СССР
1941 год
~
Год беды. Год пепла. Год нечеловеческих испытаний, выпавший на долю нашего многострадального народа. 1941 год. Сразу после нападения Германии на СССР стало понятно, что нужно развернуть масштабную пропаганду, чтобы в огромной стране не возник хаос. Быстрое продвижение немецкой армии и потеря важных городов на западе страны могли стать ударом для каждого человека, но нельзя было допустить, чтобы это воспринималось как катастрофа. Необходимо было объяснить людям сложность ситуации и в то же время вселить уверенность в том, что враг скоро будет отброшен, а победа будет за Советским Союзом. Мощнейшим инструментов агитации и пропаганды стали плакаты. 24 июня 1941 года ответственность за пропаганду на радио и в печати было возложено на Совинформбюро. Работа велась через Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделение по работе с войсками противника РККА, где разрабатывались и утверждались основные направления агитации и пропаганды.

В филателии 1941 года проявились сразу два имени, которые стали легендарными при жизни в силу сложившихся вокруг них эпичных обстоятельств.
Первое имя - это Ираклий Моисеевич Тоидзе. Нет ни одного человека в России, который не знает плаката, олицетворяющего Родину в образе матери, призывающей народ к защите Отечества. "Родина-мать зовет". Сын Ираклия Моисеевича вспоминает:
«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. <...> Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР...К утру плакат был готов, через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион."
К сожалению, почтовое ведомство СССР решило не размещать эту эпохальную работу на почтовых марках начала войны, хотя это было бы самое логичное и правильное решение с точки зрения правильной и сильной пропагандистской установки. На страницах нашего проекта мы устраним эту историческую несчправедливость по отношению к Ираклию Моисеевичу, и все-таки воздадим ему должное, хотя в этом году ему принадлежит авторство набора из двух марок, посвященных Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Второе имя филателистического года — Виктор Борисович Корецкий, которому принадлежит марка "Будь героем", сделанная по мотивам его же одноименного плаката. И об этом рассказ ниже.
Корецкий Виктор Борисович
(1909 – 1998)
Тоидзе Ираклий Моисеевич
(1902 – 1985)
Открывает 1940 год серия, посвященная индустриализации СССР. Коллекционная составляющая серии жирна настолько, насколько только уважаемый коллекционер может себе представить в самом сладком сне. Невероятное разнообразие зубцовок, растров, размеров кадра, пропусков, дефектов клише, оттенков и даже толщины бумаги. Без знаменитой Таблицы 1 делать решительно нечего.
30 описанных разновидов! Такой впечатляющий набор может лечь в основу отличной коллекции, посвященной индустриальным достижениям Страны Советов. Советская филателия много и охотно обращалась к теме промышленности; подумав, можно озадачиться сбором тематических документов эпохи начианая от приказов, автографов, отраслевых знаков отличий и до бесконечности. В высшей степени перспективная коллекционная тема.

Несмотря на некоторые расхождения в классификации, наши дорогие мэтры в оценке серии очень солидарны, по-своему каждый молодец, так как каждый из мэтров зацепил нечто особенное в этом наборе.
  • Александр Владимирович Зверев шикарно выделил малый кадр у 10 коп синей марки. Большой размер кадра характерен для линейки с растром ГР. Малый размер кадра чаще встречается у гребенки ГР. Остальные мэтры размер кадра в каталогизации не учитывают (Таблица 1).
  • Владимир Юрьевич Соловьев шикарно выделил дефекты клише (вернее, перегравировку) для 15 коп фиолетовой домны. Остальные мэтры эти разновиды не поддержали (фото 4).
  • Валерий Борисович шикарно все распедалил по пропускам, учтя при этом зубцовки и растры. Самый подробный набор приведен у Соловьева, но у Загорскогоу он системнее (Фото 1, 2, 3).
  • Дорогая редакция озадачилась информацией из раздела "Фальсификаты"в каталоге Зверева (фото 5). Александр Владимирович пишет про сложные комбинации фальсифицированных пропусков - горизонтальные и вертикальные пары/штрейфы у 10, 15, 20 коп и 1 руб. Может ли нам читатель прояснить, как можно сделать пропуск у пары марок, если у этой марки нет беззубцового варианта? Полностью новая печать или врезка рисунка? Что-то мы не поняли в силу ограниченности знаний. Надо отметить, что ничего из упомянутого Зверевым как фальсификаты, остальные мэтры у себя в перечне пропусков также не отметили.
  • Выпускались марки листами по 100 штук 10х10 без разделительных дорожек, кроме (!) 30 копеек. Паровозы шли с дорожкой посередине, соответственно в природе существуют гаттер-пары паровозов.
Культурологическая часть набора сокрыта во мраке. Мало того, что сами по себе нехитрые коллажи могли быть сделаны по любой фотографии из журнала "Огонек", а то и вовсе по наитию, дак еще и художника оказалось не сыскать. Автора серии зовут Фёдор Иванович Козлов (1884—1957), всего ему принадлежит авторство 17 марок СССР: индустриализация, армия и флот 1941, Чехов 1940 года, плюс две марки в серии "20 лет ВЛКСМ" 1937 года. Информации в инете по нему ровно ноль.
Серия почтовых марок 1941 года посвящена проведению индустриализации в Советском Союзе. Процесс ускоренного наращивания тяжелого производства отражен в сюжетах марок серии: марки изображают рабочих, доменную печь, различные виды пассажирского и сельскохозяйственного транспорта.
1941.1. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР.
Индустриальный пейзаж
Темно-зеленая, 1 руб.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 692 | СК 689 | Сол. 782
Дата выпуска 23.01.1941г.; печать глубокая. Зубцовка Л12 ¼.
Художник — Ф.Козлов.
Рабочий и работница
Темно-синяя, 10 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Дорога к Тушинскому аэродрому
Темно-синяя, 20 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Автомобили на фоне подшипника
Темно-коричневая, 60 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 695 | СК 692 | Сол. 785
Паровозы
Темно-коричневая, 30 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 693 | СК 690 | Сол. 783
Комбайны в поле
Коричневая, 50 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 694 | СК 691 | Сол. 784
Домна
Фиолетовая, 15 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 696 | СК 693 | Сол. 786
Зв. 690 | СК 687 | Сол. 780
Зв. 691 | СК 688 | Сол.781
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Таблица 1. Разновиды.
Фото 5. Фальсификаты. Каталог А.В.Зверева
Фото 4. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
1941.2. 23-Я ГОДОВЩИНА КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.
Зв. 704 | СК 701 | Сол. 794
Зв. 697 | СК 694 | Сол. 787
Зв. 703 | СК 700 | Сол. 793
Зв. 698 | СК 695 | Сол. 788
Зв. 702 | СК 699 | Сол. 792
Сине-зеленая
Тираж - 2 000 000 шт.
Фиолетовая
Тираж - 2 000 000 шт.
Темно-синяя
Тираж - 2 000 000 шт.
Темно-синяя
Тираж - 3 000 000 шт.
Коричневая
Тираж - 8 000 000 шт.
Светло-краснаяя
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 701 | СК 698 | Сол. 791
Зв. 700 | СК 697 | Сол. 790
Серо-зеленая
Тираж - 2 000 000 шт.
Ярко-зеленая
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 699 | СК 696 | Сол. 789
Дата выпуска 22.02.1941г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художники — Ф.Козлов, И.Дубасов.
Хорошая, красивая серия редкого для почтовых миниатюр автора Фёдора Ивановича Козлова (1884—1957). Более мы с ним не встретимся в наших историях, обидно. Индустриализация и Красная армия у него получились очень хорошо.
Основной интерес в этом наборе вызывает факт наличия двух абсолютно полноценных вариантов зубцовки - линейной и гребенчатой. Нигде в интернете мы не смогли найти данные про происхождение такого расщепления серии. Достаточно много пропусков, та что мы не стали отказывать себе в удовольствии собрать Табличку №1 (см.ниже).
В целом, из таблички все становится понятно. У мэтров практически полный консенсус по классификации, есть частные дополнения разной степени полноты.
  • Возьмем за базу Александра Владимировича Зверева. По его версии, у серии существует только 4 пропуска, все у линеек (фото 1).
  • Валерий Борисович декларирует 7 пропусков, добавив в набор Зверева пропуск у 5 коп слева и два пропуска на гребенках (фото 2).
  • Владимир Юрьевич декларирует 8 пропусков. К набору Зверева Соловьев добавляет 15 коп слева и три пропуска у гребенок (фото 3).
  • Зверев дает обширный комментарий по фальсификатам. Надо отметить, что приведенные фальсификаты сложные, все с пропуском у разделительной дорожки. Изготовление такого пропуска - это целая промышленная технология, информация Зверева прямо эксклюзивная (фото 4).
Марки поступали в продажу листами по 100 штук 10х5 + 10х5 с разделительными дорожками. Устойчивых дефектов клише не приводится. Марка номиналом 1 руб печаталась как отдельный стандартный выпуск 1943 года номиналом 3 руб.
Второй набор Козлова, и с культурологиней опять беда. Стиль миниатюр определенно один и тот же, очень узнаваемый. Источники вдохновения не понятны от слова совсем. Если у нашего читателя есть идеи и знания - поделитесь, будем безмерно благодарны.
Рабоче-Крестьянский Красный Флот был образован декретом ВЦИК и СНК от 29 января 1918 года. Красная Армия (Рабоче-крестьянская Красная Армия) была организована 23 февраля 1918 года, когда началась запись добровольцев в Красную Армию. В 1941 году советская почта выпустила серию из восьми марок в честь 23-летия Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Таблица 1. Разновидности.
Фото 4. Фальсификаты. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
1941.3. 20-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ Н.Е.ЖУКОВСКОГО (1847-1921).
Зв. 705 | СК 702 | Сол. 795
Зв. 706 | СК 703 | Сол. 796
Зв. 707 | СК 704 | Сол. 797
Синяя
Тираж - 2 000 000 шт.
Карминовая
Тираж - 4 000 000 шт.
Лиловая
Тираж - 2 000 000 шт.
Дата выпуска 17.03.1941г.; фототипия. Зубцовка Л12 ¼.
Художники — П.Платонов, Р.Поркшьян.
Красивая, стильная серия. Напечатана без брака вообще, никаких разновидов нет. Зверев отмечает наличие синей марки с разной интенсивностью фона, что на разновид не особо тянет (фото 1). С пропусками перфорации у мэтров вышла перекличка в стиле "кто больше".
  • Александр Владимирович указал два пропуска, только у 15 коп сверху и снизу (фото 1), остальные заклеймив фальсификатами.
  • Валерий Борисович добавил в банк еще два у 30 коп снизу и слева (фото 2);
  • Владимир Юрьевич - еще один у 50 коп справа (фото 3). Итого, пять описанных пропусков. Справедливости ради, надо признать, что дорогая редакция встречала пропуски только у синей марки.
Более ничего коллекционного науке неизвестно. Поступали в продажу листами по 100 штук с форм-фактором 10х10.

