совершения подвига.
1943г. Орден ВОВ.
Сине-стальная
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Орден Отечественной войны I и II степени.
Орден Отечественной войны I степени, тип I (подвесной).
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Всего две марки, очень похожие по сюжету и даже по цвету, но, тем не менее, дают хороший задел страждущему коллекционеру. Ничего особенного, но есть 8 разновидностей
  1. Существует версия марок на желтой и белой бумаге. Загорский с Соловьевым вариации по бумаге прямо выделяют в отдельные индексы, а Соловьев даже дает развернутый комментарий - желтые марки характерны для основного выпуска, белые марки - дла дополнительного выпуска ориентировочно конца 50-х годов (фото 1, 3).
  2. 60 коп существует в двух размерах кадра, в чем мэтры единодушны. Есть небольшая разница между каталогами в оценке размеров, но совершенно несущественная.
  3. У 30 коп есть два официальных пропуска (по Загорскому - один).
  4. Есть один вид дефекта клише, который отмечают и Зверев, и Соловьев. (фото 2, 3).
  5. Поступали в продажу листами по 100 шт (10 х 10) без разделительных дорожек.
Теперь культурология. Честно говоря, внимательно влезать в философсие дебри маркизма нам не в кайф, равно как и искать источники вдохновения наших миниатюр. Маркс был немцем еврейского происхождения, при этом довольно резким антисемитом, да вдобавок еще и рьяным русофобом, настолько, что работникам пропаганды в СССР приходилась подвергать цензуре некоторые высказывания Карла Маркса за их откровенно хамский характер. Вдобавок Маркс сидел на шее у Энгельса в финансовом плане, а дорогая редакция не любит таких пассажиров. Так что мы отплатим Марксу за его русофобство и не будем тратить на него наше время более.
Лучше мы обратимся к дебютанту марочной миниатюры 1943 года, которому как раз принадлежит авторство дизайна этого набора. Знакомьтесь, друзья — Николай Николаевич Жу́ков (1908—1973) — советский художник-график, иллюстратор, народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий. Это один из немногих художников, который свой фронтовой путь начал совсем простым солдатом: Николай Николаевич служил в артиллерийском расчете на Калининском фронте прямо с первых дней войны. За первые же четыре месяца пребывания на фронте Жуков сделал более ста рисунков. Солдаты часто стояли у него за спиной в то время, когда художник делал наброски, и наблюдали за его работой. Сам Николай Николаевич рассказывал об этом:
«Я был весь мокрый от волнения, я так хотел, чтобы меня не подвёл карандаш, потому что от меня ждали правды — похож или не похож. В эти минуты я не мог сказать им: «Отойдите, не смотрите!»
Самая любимая тема Жукова была детская. За свою жизнь художник создал тысячи рисунков о детях. Эти рисунки украшали конверты и открытки, печатались в журнале "Мурзилка"; всего же Жуков создал более десяти тысяч рисунков. Правда, три с половиной тысячи из них сам же и сжёг, так как был чрезвычайно требователен к себе.
В 1946 году газета "Правда" командировала Николая Жукова в Нюрнберг для художественной фиксации Нюрнбергского трибунала, и в течение сорока дней художник находился в зале заседания суда, стремясь наиболее полно зафиксировать все этапы исторического процесса. За эти дни он сделал 400 рисунков, куда вошли все подсудимые, защитники, судьи и журналисты. Эти рисунки стали каноничными изображениями нацистских преступников во время суда.