Переходим в область прекрасного. При всей своей кажущейся простоте, эта серия марок несет в себе легкий флер интриги. Согласитесь, что эта серия выглядит иначе, чем все, что печаталось в 1941 году. Странные цвета, оригинальные самолетные орнаменты у марок, что-то такое неуловимое, что относит набор скорее к 1937-1938 году, нежели к сороковым.
Авторами серии являются два практически неизвестных художника: Платонов Павел Харлампиевич (1902—1968) выполнил 15 и 50 коп; Поркшьян Рубен Христофорович (1906–1950) выполнил дизайн 30 коп. К Платонову мы вернемся еще два раза: первый раз в этом же году, в коммеморативной серии, посвященной Сурикову. Второй раз в 1946, где Павел Харлампиевич отметился яркой работой над 29 годовщиной ВОСР. Советский филателист (хех) прекрасно знает эту серию: красные и зеленая марки с профилями Сталина/Ленина, плюс сответствующий блок. А вот у Поркшьяна эта работа единственная, как он попал в шорт-лист авторов марок 1941 года, история вообще умалчивает. При дальнейшем раскопе, оказалось, что Поркшьян был главным дизайнером крышесносящего павильона №30 на ВДНХ и более ничегошеньки об этом человеке (пока) миру неизвестно.

Следующее легкое расследование связано с портретами Николая Егоровича Жуковского. У отца русской авиации очень мало изображений, не смотря на то, что мужчина он был видный, крайне известный и всеми горячо любимый; вдобавок и жил в век расцвета фотографии. Нам думается, что Николаю Егоровичу было просто некогда лучки лепить, количество сделанных в жизни дел и объем научного наследия Жуковского таков, что кажется невозможным для одной отдельно взятой человеческой жизни. Николаю Егоровичу некогда жениться было, какие уж там фотосессии. Таким образом, все, чем располагает интернет, сводится к нескольким студийным и нескольким любительским снимкам, в том числе, сделанным во время лекций в МВТУ, альма-матер Николая Егоровича. Давайте сначала посмотрим на хрестоматийный портрет Жуковского (слева), который есть в фотобанке РИА и датирован 1 марта 1911 года. Дорогая редакция имела честь пообщаться с сорудниками научно-мемориального музея Жуковского; оказывается, в фондах музея каноническое изображение фигурирует только на проездном Жуковского по железной дороге на 1918 год, соответственно, и датируется 1918 годом. Подумав внимательно, мы пришли к выводу, что скорее РИА располагает верной датой, так как в 1911 году профессор отмечал 40-летие научной деятельности и, скорее всего, была какая-то съемка, приуроченная к чествованию Николая Егоровича. Насчет того, кто фотограф, вопрос пока остается открытым.
Сравним с синей маркой 15 коп...борода, профессорские усищи, все на месте...но что-то не то. Да, точно. Не тот портрет, не тот. ТОТ портрет сделан позже, в октябре 1916, на редкой для Жуковского студийной фотосессии, из которых нам известны минимум две фотографии. Автор фото мягкий и чуткий, пастельный фотохудожник Николай Иванович Свищов-Паола. Вы совершенно точно знаете как минимум одну его работу - несравненный хрестоматийный Есенин с грустным взглядом, направленным внутрь себя принадлежит авторству Николая Ивановича. Кроме того, Николай Иванович любил грешить ню-артом, его нагие одалиски до сих пор всплывают то там, то сям на аукционах. Да-с.
Едем дальше. На лиловой марке мы точно видим некий коллаж, где профессор стоит у доски с формулой, в которой угадывается расчет коэффициента подъемной силы.
Дорогая редакция, будучи технически образованной и агностически настроенной, глубоко уважает Николая Егоровича Жуковского, как величайшего русского ученого и незыблемый столп научной мысли. Хочется всем молодым людям нашего сумбурного века напомнить слова профессора: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». Как в воду глядел профессор. Бесконечны в пространстве и времени, дорогие друзья, две вещи, которые в конечном итоге, стоят друг друга - Вселенная и человеческий Разум. Мы в это свято верим.
Источник вдохновения Платонова не вызывает сомнений. Это фотография, сделанная одним из студентов Жуковского во время лекции по теоретическим основам воздухоплавания в МВТУ, датирована 1919 годом. Мы приводим немного раскадрированную фотку, на необрезанном оригинале больше парты и больше стен вокруг профессора. Формулы посложнее, чем на марке, больше живописных деталей, но поза профессора и сам подход к компоновке кадра идентичен. Чтобы сделать миниатюру лаконичнее, Павел Харлампиевич подложил под руку профессора раскрытую книгу, а формулы на доске решительно упростил. Ну, и мел в руке профессора на фото трансформировался в указующий перст на марке.
Последний раунд у нас будет по карминовой 30 коп марке Поркшьяна. Рубен Христофорович не стал мучаться с портретом, он просто отразил вправо портрет Жуковского с синей марки, а на фон добавил Петровский путевой дворец, он же Дворец Красной авиации, в котором и размещалась ВВА аж с 1920 года. Здание, конечно, красивейшее, с историей, в самом центре столицы, что, естественно вызывало не шутейное слюноотделение у столичного чиновничьего сословия. В 1997 славная история ВВА им.Жуковского закончила свою историю в стенах дворца, который успешно продрейфовал под юрисдикцию администрации Москвы. По инициативе Лужкова дворцу было возвращено прежнее название — Петровский путевой дворец, ну, а с 2011 года дворец стал официальным домом приёмов правительства Москвы, с гостиничным комплексом и каким-то там музеем, что само-собой, куда важнее какого-то там воздухоплавания.