Также Николай Николаевич упоминается в связи с разработкай дизайна пачки папирос "Казбек". Однако здесь вопрос несколько темный, замечено минимум пять художников, которым приписывается авторство этого знаменитого дизайна, так что эту тему мы не педалируем.
Жуков прожил мощную, наполненную жизнь, информации по нему довольно много, даже вот книжку написали. Очень хорошая статья есть про него на Дзене, а также богатый материал, снабжнный библиографическими ссылками на сайте Липецкой областной библиотеки, так как сам Николай Николаевич был родом из Ельца.
Всего Николай Николаевич сделал дизайн 16 знаков почтовой оплаты, и Маркс 1943-го года первая работа художника в этой области. Судя по всему, Жуков творчески переосмыслил самое распространенное изображение Маркса, слегка его подправил и насыпал на подложку марксистских трудов, типа, несколько томов "Капитала", "Тезисы о Фейербахе" и еще какую то слаборазличимую философскую писанину, которой Маркс нарубил аж на 50 (!) томов.
Немецкий философ и экономист Карл Маркс - основоположник марксизма, автор теорий прибавочной стоимости и классовой борьбы. Некоторые его работы «Капитал» (1867), «Манифест коммунистической партии» (1848, в соавторстве с Ф.Энгельсом) оказали решающее влияние на формирование теории большевизма и ленинизма. Годовщина дня рождения К.Маркса была отмечена выпуском серии почтовых марок «125-летие со дня рождения К. Маркса».
1943.6 125-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.МАРКСА.
Черно-синяя, 30 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 773 | СК 770 | Сол. 862
Дата выпуска 01.09.1943г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Н.Жуков.
Серо-зленая, 60 коп.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 774 | СК 771 | Сол. 863
Таблица 1. Разновиды
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Дефекты клише, пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева

Жуков Николай Николаевич

(1908—1973)

...«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала виртуозом в искусстве рабства»...

«Разоблачения дипломатической истории XVIII века». Незавершенная работа 1857 г.
Сине-зеленая.
Тираж - 1 000 000 шт.
1943.7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНЫЙ ВЫПУСК "МАРШАЛЬСКАЯ ЗВЕЗДА".
Зв.775 | СК 772 | Сол.864
Дата выпуска 15.09.1943г.; печать глубокая. Зубцовка: Л12¼.
Художник — Ф.Козлов.
На марке изображен почетный знак отличия высших воинских званий - Маршальская Звезда. Рисунок идентичен марке серии 1941 года «23-я годовщина Красной армии и Военно-Морского Флота СССР» с номиналом 1 рубль. Очевидно, что ничего особенного у марки нет. Есть один официальный всеми признанный пропуск сверху (фото 2), известный только в гашеном виде; да Соловьев нашел один дефект клише (фото 1).
По данным Владимира Юрьевича, марка претерпела повторный выпуск в 50-х годах, но специфических отличий не приводит. Поступали в продажу в листах по 100 штук 10х10 без разделительных дорожек.

Ма́ршальская звезда́ была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1940 года. Маршальские звёзды вручались лицам, имеющим воинские звания Маршала Советского Союза, а с 1955 года — Адмирала Флота Советского Союза. В 1943 году была учреждена маршальская звезда, условно именуемая звездой «малого» типа, предназначенная для вручения маршалам рода войск, с 1962 года — адмиралам флота, а с 1974 года — генералам армии.
Существует два типа звезд - большого и малого.
  • Маршальская Звезда большого типа являлась знаком отличия военнослужащих, имеющих звание Маршал Советского Союза, учреждена 2 сентября 1940 года, вручена 38 Маршалам Советского Союза из 41, одному Маршалу Российской Федерации (И.Д.Сергееву) и троим Адмиралам Флота Советского Союза.
  • Маршальская Звезда малого типа являлась знаком отличия имеющих звание: маршал артиллерии, маршал авиации и маршал бронетанковых войск, учреждена 27 февраля 1943 года; маршал инженерных войск и маршал войск связи, учреждена 20 марта 1944 года; адмирал флота, учреждена 5 июня 1962; генерал армии, учреждена 1 ноября 1974 года. Малых звёзд изготовлено около 370 штук. Ими удостоены тридцать два кавалера в войсках авиации, тринадцать – в артиллерии, восемь – в бронетанковых войсках, шесть – в инженерных войсках, четыре – в войсках связи, двенадцать – в морском флоте и пятьдесят два генерала армии.
Маршальские Звёзды вручались в торжественной обстановке, подобно государственным наградам; как правило, Звезду вручал лично Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Обладателю Маршальской Звезды выдавалась также особая грамота. После смерти или разжалования военачальника Звезда подлежала сдаче в Алмазный фонд. Последним живым кавалером Звезды был маршал авиации Евгений Шапошников, скончавшийся в 2020 году. Аукционная стоимость такой фалеристической реликвии не имеет точных значений, известны лишь недостоверные оценочные данные. В любом случае, речь идет о десятках и сотнях тысяч долларов.
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Фото 2. Пропуск перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 1. Дефект клише. Каталог В.Ю.Соловьева
В сентябре 1943 года был осуществлён дополнительный выпуск высокономинальной марки стандартного выпуска, получивший неофициальное название " Маршальская звезда". Номинал марки 3 рубля.
Серия четко в стиле 1943 года, почему-то отенки синего, зеленого и коричневого были крайне характерны для 1943 и 1944 годов. Ничем особенным не выделяестся Владимир Юрьевич традиционно упоминает про повторный выпуск, который печатался (по его данным) на бумаге улучшенного качества, но никаких дополнительных данных, характерных для повторного выпуска не приводит.