В заключение авторы направляют самые теплые слова благодарности сотрудникам научно-мемориального музея Жуковского в Москве, а также мемориального дома-музея "Усадьба Н.Е.Жуковского» Владимирской области за помощь в написании статьи, поиске материалов и установлении истины. Большое спасибо, коллеги, с вами было приятно работать.
В 1941 году вышла серия почтовых марок, посвященная 20-летию со дня смерти создателя науки аэродинамики Николая Егоровича Жуковского. На марках серии изображены портреты ученого - отца русской авиации, здание Петровского дворца в Москве (бывшей академии им.Н.Е.Жуковского), а также портрет академика с формулой подъемной силы крыла на заднем фоне.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
Жуковский Н.Е. 1911г. Автор (?)
Жуковский Н.Е. 1916г. Н.И.Свищов-Паола.
Жуковский Н.Е. во время лекции по теоретическим основам воздухоплавания в МВТУ. 1919 г. Автор (?)
Петровский путевой дворец. 2024 г.
Н.И.Свищов-Паола.
(1874—1964)
1941.4. 15-ЛЕТИЕ СОВЕТСКОЙ КИРГИЗИИ.
Зв. 708 | СК 705 | Сол. 798
Зв. 709 | СК 706 | Сол. 799
Зв. 708А | СК 705А | Сол. 798
Зв. 709А | СК 706А | Сол. 799А
Тираж - 2 000 000 шт.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 31.03.1941г.; печать глубокая; Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
Потрясающе лаконичный во всех смыслах набор. Хорош только тем, что у него есть полные два варианта зубцовки - и гребенка, и линейка. Рисунки сделаны Дубасовым, чем Иван Иванович вдохновлялся, неведомо. Чем угодно, мы бы сказали. На15 коп марке изображен традиционный киргизский арат (пастух), на 30 коп - шахтер. Поступали в продажу листами по 100 штук 10х10. Стоимость в зубцовке и гребенке у набора полностью одинаковая, только в линейке дороже 15 коп марка, а в гребенке - 30 коп. Причина появления двух вариантов зубцовки дорогой редакции не известна.
Советская почта в 1941 году отметила 15-летие образования Киргизской АССР выпуском серии из двух марок с изображением шахтера и животновода. Кара-Киргизская АО была образована в 1924 году, а 1 февраля 1926 года автономная область была преобразована в Киргизскую АССР.
1941.5. ПЕРВАЯ ГОДОВЩИНА КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР.
Зв. 710 | СК 707 | Сол. 800
Зв. 711 | СК 708 | Сол. 801
Розово-карминовая
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-зеленая
Тираж - 2 000 000 шт.
Дата выпуска 31.03.1941г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
Для тех читателей, которые любят Карелию, так же, как любит ее дорогая редакция, предлагается легкий экскурс в историю вопроса, ибо порос он быльем существенно, но ингерманландские бурления до сих пор вызывает нешутейные.
Итак, долгое топтание на границах Финляндии, как мы помним, разрешилось позорной советско-финской войной 1939-1940гг., которая завершилась подписанием мирного договора 12 марта 1940г. По условиям мирного договора в состав СССР вошел Карельский перешеек, Выборг, Выборгский залив, западное и северное побережье Ладоги, города Кексгольм, Сортавала, Суоярви и т.д. Не затягивая процесс инкорпорации отжатых земель в государственное устройство, 31 марта 1940г. VI сессия Верховного Совета СССР приняла решение о преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР, которая стала двенадцатой союзной республикой в составе Советского Союза. В республике быренько провернули выборы в местный Верховный Совет (8 июля 1940г.), на коем председателем президиума был избран этнический финн Отто Куусинен, что преследовало далеко идущие политические цели, а именно исправить ошибку Ленина и в конечном итоге загнать в стойло всю Финляндию целиком. Куусинен тут же выступил с докладом о проекте конституции КФССР, где в том числе подчеркнул, что новая республика всей душой расположена к этническим финнам, мол даже вот в названии республики теперь есть слово "финн", плюс всей вертикали власти было предписано учить финский. Столь резкий поворот в языковой политике отразился, в том числе, и в государственных символах КФССР. На упоительно красивом гербе Карело-Финской ССР была помещена (небывалый случай !) надпись на недружественном финском "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
Хитрым далекоидущим планам не суждено было сбыться: война, восстановление народного хозяйства, смерть Сталина...было не до северных соседей. А в 1954 началось хрущевское потепление, которое послужило началом улучшений отношений между Финляндией и СССР. 1 января 1956г. СССР досрочно вернул Финляндии полученную им согласно мирному договору территорию Порккала, одобрил нейтралитет Финляндии и не препятствовал её вступлению в ООН. 16 июля 1956г. КФССР была официально понижена в статусе до АССР и возвращена в состав РСФСР, при этом из её названия было убрано слово «финская». Преобразование КФССР в Карельскую АССР должно было показать миру, что у СССР не было агрессивных целей в отношении независимой Финляндии, и в то же время положить конец попыткам финских политиков вновь поднять вопрос о пересмотре границ западных районов Карелии. Для советского же народа официальным основанием понижения статуса республики послужили фундаментальные изменения в национальном составе жителей территории, где после финско-карельского исхода населения 1940г. около 80 % составляли русские, белорусы и украинцы. В сухом остатке финнам, можно сказать, крупно повезло. Потеряв часть Карелии и отыграв воину на стороне фашистской Германии, страна хоть и с территориальными уступками, но сохранила не только независимость, но и вектор развития.
Смена статуса республики привела к постепенному исчезновению ее символов из обихода. Что там говорить, даже в гербе СССР 16 ленточек с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» превратились в15. Последними крупицами народной памяти об этой мифической республике является фонтан «Дружба народов СССР» на ВДНХ, где 16 женских фигур в ансамбле фонтана символизируют союзные республики СССР, да еще два медальона с гербом КФССР на фасадах Главного павильона ВДНХ, да вот еще панно с союзными гербами в вестибюле станции метро «Добрынинская». Sic transit gloria mundi.
Серия красивая, с такими приятными олдовыми цветами, издали можно перепутать с Белорусской ССР 1949. Набор дает неожиданную интересную коллекционную составляющую. Дело в том, что марки по неизвестным причинам имеют разновиды, но каждая свой, что удивительно. А зеленая марка (номинал 45 коп) еще и печаталась в другом форм-факторе, чем красная - с разделительными дорожками. Почему образовалась такая пересортица, нам выяснить пока не удалось, если кто то знает, поделитесь пожалуйста. Прямо вопрос вопросов. Нечасто на двух марках встречается такие акцентированные разные вариации. Никто из мэтров про доплнительные выпуски ничего не говорит, а интеренет привычно молчит на марочные темы. Мэтры также сочных деталей не приводят, все запостили в каталоги одну и ту же картинку, сделалав из одной и той же картинки несколько разные выводы (таблица 1).
  • Рационально последователен Зверев, он четко показывает признак, по которому наглядно отличается растр ВР от ГР. Горизонтальная растровая сетка дает муар на колосьях, вертикальная таковой муар не образует. Ну и плюс все понятно по разновидам - у 30 коп разновид по зубцовке, у 45 - по растру. Сухо, ясно, исчерпывающе (фото1).
  • Соловьев начинает вводить сущности, которые тут же путают коллекционера. Колосья он называет лентой, говорит что муаровых полос бывает от 4 до 6, и вводит какой-то тип 2 для марки с ВР (с точками на ленте). Но по Звереву мы помним, что это не тип, а особенность вертикальной растровой сетки. Таким образом, если следовать каталогу, Соловьев для разновидов по растру применяет одновременно и тип 1(2) и индекс к номеру (801 и 801Р). Фото 2.
  • Загорский не вносит ясности в идею Соловьева. Если мы правильно поняли, Валерий Борисович хочет сказать, что обычно ВР дает муар на колосьях (которые он тоже называет лентой) не всегда. Обычно образуется от 4 до 6 полосок, но иногда ромбы выстраиваются так на рисунке, что муар не появляется. Эту редкую разновидность вертиальных ромбов без образующихся полосок на колосьях он назвал СК708 I. Но как то это все звучит не очень, и по хорошему, отличие СК708 (2) от СК 708 I не ясно. Насколько мы помним от Зверева, муар появляется у ГР, а не у ВР. Короче говоря надо внимательно посмотреть на эту марку. Дополнительно Валерий Борисович любезно замечает, что зеленая марка боится воды. Фото 3.
Ну и напоследнок. Пропусков у набора не отмечено. Марки печатались листами по 100 штук 10х10, но красная без разделительных дорожек, а зеленая - с оными. Соответственно, у зеленой бывают гаттер-пары. При этом тираж розовой 30 коп больше, а стоит она дороже, чем 45 коп зеленая. Почему так? Who knows. Надо отметить, что марки серии очень редко встречается на отправлениях, что, в целом, объяснимо. Про обе марки на одном отправлении мы вообще молчим.
После установления в январе 1918 году в Олонецкой губернии советской власти в истории Карелии начался новый период. В июне 1920 года было создано национальное государственное объединение - Карельская трудовая коммуна, а 25 июля 1923 года образована Карельская Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР). 31 марта 1940 года КАССР была преобразована в Карело-Финскую ССР, которая вошла в состав СССР. В честь первой годовщины образования Карело-Финской ССР советская почта выпустила серию из двух марок с гербом новой республики.
Фото 1. Фрагмент. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Фрагмент. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 3. Фрагмент. Каталог В.Б.Загорского.
Таблица 1. Разновиды.
Имя создателя герба КФССР достоверно не известно, но в архивах республики фигурируют два имени.
Один - старейший художник Карелии, ученик Репина, колоритнейший Вениамин Николаевич Попов.
Второй подозреваемый в этом деле - карельский художник Василий Михайлович Агапов.
Герб объективно был самый красивый из всех союзных республик, с северным орнаментом, елками, шишками и водопадом. Дизайнерам категорический респект.
Герб КФССР.
1941.6. 150-ЛЕТИЕ ВЗЯТИЯ КРЕПОСТИ ИЗМАИЛ ВОЙСКАМИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ А.В.СУВОРОВА.
Зв. 712 | СК 709 | Сол. 802
Зв. 713 | СК 710 | Сол. 803
Зв. 714 | СК 711 | Сол. 804
Темно-зеленая
Тираж - 2 000 000 шт.
Карминновая
Тираж - 2 000 000 шт.
Черно-серая
Тираж - 4 000 000 шт.
Темно-коричневая
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 715 | СК 712 | Сол. 805
Дата выпуска 05.06.1941г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
За две недели до начала войны вышла серия, посвященная великому полководцу и его блистательной победе, взятию турецкой крепости Измаил. Этот набор марок - первое явление Суворова на филателистических миниатюрах, далее Александр Васильевич будет появляться на нашем горизонте с завидной регулярностью как самолично, так и в контексте. 1941, 1943, 1944, 1950, 1955, а после 1960 года и еще чаще — вот такой длинный суворовский шлейф тянется в советской филателии за графом. При этом дизайнеры марок каждый раз предлагают новый портрет художника, новое прочтение его образа, о чем написано , в целом, немало. Тема раскрыта чуть более, чем полностью в фундаментальном труде "Суворовская тема в филателии", вышедшем в издании "Наука. Общество. Оборона" в 2019 году за авторством исследователей Евгения Метёлкина и Татьяны Сохор. Интересующимся данным вопросом настоятельно рекомендуется.
Так как поле для маневра на этой поляне невелико, дорогая редакция сосредоточится на двух портретах, которые представляют узкий интерес в контексте нашей серии. Первый Суворов интерпретирован Дубасовым с картины французского художника Николя-Себастьяна Фросте, написанной для Фельдмаршальского зала Зимнего дворца в 1834 году. Над вторым Суворовым Иваниваныч проделал известную работу. За донора была взята гравюра Джеймса Уокера (1797), на которой нединамичный фон был заменен на штурмовой треш в виде падающих лестниц, клубов дыма и бог знает там еще чего. Кроме того, Суворову был добавлен характерный хохолок, узнаваемый любым советским школьником. Наверное для того, чтобы точно не спутать графа ни с кем иным, Дубасов добавил в миниатюру один из афоризмов Суворова: «Смерть бежит от сабли и штыка храбрых». За сим можно считать культурологическую подоплеку наших марок исчерпаной.
Кстати, о седом хохолке. Если обратиться к глубинам памяти, то легко обнаружится, что мы знаем Суворова только седым дедушкой, и вот почему. Генералиссимус не принимал свой внешний облик до такой степени, что приказывал занавешивать зеркала во всех домах, где останавливался, не говоря уж про то, что рьяно ненавидел позировать художникам. Тем не менее, прижизненных портретов, включая наброски разных господ, оставил немало, так как птица-слава не просто летала над Суворовым, а, можно сказать, свила на его седой голове крепкое гнездо. Совершенно очевидно, что начальство также это понимало, и в целях передачи образа генералиссимуса потомкам, в конце 1779 года светлейший князь Григорий Потемкин выдал предписание графу прислать в столицу свой портрет для создававшейся в Эрмитаже военной галереи. Александр Васильевич как мог табанил этот вопрос, но с князем шутки плохи и спустя полгода приказ был исполнен, а написанный неизвестным автором в Астрахани портрет (см.ниже) доставлен в Петербург. Таким образом, на самом раннем портрете великому полководцу – почти 50 лет, и он на портрете сам на себя вообще не похож.
Потом плотину, конечно, подпрорвало, и ныне известно аж десять (!) прижизненных избражений Александра Васильевича, что для нефотогеничного человека является выдающимся результатом. Каноническим изображением считается гравюра Н.И.Уткина 1818 года с пастельного портрета графа работы И.Х. Шмидта 1800 года, и к этому портрету мы вернемся в нашем проекте на странице, посвященной филателии СССР 1955 года выпуска. Вообще, на тему портретов Суворова существует масса интересных наблюдений и исследований, мы рекомендуем вам вот эту замечательную статью в ЖЖ от девушки по имени Екатерина, либо статью про портреты генералиссимуса на сайте Историк.рф.
Как читатель уже догадался, кроме врожденной красивости марок, других коллекционных достоинств серии практически нет. На удивление, тираж сделан без брака, одним перфоратором и одним клише. Про дополнительные выпуски мэтры ничего не говорят, разве что Зверев упоминает про марки с разной контрастностью, которые не вносят существенного разнообразия в коллекционную составляющую, да еще упоминает про фальсификаты несуществующих пропусков перфорации. С пропусками в целом консенсус (фото 1, 2), четыре по Звереву, пять по Загорскому - Валерий Борисович добавляет у 10 коп пропуск слева (см. фото2). Поступали в продажу листами по 100 штук (10х10). А, нет, забыли. Загорский предлагает марку с темным фоном номиналом 1 руб как разновид СК 712а (фото 3). Теперь точно все.
Взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова произошло в 1790 году в рамках русско-турецкой войны 1787 - 1791 годов. Взятие Измаила было стратегически важным событием, поскольку крепость представляла собой форпост турецкого владычества на Дунае.
Серия из четырех почтовых марок «150-летие взятия крепости Измаил войсками под командованием А.В. Суворова» изображает сцену штурма крепости под командованием генералиссимуса и портрет А.В. Суворова кисти Николя Себастьеана Фросте.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Разновидность 1 руб.Темный фон. Каталог В.Б.Загорского.
Н.-С. Фросте. Портрет фельдмаршала А. В. Суворова.1834г.
Дж.Уокер. Портрет А.В.Суворова, гравюра, 1797г.
Неизвестный автор. Портрет А.В.Суворова, 1780г.
1941.7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНЫЙ ВЫПУСК "КРЕМЛЬ".
Зв. 716 | СК 730 | Сол. 806
Зв. 717 | СК 731 | Сол. 807
Светло-красная
Тираж - 2 000 000 шт.
Желто-коричневая
Тираж - 2 000 000 шт.
Дата выпуска 25.05.1941г.; печать типографская. Зубцовка Г12 ¼ :11 ¾ (11 ¾ : Г12 ¼).
Художник — Н.Темноруков.
В мае 1941 года был осуществлён дополнительный выпуск, который носит неофициальное название "Кремль". Были выпущены высокономинальные марки дополнительно к шестому стандарту, который заканчивался 30 коп (синий летчик). На дополнительном стандартном выпуске изображена Спасская башня Московского Кремля и Большой Кремлёвский дворец, номиналы 1 и 2 рубля соответственно. Марки отпечатаны типографским способом тиражом по 2 млн штук. поступали в продажу листами по 50 штук 10х5.
В сентябре 1948 года дополнительный выпуск был дополнен маркой номиналом в 1 рубль, миниатюра которой «Спасская башня Московского кремля» повторяла рисунок марки данного выпуска, но была отпечатана офсетным способом. Известны несколько разных размера рисунка этой миниатюры. Среди прочего, марка со Спасской башней была переиздана и в малом формате как часть седьмого стандартного выпуска.
Мэтры оценивают это выпуск довольно скупо, только Александр Владимирович Зверев дает оценку штрейфов с контрольными знаками типографии (фото 1). Соловьев также упоминает их в более сжатом формате на полях своего каталога.