Зато единственный из всех мэтров Соловьев дает индексы маркам с цветовыми отличиями:
  • Сол.866а - с зеленым фоном
  • Сол.867а - ярко зеленая
  • Сол.868а - с светло-ультрамариновым фоном (фото 4).

У серии отмечено пять официальных пропусков, в которых мэтры Зверев и Загорский удивительно единогласны (фото 1,2), а Соловьев добавляет пропуск у 60 коп слева, горизонтальную пару 60 коп с пропуском между и 3 руб пропуск справа (фото 3).
Марки поступали в продажу листами по 100 штук (10х10) без разделительных дорожек.
С культурологией не то что бы провал, просто история. Набор исполнили два художника: Виктор Сергеевич Бибиков и Александр Александрович Мандрусов. Экспедиция знаков почтовой оплаты организовала скрытый конкурс среди художников, в результате чего авторству Мандрусова принадлежит одна марка, две другие - Бибикову. Насколько можно судить из композиции, Мандрусовский зенитчик, так как пехотинцы и моряки практически идентичны композиционно. Об источниках вдохновения художников ничегошеньки дорогой редакции неизвестно.

Есть только непроверенные филателистические предположения, что корабль, разрезающий волны на втором плане 30 коп миниатюры — крейсер «Красный Крым». Но это не точно.
Рабоче-Крестьянский Красный Флот был образован декретом ВЦИК и СНК от 29 января 1918 года. Красная Армия (Рабоче-крестьянская Красная Армия) была организована 23 февраля 1918 года, когда началась запись добровольцев в Красную Армию. В 1943 году советская почта выпустила серию из четырех марок в честь 25-летия Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР с изображениями советских воинов различных родов войск.
1943.8. 25-ЛЕТИЕ КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.
Бойцы морской пехоты
Светло-коричневая, 20 коп
Тираж - 3 000 000 шт.
Бойцы морской пехоты
Ультрамариновая, 3 руб
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 776 | СК 773 | Сол. 865
Дата выпуска 01.10.1943г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художники — В.Бибиков, А.Мандрусов.
Краснофлотец-зенитчик
Черно-зеленая, 30 коп
Тираж - 5 000 000 шт.
Танковая атака
Ярко-зеленая, 60 коп
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 777 | СК 774 | Сол. 866
Зв. 779 | СК 776 | Сол. 868
Зв. 778 | СК 775 | Сол. 867
Крейсер "Красный Крым"
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 4. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева
Фото 3. Пропуски перфораци. Каталог В.Ю.Соловьева
Итак:
  1. 15 коп, зенитчик. Марка бывает как ГР, так и ВР, у ГР есть два размера кадра. Мэтры в целом солидарны, только Соловьев считает что марка ВР голубая, а ГР - ультрамариновая. Все остальные считают ее светло-синей.
  2. 20 коп, танки. Растр ГР, зафиксирован каталожный пропуск снизу (фото 1).
  3. 30 коп, штыковая. Загорский не приводит пропуска справа, приведенного у остальных коллег по цеху.
  4. 1 руб, зеленый боец. Тут все разъехалось. Как и в случае 15 коп, марка существует с ГР и ВР растрами, но...Зверев определяет два размера кадра для марок с ГР, а Соловьев - два цвета (сине-зеленый и желто-зеленый). Загорский самый лаконичный - есть марка ГР и ВР, и точка.
  5. 2 руб, граната. Тут без накладок.
Далее немного специфической интерсной информации. Соловьев традиционно упоминает повторный выпуск, который печатался (по его данным) на бумаге улучшенного качества, но никаких дополнительных данных по растрам/цветам для повторного выпуска не сообчает (фото 3). Зверев приводит несколько противоречивую информацию по фальсификации пропуска на 30 коп (фото 2). Противоречивость состоит в том, что, по Звереву, существует и истинный пропуск, и отскок на 30 коп; однако широкий отскок от узко обрезанного пропуска не отличается ровно ничем. В остальном, без революционной информации. Марки с глубокой печатью имели форм фактор листа 10х10, фототипийная 30 коп - 10х11.
А вот дальше начинается мощнейший культурологический жыр, которым мы обязаны постоянному автору журнала "Филателия СССР" А.Скрылеву. Чтоб два раза не вставать, оказалось, что А.Скрылев - это один из творческих псевдонимов, под которым писал известный ленинградский филателист и исследователь Владимир Карлинский. Читающему коллекционеру известно, что филателистический мир по сути своей весьма грустный, поэтому единичные живые истории, связанные с легендарными марками (особенно ранними Советами) быстро превратились в изустный эпос. Тут вот как раз такой случай, когда унылое филателистическое комьюнити наперебой копипастит одну и ту же историю про марку «Зенитчик у орудия». Исследование, проведенное Карлинским (Скрылевым) полвека назад оказалось очень живым, сочным и насыщенным экшеном, как раз в духе нашего проекта. Особенно вставляет тот факт, что в те достославные времена исследователь тратил месяцы на работу с бумагами и опросами тогда еще живых монстров фотографии и филателии; ныне же это занимает несколько часов или дней интенсивного клацанья мышью. Но вернемся ad radices...

...Если кратко, то история такова: где-то лет 50 тому назад Скрылев (Карлинский) обратил внимание на статью за автрством некоего И.Сачкова из Севастополя в "Советском коллекционере" №6 1968 года с фотографией, смутно напоминающей нашу синюю марку (фото 4). Автором фотографии значился наш великий советский военкор Борис Григорьевич Шейнин (фото справа), но ракурс фотографии не соответствовал изображению на марке, а Карлинский (Скрылев) понимал, что менять позу бойца без существенной на то причины автор миниатюры (до него тоже дело дойдет) точно бы не стал. Скрылева-Карлинского долго не отпускало, и в конце концов искомый ракурс обнаружился в "Комсомольской правде" от 3 августа 1941 года, а следом и в "Вечерней Москве" от 16 августа 1941 года (фото 5, 6), но уже за авторством безусловного любимца дорогой редакции, несравненного Славы Микоши, о котором мы писали в 1941 году. Распросы и дознание привели к неожиданному открытию. Надо же было такому случиться, что на сторожевом корабле "Шквал", где проходил службу моряк-зенитчик Черноморского флота Павел Скворцов, в этот день работало сразу два величайших фотокора одновременно — и Шейнин, и Микоша, которые выхватили одного и того же бойца с разницей в несколько секунд почти под одним и тем же углом!
Всю эту балалайку Карлинский (Скрылев) доступно и с сочными подробностями живописал в "Филателии СССР" №8 за 1971 год. Со своей стороны, мы дотошно собрали первоисточники, так что интересующиеся могут почитать этот детектив as is. (фото 4-7).

Теперь время ввести в повествование нового героя. Эта марка стала первой работой в филателистическом мире для крепкого советского художника, грековца Виктора Семеновича Климашина (1912-1960), который выполнил дизайн 40 миниатюр. По хорошему, нужно бы было нынче поговорить о нем, как о дебютанте. Но 1943 год наплотно и безоговорочно занят Мандрусовым, так что Климашину мы посвятим следующий, 1944. В этой серии карандашу и кисти Климашина принадлежит 15 и 20 копеек.