В мае 1941 года был осуществлён дополнительный выпуск: выпущены высокономинальные марки дополнительного стандартного выпуска: Спасская башня Московского Кремля и Большой Кремлёвский дворец, номинал: 1 и 2 рубля соответственно.
Фото 1. Контрольные знаки. Каталог А.В.Зверева.
1941.8. 5-ЛЕТИЕ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ В.И.ЛЕНИНА.
Дата выпуска 01.07.1941г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Дубасов.
Серия очень котируется у коллекционеров. Весьма недешева, а в квартах - очень дорогая. Напечатана без брака, пропусков неизвестно. Ключевая марка серии - фиолетовая, у этой же марки самый большой тираж. Соловьев упоминает о слабой стойкости краски 30 коп марки к воде, возможно поэтому фиолетовая и стала ключевой при наибольшем тираже.
У зеленой марки есть дублер в гребенчатой зубцовке, причины его происхождения неизвестны. Также известны марки с растровым фоном, что на разновид традиционно не тянет. Марки поступали в продажу листами по 100 штук 10х10 без разделительных дорожек.
На марках засветилось сразу два произведения - на коллаже 15 и 45 коп присутствует картина Александра Михайловича Герасимова "В.И.Ленин на трибуне" (1930г) , а на переднем плане - скульптура Вениамина Борисовича Пинчука "Ленин в Разливе" (1935г). Монументальная скульптура находится в Музее Ленина в Разливе, маленькое авторское повторение - в Государственном историческом музее в Москве. Дорогая редакция связалась с ГИМ, но ответ был бессодержателен в том смысле, что никаких историй, связанных с созданием серии знаков почтовой оплаты в музее не знают, обратитесь в семейный архив Дубасовых.