Марки 30 коп, 1 руб и 2 руб исполнил уже известный нам по Марксу этого же года Николай Николаевич Жуков. Про эту марку у филателистического комьюнити тоже имеется особое мнение. В «рукопашном бою» Жуков запечатлел достаточно кровавый момент смерти от штыка на поле боя, тем самым нарушив неписаный запрет международной филателии на изображение сцен убийств. Некоторые знатоки-искусствоведы от истории почты даже утверждают, что это самая брутальная марка во всем филателистическом мире.
За сим пока все. Получилась хорошая жирная статья. Наслаждайся, дорогой читатель.
Этот относительно невзрачный набор неожиданно имеет целый багажник неожиданностей, как коллекционных, так и культурологических. Начнем с коллекционных сюрпрайзов. Марки выпущены сразу двумя полиграфическими способами - большая часть глубокой печатью и одна марка - фототипией. При этом как-то получилось неожиданно много вариаций у двух марок, когда мэтры не совпали в оценке размеров кадра и цвете марок из набора...мы даже решили сделать табличку №1.
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) был образован 29 октября 1918 года (первоначально как Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ). В комсомоле состояли молодые люди от 14 до 28 лет. 25-летие образования ВЛКСМ было отмечено советской почтовой службой выпуском серии из пяти марок с изображениями молодых воинов - участников Великой Отечественной войны.
1943.9. 25-ЛЕТИЕ ВСЕСОЮЗНОГО ЛЕНИНСКОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ.
Светло-синяя, 15 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 784 | СК 779 | Сол. 873
Зв. 785 | СК 780 | Сол. 874
Зв. 787 | СК 782 | Сол. 876
Зв. 788 | СК 783 | Сол. 877
Зв. 786 | СК 781 | Сол. 875
Дата выпуска 01.10.1943г.; печать глубокая и фототипия (30 коп). Зубцовка Л12¼.
Художники — В.Климашин, Н.Жуков.
Красно-оранжевая, 20 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Красная и коричневая, 30 коп.
Тираж - 1 000 000 шт.
Желто-зеленая, 1 руб.
Тираж - 1 000 000 шт.
Серо-синяя, 2 руб.
Тираж - 1 000 000 шт.
Разновиды. Таблица 1.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева
Фото 4. "Советский коллекционер" №6, 1968г.
Фото 5. "Комсомольская правда" от 3.08.1941г.
Фото 6. "Вечерняя Москва" от 16.08.1941г.
Фото 7. "Филателия СССР" №8, 1971г.
Шейнин Борис Григорьевич
(1915—1990)
Микоша Владислав Владиславович
(1909—2004)
Что же такого в этих не очень взрачных на первый взгляд марках? А тут, дорогие друзья, имеет место быть портрет Владимира Владимирыча Маяковского, который принадлежит величайшей фигуре в истории советского дизайна и рекламы, можно сказать атланту фотографии и титану живописи, основоположнику советского конструктивизма, неподражаемому Алекса́ндру Миха́йловичу Ро́дченко! Да-да, дорогой читатель, вот этот вот пухлый парнишка с нарочитой трубкой является совершенно фундаментальной фигурой нашего советского визуального искусства. Вклад Родченко в советский дизайн неоценим, Родченко создавал советский дизайн как явление. До сих пор мы встречаем вот эту вот фотку голосящей девчонки в платочке в контексте разных там всяких реклам. Спорим, что вы не в курсе, что это Лиля Брик?
Писать оду Родченко на страницах нашего проекта мы не будем, про Родченко масса колоссале материалов в сети, например здесь, или вот здесь; около тысячи его фотографий на проекте "Россия в фото" и прекрасная статья на Вики. Нас то интересует Владимир наш Маяковский в контексте фотографий Александра Михайловича. Вообщем, дело было так.
В 1920-м году Александр на одной из выставок познакомился с Владимиром Маяковским и Лилей Брик. Завязалось многолетнее художественное партнерство и тесная дружба: Родченко был для Маяковского «стариком», Родченко же звал поэта Володей. Позже мастер опубликовал текст «Работа с Маяковским», где рассказал о работе с Володей, о времени в доме «Брико-Маяковского» в Москве и на их даче в Пушкино.
Также Родченко посвятил товарищу главу автобиографии «Опыты для будущего». Лиля Брик, «муза русского авангарда», стала одной из главных моделей фотографа: это Лиля агитирует советскую молодежь покупать книги на знакомом многим плакате для ленинградского отделения Госиздата — классическом примере визуальной интерпретации речи. Александр Родченко, объединившись с Владимиром Маяковским, создали творческую группу «Реклам-конструктор «Маяковский — Родченко», которая начала формировать рынок новой советской рекламы: Родченко отвечал за графическую композицию, Маяковский — за тексты. Каждая реклама состояла из порции броских стихов Маяковского, которые сопровождались рисунком в сатирическом стиле и окончательный выбор дизайна оставался всегда за Родченко. К работе относились серьезно, воспринимая рекламу как литературное и художественное оружие. Продукция «Реклам-конструктора» «завоевала» Москву и переменила старый рекламный стиль. Плакаты для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций оставили отпечаток на художественно-бытовой среде 1920-1930-х годов и до сих пор мотивы работ дуэта используются в современной рекламе.
В 1924 году Маяковский позировал Родченко в его мастерской на Мясницкой 21. Получилась серия из шести скупых портретов поэта на фоне стены. Александр Родченко вспоминал об этой съёмке:

«В 1924 году я впервые сделал 6 фотографий с Володи Маяковского — это один из лучших его портретов и очень популярный. Вечером я был у Бриков, Володя играл с Михаилом Левидовым и ещё с кем-то, не помню, в ма-джонг. Игра была очень оживлённая, так как Володе везло. Было уже поздно и Левидов все деньги проиграл, но, желая отыграться, он поставил за какую-то сумму свою вечную ручку, не помню за сколько…
Володя выиграл и положил ручку в открытый боковой карман. Игра ещё продолжалась несколько, но уже не знаю на что, но вскоре прекратилась.
Левидов стал просить ручку, ссылаясь на то, что это орудие производства, а долг он завтра отдаст. Володя был весел и страшно гордился выигрышем. Ответил: «Нет», он отдаст её тоже завтра, «не ставь орудие производства в карты. А я как трофей буду носить, пока не отдашь деньги». Левидов ушел обиженный...
На другой день утром, прямо с Водопьянова, Володя зашёл ко мне, и я снял с него 6 фото в моей мастерской на Кировской:
1. Поясной портрет с папиросой.
2. В шляпе, до колен (выставленный на Всесоюзной фотовыставке в 1937 году).
3. В шляпе, в рост, с руками (не печатался).
4. Голова в фас.
5. Сидящий по колени.
6. Стоящий в рост.
Всё это снято 9×12, Берито, f число 6,3, на советских пластинках. Печатал первый особенно много в нашей печати и экспонировал на выставках за границей».

Наш портрет, использованный в миниатюрах, это номер один, поясной с папиросой и его по праву можно считать первым появлением творчества советских авангардистов в филателии.

Данный момент знаменует собой второе явление Владимира Владимировича Маяковского в советской филателии, первое, как мы помним, состоялось в июне1940 года, когда были выпущены четыре марки к 10-летию смерти поэта на базе фотографий Штеренберга и Шумского. Наш набор также не подкачивает. Не смотря на эдакую скромность, совершенно неожиданно, серия имеет интересную коллекционную составляющую, а культурологическую и вовсе зашкаливающую.
Сначала за предмет. При отсутствии, по большому счету, брака, данная серия предложила мэтрам определенного рода вызов в части классификации, в результате которого каждый мэтр (редкий случай!) отфиксировал чисто свои разновиды, которые не пересекаются между собой.
  • Все мэтры согласны с мнением, что марки печатались на разной бумаге, и Валерий Борисович вводит для синей марки разновид СК778а - желтая бумага и даже приводит релевантную картинку (фото 1).
  • Александр Владимирович дает очень обтекаемый комментарий о том, что марки печатались на разной бумаге, с разной плотностью и с разным клеем, не вводя при этом никаких дифференциаций. Зато у него появляется дефект клише Зв.781d - деформированные буквы "ЧТА" у синей марки (фото 2).
  • Владимир Юрьевич плотно садится на конька и прямо рассказывает что есть who в этой серии. Мы узнаем, что серия перевыпускалась в конце 50-х, основной выпуск бывает двух типов и изначально выпуск печатался на бумаге желтоватой (фото 3). Сходу вводится три типа марок. Тип 1 - основной выпуск, простая бумага (можем предположить, что она желтоватая) и серый клей; тип 2 - основной выпуск, плотная бумага и желто-коричневый клей, тип 3 - повторный выпуск, бумага белая. Соловьев оперирует тем же дефектом клише, что и Зверев, только называет его несколько иначе: укороченная "Т" в слове почта (Сол.870К), заодно приводитего позицию в листе - 76. Владимир Юрьевич молодец!
  • Владимир Юрьвич приводит 5 пропусков, да еще и постит их картинками. Нет причин не верить; Владимир Юрьевич молодец два раза. прикольноорогой редакции было несколко
За сим, в целом, все. Марки поступали в продажу листами по 100 штук с типичным форм фактором 10х10. С нетерпением переходим к культурологической составляющей, которая у этого набора жирная как астраханская вобла.
В 1943 году почтовое ведомство Советского Союза выпустило памятную серию почтовых марок, посвященную 10-летию со дня смерти одного из крупнейших поэтов XX века Владимира Владимировича Маяковского. На марках серии изображен портрет В.В. Маяковского, выполненный по фотографии Александра Родченко 1924 года. Рисунок дополняют строки из стихотворения 1928 года «Лозунги-рифмы».
1943.10 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО.
Красно-оранжевая
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 780 | СК 777 | Сол. 869
Дата выпуска 31.10.1943г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
Синяя
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 781 | СК 778 | Сол. 870
Фото 1. Пропуски перфорации и разновиды. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 4. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.