Музей Ленина находится в бывшем здании Московской городской Думы и это самое красивое здание в ансамбле Красной площади. С 1993 музей является филиалом Государственного исторического музея (ГИМ) . На знаки почтовой оплаты попадал не единожды, до 1960 года минимум четыре раза, причем с одного и того же ракурса, который и приведен на марках 30 коп и 1 руб. Коллаж 15 и 45 копеек либо сделан Иваниванычем в творческом порыве, либо с какой-то фотографии, которая науке пока неизвестна. Что интересно, и картина Герасимова, и скульптура Пинчука еще раз появятся в наших захватывающих статьях в 1953 и 1950 годах соответственно.
Центральный музей В.И. Ленина был открыт 15 апреля 1936 года в здании Московской городской думы в Китай-городе. С момента открытия музей стал крупнейшим научно-исследовательским и выставочным центром, целиком посвященный изучению и отражению жизни и деятельности В.И. Ленина (Ульянова). Музей имел филиалы в Ульяновске, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Львове, Баку, Ташкенте, Фрунзе, Уфе, Красноярске, Казани, Куйбышеве, Горках Ленинских — всего 28 мемориальных музеев В. И. Ленина и 2 историко-революционных музея. С 1993 фонды и здания Центрального музея В.И.Ленина являются филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). Советская почта отметила пятнадцатилетие открытия музея выпуском серии из четырех почтовых марок.
Темно-зеленая
Тираж - 2 000 000 шт.
Светло-коричневая.
Тираж - 1 000 000 шт.
Фиолетовая
Тираж - 3 000 000 шт.
Карминовая
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 720 | СК 717 | Сол. 810
Зв. 720А | СК 717А | Сол. 810А
Зв. 721 | СК 718 | Сол. 811
Зв. 719 | СК 716 | Сол. 809
Зв. 718 | СК 715 | Сол. 808
"В.И.Ленин на трибуне", 1930г.
"В.И.Ленин в Разливе", 1935г.
Герасимов А.М. (1881-1963)
Пинчу́к В.Б (1908-1987)
1941.9. 25-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ В.И.СУРИКОВА (1848-1916).
Зв. 722 | СК 719 | Сол. 812
Зв. 724 | СК 721 | Сол. 814
Зв. 723 | СК 720 | Сол. 813
Зв. 726 | СК 723 | Сол. 816
Сине-черная
Тираж - 2 000 000 шт.
Лилово-коричневая
Тираж - 1 000 000 шт.
Красная
Тираж - 3 000 000 шт.
Зеленая
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 725 | СК 722 | Сол. 815
Коричневая
Тираж - 1 000 000 шт.
Дата выпуска 10.07.1941г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — П.Платонов.
Красивая, известная серия, типичная для второй половины 1941 года, как по цветам, так и по качеству исполнения. В серии минимум брака, нет никаких разновидностей, лишь несколько пропусков (фото 1, 2, 3). По пропускам опять видим легкую перекличку "кто больше".
  • Зверев классифицирует два пропуска у 2 руб марки — справа и сверху (фото 1);
  • Загорский добавляет пропуск баснословной цены для 30 коп справа;
  • Соловьев добавляет в банк пропуск у 30 коп сверху.

За сим - все, поступали в продажу листами по 100 штук (10х10) без разделительных дорожек. Ну вот еще Валерий Борисович упоминает, что марки встречаются с бледным (?) фоном, что бы это ни значило.

Культурология у набора предельно понятная. Художник миниатюр Павел Харлампиевич Платонов, мы уже встречали его ранее в этом году как соавтора серии, посвященной Н.Е.Жуковскому. Платонов лукаво мудрствовать не стал, взяв за основу миниатюр три картины Сурикова — "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин" и автопортрет самого Василия Ивановича от 1913 года. Однако, на Степане Разине слева вверху оказалось много свободного пространства, куда Павел Харлампиевич врезал одну из последних известных фоток Сурикова. И вот здесь есть маленький момент расследования, отрадный дорогой редакции до глубины души. Знамо дело, автор этого портрета неизвестен. Впервые это фото появилось в юбилейном справочнике Императорской Академии художеств за авторством С.Н.Кондакова, вышедшего в товариществе Р.Голике и А.Вильборга в 1915 году (т.1, стр. 349). В 1978 году это же фото было тиснуто в фотоальбоме "Василий Суриков" В.С.Кеменова (изд. "Аврора"). Автор неизвестен.
И вот дорогая редакция связывается с музеем-усадьбой В.И.Сурикова в Красноярске в надежде посмотреть фонды, опроить свидетелей и нижайше поинтересоваться интересующим нас патретом. А сотрудники музея за 10 минут (!) выдают нам оригинал фото, а также письмо (!!) самого Василия Ивановича, адресованное своему биографу, в котором он упоминает в аккурат об этой фотографии!!! OMG!!! Сотрудникам музея неистовая благодарность, пожелания всяческих научных и житейских благ, а также неиссякаемый поток любознательных умных посетителей!

Самое главное, теперь мы можем с чистой совестью сказать, что автор фото Василия Ивановича Сурикова, помещенного на на наши марки известен. И это Карл Андреевич Фишер (1859-?).
Популярность Фишера в начале 20 века была огромной. Адрес модного фотографического ателье знал любой московский извозчик, достаточно было сказать: «На Кузнецкий, к Фишеру!». Карлом Андреевичем и его работниками была создана портретная галерея многих деятелей русской культуры рубежа XIX—XX веков. Среди них артисты (М. Н. Ермолова, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд), писатели (Л. Н. Толстой, Л. Н. Андреев, А. П. Чехов), художники (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель), композиторы (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) и многие - многие другие. Революционные бури закружили и унесли великого фотохудожника, он полностью потерялся в сумраке стыка эпох и судьба его неизвестна. Такие дела.
В 1941 году отмечалось 25-летие со дня смерти русского исторического живописца Василия Ивановича Сурикова. Наиболее значительные произведения художника: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899). Почтовое ведомство отметило это событие выпуском серии из пяти почтовых марок «25-летие со дня смерти В.И. Сурикова».
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
В.И.Суриков. 1909г. Фото К.А.Фишера.
Карл Андреевич Фишер (1856 - после 1923).
Письмо В. А. НИКОЛЬСКОМУ [Москва]. 21 декабря 1909г.
Очень рад был получить Ваше письмо, которое напомнило мне о прошлом. Относительно Вашего желания, чтобы я дал Вам какие-нибудь сведения о моей жизни. Она была очень сложна, и говорить о ней долго будет, да я и не люблю о себе говорить. Но все-таки я дам Вам некоторые указания.

Я родился в г. Красноярске в 1848 году. Учился в гимназии и в 1870 году поступил в Академию, где и кончил научное и художественное образование. Род мой казачий, очень древний. Уже в конце XVII столетия упоминается наше имя (история Красноярского бунта в 1695 году), и до середины XIX столетия были простые казаки, а с 30-х годов прошлого столетия был один атаман и многие сотники и есаулы.
В 1879 году я приехал в Москву и стал работать над исторической живописью. Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье.

Картины мои Вы, наверное, все знаете и где они помещены. "Разин" мною еще не окончен, и потому фотографии с него я не снимаю. У частных лиц имеются только мои этюды к картинам.
Портрет, который Вы у меня просили для издания, я посылаю Вам самый удачный, и его, если понадобится, Вы и поместите. Другого я не желал бы. Он последний снимок с меня К. А. Фишера. Репинский портрет с меня слишком молод, и в нем моего духа нет.
Ну, будьте здоровы.
В.С.
1941.10. 100 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА (1814-1841).
Зв. 727 | СК 724 | Сол. 817
Зв. 727А | СК 724А | Сол. 817А
Зв. 728 | СК 725 | Сол. 818
Сине-зеленая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-лиловая.
Тираж - 5 000 000 шт.
Дата выпуска 26.07.1941г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Тоидзе.
Серия интересная, к ней есть ряд вопросов, которые было бы интересно прояснить. Информации по серии нет никакой.
  1. Дата выпуска 26 июля, немцы уже под Смоленском и Киевом. Почему Лермонтова печатают? Такова инерционность плановой экономики, или есть какой-то тайный смысл?
  2. Откуда опять взялась гребенка у 15 коп марки? Никаких следов нам накопать не удалось, мэтры молчат, даже Владимир Юрьевич Соловьев, обычно любящий информацию про перевыпуски и допвыпуски, ничего нам не сообщает. Опять погибла часть тиража и ее надо было допечатать или все линейные перфораторы Гознака поломались?
  3. Марка 30 коп в 4.5 раза дороже 15 коп, хотя ее тираж почти в 2 раза больше. Почему?
  4. У серии определенные трудности с установлением авторства. Загорский ставит автором коллектив художников Гознака, Соловьев (и Ляпин) указывают Тоидзе. В 1931 году Ираклий Моисеевич переезжает в Москву, где начинает работать в области плаката и книжной иллюстрации. Он тяготел к темам, связанным с горами, отиллюстрировал поэму «Витязь в тигровой шкуре», сделал иллюстрации к произведениям Лермонтова. Как видно из рисунков - работа Тоидзе перекочевала на миниатюру без купюр, поэтому в наших глазах автором данной серии считатется Ираклий Тоидзе.
Кроме вопросов, у марки нет толком другой матчасти. Поступала в продажу листами 10х10, да вот еще Соловьев предупрежэдает, что 30 коп линяет в воде.

Честно говоря, в этой статье нам уже давно хотелось перепрыгнуть на личность автора миниатюры марки. Даже если бы Ираклий Моисеевич Тоидзе ничего не делал бы в этой жизни, пил саперави и ел хинкали каждый божий день, то после своей главной работы его имя все равно было бы написано золотом на мраморных досках пантеона великих художников.
«Родина-мать зовёт!» – знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны принадлежит его кисти. Работу над ним художник начал сразу после сообщения Совинформбюро 22 июня. А в середине июля 1941-го плакат был известен уже всей стране. Только первый тираж плаката был свыше миллиона экземпляров! Вот какую марку надо было печатать в июле 1941 года!
По воспоминаниям Александра Ираклиевича Тоидзе, в этот день отец работал в своей мастерской над иллюстрацией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена, Тамара Федоровна. «Война!» – только и вырвалось у нее.
…Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. <…> Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР...
Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.
Памятная серия из двух почтовых марок 1941 года посвящена 100-летию со дня смерти великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 - 1841). Самые известные и значительные произведения М.Ю. Лермонтова оказали влияние прежде всего на философию меланхолии и романтизма: стихотворения «Ветка Палестины», «Парус», «Три пальмы», поэмы «Демон» и «Мцыри», роман «Герой нашего времени», пьеса «Маскарад».
Тоидзе И.М. Портрет М.Ю. Лермонтова.1941г. Гравюра.
Тоидзе И.М. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1941г.
Бумага, угольный карандаш.
Тамара Федоровна Тоидзе. Плакат "Родина-мать зовет!". 1941г.
Образ матери вдохновлен Тамарой Федоровной.
1941.11. БУДЬ ГЕРОЕМ!
Зв. 729 | СК 726 | Сол. 819
Зв. 729A | СК 726A | Сол. 819А
Карминово-красная
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 12.08.1941г.; печать глубокая. Зубцовка Г12 ¼ :11 ¾.
Художник — В.Корецкий.
В силу того, что марка абсолютно культовая, давайте, друзья, сначала проедем по жирнейшей культурологической и исторической составляющей этого легендарного знака почтовой оплаты. Написано про него столько, что можно диссертацию защитить. В основном, копипаст, конечно, но из тонны однотипных статей кое-как вырисовывается некая целостная картина, которую дорогая редакция попробует стройно и доходчиво изложить.