Родченко Александр Михайлович

(1891—1956)

Владимир Маяковский. Осип Брик. Лиля Брик. А.Родченко 1924г.

Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
И на культурологической ниве для этих марок все не так уж душно. Автором набора является очень неплохой художник, авангардист Георгий Александрович Ечеистов. Как мы писали ранее, в годы войны марки рисовали совершенно неожиданные художники, которые впоследствие никогда не возвращались к этому виду живописи. Ечеистов тоже из их числа. Каким-то чудом его занесло в поле зрения Гознака, что привело к
появлению двух работ - нашей вот конференции, да еще последующей серии, посвященной Тургеневу. Более Ечеистов на небосводе филателии не появлялся. А наш набор можно считать вторым после родченковского Маяковского появлением авангардистов в филателии.

Художником Георгий Александрович был довольно известным, иллюстрировл массу книг в очень узнаваемой технике, до сих пор (!) в узких кругах проходят его выставки и информации по нему в сети прямо немало. Умер, к сожалению, художник совсем молодым. На протяжении долгих лет Ечеистов вел художественные дневники и из записей 1940-х следует, что художник последние годы жизни пребывал в депрессии из-за нереализации творческого потенциала в силу общественно-политических обстоятельств того периода, проблем с нехваткой средств на содержание семьи, а также слабого здоровья, приведшего в конечном итоге к ранней смерти. По фото и не скажешь. Скорее какой то стильный певец, нежели грустный художник.
Марки многоцветные, в серо–коричневых тонах, с изображением государственных флагов СССР, Великобритании и США, что для кляссера советского коллекционера было предельно нехарактерно. Всего в двух марках СССР до 1961 года мы можем обнаружить без лупы американский звездно-полосатый флаг, и уж подавно - британского Джек Юниона. Более того, в связи с начавшейся холодной войной, марки были изъяты как из продажи, так и из каталогов.
В каталоге «КОГИЗ-48» серия еще есть, а уже в последующих советских каталогах, вплоть до 1976 года, флагами союзников и не пахнет. С учетом очень скромного тиража и обширных страданий набора, его цена почему-то не велика; соответственно, отношение коллекционера к ним тОкОе, без придыхания. Марки не стали востребованными и редкими, что удивительно.