Давайте начнем с автора, Виктора Борисовича Корецкого (1909-1998). На "Трамвае искусств" очень хорошая статья о Корецком, ему принадлежит более 700 плакатов, из которых около ста вышли во время войны. Стиль Виктора Борисовича очень узнаваем, плакаты броские, с крупными фигурами и акцентом на лицах героев плаката. Виктор Борисович мастерски коллажировал свои работы с фотографией, усиливая эмоциональный посыл плаката комбинацией графики и живых людей. Вспомните плакат "Войн Красной армии, спаси!", где мать прикрывает девочку от фашистского штыка. Ведь очень эмоциональная работа, которая стала одной из самых ярких и хрестоматийных в ряду военного плаката. Фотоплакат "Будь героем!" был исполнен Виктором Борисовичем в конце июня 1941, через неделю после начала войны, и тут же выпущен издательством «Искусство» тиражом 100 000 экземпляров. Художник вспоминал, что во время посещения спектакля «Мать» по роману Максима Горького, его пронзила сцена прощания Ниловны с Павлом, и именно эти впечатления легли в основу сюжета плаката. Для позирования были приглашены статисты; роль сына, прощавшегося с матерью, исполнял настоящий боец, имя которого история нам не сохранила, к сожалению.
Существует определенная неразбериха, кого считать автором марки. В каталоге Соловьева автором поставлен сам Виктор Корецкий, в каталоге Загорского «авторский коллектив художников Гознака», самим Гознаком озвучено мнение, что ...доподлинно неизвестно, кто именно рисовал почтовую миниатюру: был ли это сам Виктор Корецкий, художник Гознака Иван Дубасов или авторский коллектив Гознака... Давайте попробуем разобраться.

Дальше пойдет поплотнее. Разобравшись с автором, давайте поговорим за матчасть. Марку тиснули тиражом 3 млн. штук, но, несмотря на большой тираж, у филателистов марка считается относительно редкой, особенно на отправлениях, и вот почему. В августе 1941 года часть тиража была вывезена со склада и поступила в почтовые отделения, при этом значительная часть тиража была разослана в почтовые отделения тех регионов нашей страны, которые впоследствии оказались под фашистом. На оккупированных территориях вводились другие знаки почтовой оплаты, все советские уничтожались. Существенная часть тиража оставалась на складах почтового ведомства; во время одной из бомбёжек Москвы в этот склад попала авиабомба и находившаяся там часть тиража погибла. Плюс, переписка между фронтом и тылом, составляющая в те годы большую часть корреспонденции, должна была доставляться бесплатно и, соответственно, не требовала покупки марок, так что на почтовых отправлениях марка встречается вообще редко. К относительной редкости марок плюсуется сдвиг в ее классификации. На наш взгляд, ни один из современных исследовтелей и мэтров не уделили достаточного внимания нашей героине, и в каталогах определенно нет некоторой информации, которая в целом нуждается в уточнении и систематизации, а именно:
  • Происхождение разной перфорации у марки. Все три мэтра, и даже контрольный Ляпин, любящий всякую дичь, марку отмечают как гребенку. Обратимся к третьей странице статьи 1975 года. В ней упоминается, что марка изначально имела линейную перфорацию, а вторым, более поздним выпуском была добита гребенка. Скорее всего, именно марка с линейной перфорацией погибла на складах под бомбежкой, а гребенку запустили на пополнение погибшего тиража, чем и объясняется редкость линейки и массовость гребенчатой перфорации. И по идее, логично было бы марку классифицировать как линейку, а индекс "А" давать для гребенки. И нигде нет информаци когда и каким тиражом марку допечатывали. Странно, что дотошный в таких случаях Соловьев полностью игнорировал эту информацию.
  • Судя по той же статье, в природе существует картонка с пробами марки в лиловом, красном и зеленом цветах и надпечаткой "ПРОЕКТ 21 августа 1941 года". Тут есть противоречие, марка была выпущена 12 августа, проект не может быть более поздним, чем выпуск, соответственно либо ошибка на картонке, либо ошибка в статье. И еще, оказывается, существует лист неперфорированных марок, подписанных Дубасовым. Это очень важные артефакты в контексте эпичности самой марки. Странно, что дотошный в таких случаях Зверев пропустил эту информацию.
  • Способ печати марки. Соловьев и Зверев заявляют глубокую, Загорский пишет, что марка отпечатана офсетом. С легкой руки Валерия Борисовича эта информация разлетелась по большинству электронных копипастеров. В журнале «Филателия» №10 за 1993 год приводится хорошая аргументация о способе ее печати с разумным обоснованием выводов автора. Отпечатана марка глубокой печатью. Странно, что дотошный в таких случаях Загорский не перепроверил эту информацию.
  • Разная толщина бумаги. На Черике марка продается вполне себе частенько за небольшие деньги, причем даже в огромных блоках по полстраницы. Но только два раза была продана отдельная марка за совершенно конские деньги (фото 1). В обоих случаях это был разновид линейки на полупрозрачной тонкой бумаге сероватого цвета. Никто из мэтров словом не обмолвился о вариациях бумаги для "Будь героем!", только Зверев тонко намекнул, что, мол, линейку подделывают в том числе и с примененим разных сортов бумаги, но и на Черике ведь тоже не дебилы сидят. Странно, что даже Ляпин, который упарывается до сотых долей миллиметра толщины бумаги по отдельным экземплярам, не заинтересовался этой информацией.
«Будь геро́ем!» — филателистическое название первой советской почтовой марки, посвящённой Великой Отечественной войне. Марка выполнена по фотоплакату «Будь героем!» Виктора Борисовича Корецкого. На марке изображена сцена прощания матери с сыном-красноармейцем, уходящим на фронт. Внизу дан текст: «Будь героем!».
Будь героем! Фотоплакат. 1941г. В.Б.Корецкий
"Филателия" №4. 1995г.
Фото 1. Фрагмент результатов аукционов "Черристоун"
Фото 2. Дефекты клише. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Дефекты клише. Каталог А.В.Зверева.
Фото 5. Двойная перфорация.
Каталог А.В.Зверева.
Фото 6. Особенности перфорации
Фото 4. Дефекты клише. Каталог В.Ю.Соловьева.
"Филателия СССР" №5, 1975
В журнале "Филателия СССР" №5, 1975 год есть весьма информативная статья, которую мы приводим полностью на фото ниже. Как следует из статьи, доподлинно установлено существование видоизмененного плаката размером 44х60 с другим поворотом головы, а также эскизов марки с сложным затемненным рисунком, а также уже всем нам знакомый штриховой рисунок. Исследователь (А.Скрылев) делает предположение, что первоначально планировалось полное перенесение плакатного сюжета на марку, но так как рисунок требовал сложных манипуляций для точного переноса эскиза на миниатюру, было решено разложить рисунок на штрихи, заодно подправить шрифты и добавить в миниатюру необходимые для почтовой марки элементы. Однако кто работал над какой стадией проекта Скрылеев уточнить нам не смог, используя универсальный термин "художник".
Читаем статью ниже.
В 1995 году журнал «Филателия» опубликовал короткое интервью с Корецким. Виктор Борисович, которому на момент интервью было уже 86 лет, совершенно четко рассказал об обстоятельствах создания марки и идее использования его знаменитого плаката для почтовой минатюры. Более того, Корецкий уверенно говорил о том, что именно он создал эскиз с измененным поворотом головы солдата, а вот потом уже его показания теряют четкость. Так что, судя по всему, Виктор Борисович сделал рабочий эскиз по плакату, а на штрихи под скоростную печать его разложили специалисты Гознака, наверное при живом участии Дубасова, так как Корецкий говорит об очень быстрой подготовке марки к печати. Оно и понятно. Раз задачи ставил лично первый секретарь ЦК ВЛКСМ, Иваниваныч мог приложить свои суперскиллы к созданию столь ответственного произведения пропаганды. Как минимум, существует неперфорированный лист марок с подписью Дубасова, который он заверял для вышестоящего начальства, либо в качестве исполнителя, либо в качестве руководителя группы.
Суммируя вышесказанное, можно смело утверждать, что Корецкий был лично вовлечен в создание марки самым серьезным образом, что выглядит для нас достаточным условием для признания его автором миниатюры, тем более, что он и сам себя считал таковым, называя "Будь героем" своей первой и последней почтовой маркой (читаем статью ниже). На этом филателистическая слава Корецкого в целом завершилась; всего два произведения Виктора Борисовича в дальнейшем стали сюжетами почтовых марок: разработанная им эмблема Спартакиады народов СССР изображена на одной из марок 1956 года; плакат 1940 года «Встреча Красной Армии с населением Западной Украины и Западной Белоруссии» попал на соответствующую марку 1968 года. Но, положа руку на сердце, мы считаем, что одной "Будь героем!" вполне достаточно для того, чтобы попасть на передовицу нашего проекта.
Также, дорогая редакция считает необходимым отметить особенности перфорации нашей марки. Иглы перфоратора при пробивке гребенки заметно толще (фото 6, слева и по центру), чем при пробивке линейки (фото 6, справа). Некоторые ряды гребенчатого перфоратора имели повреждения игл, и зубцовка на оторванной марке очень похожа на линейную перфорацию, будучи гребенчатой. Как раз такой случай показан на фото 6 по центру, поэтому не пренебрегайте зубцемером, даже если на вид перед вами лежит характерная линейка. Естественно, мы говорим о подтвержденных аутентичных марках. Картинки взяты из журнала «Филателия» №10 за 1993 год, кстати в той же статье приводится интересная аналитика о несколько курьезном ценнообразовании на марку в период 1948-1970гг.

Ну и под конец, совсем уж такая военная историография. Так как марка однозначна стала нематериальным культурным наследием СССР времен начала войны, специалисты разобрали рисунок по деталям. Несмотря на то, что на бойце оказалась каска старого образца (СШ-36) вместо нового шлема (СШ-40), марка оказалась более, чем правдива. Винтовка Мосина образца 1891/1930 годов с единственным подсумком боеприпасов на поясе, не по погоде одетая шинель – таковой и была реальность красноармейца в начале войны. Красная армия к началу войны практически не имела передового для того времени массового скорострельного и более удобного стрелкового оружия, чем старинные мосинские винтовки. Шинель, которую, по идее, боец должен был нести с собой в скатке, надетой через плечо, скрывает от наших глаз обмотки, которые из-за отсутствия сапог красноармейцы пехотных частей носили вместе с ботинками...В сети мы обнаружили сайт с более личным и трагичным прочтением сюжета миниатюры. Автор высказывает мнение, что первая советская марка войны по своему настроению является скорее народным напутствием, чем официозным благословением быть героем. Вполне возможно, и мы предоставим читателю самостоятельно определить эмоциональный посыл этого легендарного произведения.
По более простым вещам у мэтров очевидный консенсус. Зафиксированы два дефекта используемого клише: "заплатка" на пальто матери сбоку в позиции 48 на листе и точка на букве "Р" в позиции 65 на листе (фото 2, 3,4). Кроме того, Зверев приводит интересный разновид линейки с двойной перфорацией по правому краю (фото 5). Более редкая линейка активно подделывается разными способами, о чем нас благородно предупреждает Александр Владимирович (фото 3). Марка поступала в продажу листами по 100 штук 10х10 без разделительных дорожек.
1941.12. НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ.
Зв. 730 | СК 727 | Сол. 820
Синяя
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 20.12.1941г.; печать типографская. Зубцовка Г12 ¼ :11 ¾.
Художник — И.И.Дубасов.
Поразительно, но у этой довольно сильной марки коллекционная составляющая равна примерно нулю. Все, что у нее есть — двойная перфорация сверху, которую упоминает в каталоге Зверев (фото внизу). Ну еще есть какие-то непонятки по поводу формата ее листа. Зверев пишет, что марка поступала в продажу листами по 50 штук (5х10), все остальные - что листами по 100 штук (10х10). Судя по размерам марки и ее близняшной похожести на "Будь героем", редакция голосует за 10х10, хотя нам попадался максимальный блок 2х3 марки. Несмотря на тираж в 3М, марка «Народное ополчение» является достаточно редкой и дорогостоящей. Это обусловлено внезапной гибелью большой части тиража в результате авиационной бомбардировки чего то там - то ли поезда, то ли склада, никто толком сказать не может. Ну и надо сказать, марка часто фальсифицируется в силу своей кажущейся простоты исполнения.
Культурологическая и исторической составляющяя этой марки тоже...так себе. Коллаж Дубасов замутил, конечно, адский. Тут тебе и колхозница с рабочим, и у рабочего ружье, и серп и молот, и опять серп и молот на флаге, и какие то головы слева от работницы. Явно, Иваниваныч лепил со страшной силой, но получилось что получилось, и в целом марка то у коллекционеров котируется. А в квартах и прочих других форм факторах - просто за счастье. Так как разновидов у марки нет, коллекционер метет ее со страшной силой, забирая почтовые отправления с "ополчением", пары, кварты, контрольные знаки, углы и прочее. Так что если вам попадается ополчение с какой то изюминкой по неожиданной цене - берите не думая. Это мегаликвидная позиция.
Народное ополчение — вторая советская марка, посвященная Великой Отечественной войне. 4 июля 1941 года выходит Постановление Государственного комитета обороны о добровольной мобилизации населения. Почтовое ведомство СССР в конце 1941 года выпускает марку, пропагандирующую массовую мобилизацию населения. На марке изображены ополченцы разных профессий на фоне флага СССР. В нижней части почтовой марки в четыре строки размещен текст: «По призыву великого вождя народов тов. Сталина сыны советского отечества вступают в народное ополчение».
Фотомонтаж, посвящённый принятию Сталинской Конституции. 1937г. Эль.Лисицкий. Журнал "СССР на стройке"
Лисицкий Лазарь Маркович (Эль Лисицкий)
(1890-1941)
Историческая составляющая марки трагична вдвойне. Во первых, трагична жизнь ополченцев. Всем понятно, что ждало слабообученного возрастного или больного человека, которому дали мосинскую винтовку, 20 патронов и послали защищать Москву. Во-вторых, историки как-то всегда оставляли ополченцев за скобками. Ну да, ну были, ну подвиг народа, гордимся, будем достойны. А спроси кого хочешь, что такое ополчение, кто командовал, сколько человек было под ружье поставлено, как трансформировались, какие заслуги, кто герои ополчения — и привет. Пару хороших сайтов нашли - великолепный тред про народное ополчение на сайте Smolbattle, да искренняя статья-исследование И.В.Меликова, пожилого уже сына погибшего ополченца, бережно сохранившего письма отца, сгинувшего в боях под Вязьмой. Земля пухом павшим! Мы не говорим, что ничего другого нет, нам это вот приглянулось, да не обидится на нас внимательный читатель.

Самое яркое в этой истории — автор фотомонтажа, с которого Дубасов черпанул вдохновение. Знакомьтесь, друзья - Лазарь Маркович Лисицкий. Дорогая редакция неистово рекомендует вам повнимательнее окунуться в творчество Лазаря Марковича, который в миру взял себе псевдоним Эль Лисицкий. Лазарь Маркович — совершенно выдающийся авангардный художник, архитектор, дизайнер и фотограф, прямо сияющий мастер супрематизма и конструктивизма. Абсолютно гениальный человек, создавший неповторимый стиль в дизайне, который перекликается с творчеством Кандинского, Малевича, Ротко, Шагала, и который вы совершенно точно миллион раз видели, ничего не зная об авторе этой красоты. Работы Эль Лисицкого оказали значительное влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века, включая творчество основателей Баухауса. От уровня креатива перехватывает дыхание, можно смело утверждать, что полет мысли Лисицкого опередил время на десятилетия. Сейчас, сто лет спустя, мы пользуемся дизайнерскими идеями и подходами Лазаря Марковича, и они выглядят абсолютно, совершенно актуально и современно! Поразительный человек! Фотомонтаж, вдохновивший Дубасова на создание композиции миниатюры был сделан Лисицким для журнала "СССР на стройке" и опубликован в комбинированном выпуске журнала, посвященному Сталинской Конституции №9-12 за 1937 год. Enjoy.
Made on
Tilda