Хотя если копнуть чуть глубже, набор не плох в коллекционном смысле, а именно:
  • Во первых, все метры (фото 1, 2, 3) отмечают разновид 3 руб с двойным оттиском красного (Зв.790, СК785Та). Соловьев отдельный индекс разновиду не дает. Зверев приводит интересную инфу о гашении таковых разновидов (фото 1).
  • Соловьев насыпает целую кучу разновидов 3 руб по дефектам клише, в том числе и устойчивым (фото 3). Это Сол.879К (позиция 91, разбита "А"); 879К1 (позиция 82, "Л" вместо "А"), 879К2 ("П" без полки), 879К3 ( без левой рамки), 879К4 (без верхней рамки).
  • Также Соловьев упоминает про повторный выпуск марок в конце 50-х, но никакой специфики не приводит. Эта информация нам кажется очень спорной, с учетом того, что марки были изъяты из обращения Вполне возможно, что обозначение повторного выпуска в каталоге при верстке скопипастилось.
  • По пропускам типичная картина - три по Звереву, четыре по Загорскому, пять по Соловьеву. Соловьев приводит фото, но волшебным образом, все картинки только тех пропусков, которые приводит Зверев (фото 1, 2, 4).
Вообщем, такой себе вполне матерьялец. В продажу марки поступали листами по 100 штук с форм-фактором 10х10.
Серия из двух почтовых марок 1943 года посвящена проведению Тегеранской конференции - первой конференции лидеров стран антигитлеровской коалиции (Рузвельта, Черчилля и Сталина). Главной целью конференции было принятие окончательного решения по методам борьбы с Германией и её союзниками - странами оси, а также открытие второго фронта в Западной Европе. На марках серии «Создание антигитлеровской коалиции» изображены флаги государств - участниц конференции и высказывание И. Сталина: «Да здравствует победа англо-советско-американского боевого союза!».
1943.11 СОЗДАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ (ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ).
Многоцветная
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 789 | СК 784 | Сол. 878
Дата выпуска 25.11.1943г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Г.Ечеистов.
Многоцветная
Тираж - 500 000 шт.
Зв. 790 | СК 785 | Сол. 879
Ечеистов Георгий Александрович
(1897—1946)
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 4. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Во-первых, у коричневой марки 30 коп есть полноценный дублер с гребенчатой перфорацией. Мэтры присвоили ему индекс "А". Во-вторых, серия поступала в продажу листами 10х5 с разделительной дорожкой 10 мм между блоками 5х5. Такой форм-фактор поддал интереса к серии - сразу появилась коллекционная составляющая в виде гаттер-пар, гаттер-квартблоков, то же самое для гребенки; а еще есть такая хитрая зверюга, как гаттер пара с пропуском слева (фото 2). Вообщем, две простые марки дают неожиданнно широкий коллекционный простор. Валерий Борисович подсвечивает два официальных пропуска перфорации, Александр Владимирович ограничился экзотическим пропуском с гаттер-парой (фото 1, 2). Кстати, серия недешевая, и, что особенно интересно, более дорогой является марка с бОльшим тиражом (30 коп). Объяснение простое - часть тиража попала под бомбежку при перевозке из печати и была безвозвратно утрачена, и его пришлось срочно допечатывать с другим перфоратором.


Примечательно то, что в тексте, размещенном под портретом, была допущена ошибка. Это отрывок из высказывания писателя: «... великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». На марках, вместо слова «правдивый», ошибочно напечатали «справедливый», из-за чего выпуск был изъят из обращения.

В 1943 году, к 125-летию со дня рождения И.С.Тургенева, была выпущена марка. На первый вгляд все с ней отлично. Но это только на первый взгляд.

Кто хорошо учил в школе литературу, помнит тургеневское: «... Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Теперь посмотрим на марку и увидим: «великий, могучий, справедливый и свободный русский язык»...
Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, классик русской литературы второй половины XIX века, внёсший значительный вклад в развитие литературы. Его произведения «Записки охотника», рассказ «Муму», повести «Первая любовь», «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» вошли в золотой фонд русской литературы. Несмотря на тяжелое время, к 125-летию со дня рождения Тургенева в обращение вышли две марки с его портретом.
1943.12. 125-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.С.ТУРГЕНЕВА (1818-1983).
Марка коричневая, 30 коп.
Тираж - 5 000 000 шт.
Л12 ¼. Зв. 731 | СК 728 | Сол. 821
Дата выпуска 01.11.1943г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — Г.Ечеистов.
Марка лиловая, 1 руб.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 732 | СК 729 | Сол. 822
Музаххиб Махмуд. XVI век.
Алишер Навои.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Made on
Tilda