СССР
1941 год
~
Год беды. Год пепла. Год нечеловеческих испытаний, выпавший на долю нашего многострадального народа. 1941 год. Сразу после нападения Германии на СССР стало понятно, что нужно развернуть масштабную пропаганду, чтобы в огромной стране не возник хаос. Быстрое продвижение немецкой армии и потеря важных городов на западе страны могли стать ударом для каждого человека, но нельзя было допустить, чтобы это воспринималось как катастрофа. Необходимо было объяснить людям сложность ситуации и в то же время вселить уверенность в том, что враг скоро будет отброшен, а победа будет за Советским Союзом. Мощнейшим инструментов агитации и пропаганды стали плакаты. 24 июня 1941 года ответственность за пропаганду на радио и в печати было возложено на Совинформбюро. Работа велась через Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделение по работе с войсками противника РККА, где разрабатывались и утверждались основные направления агитации и пропаганды.

В филателии 1941 года проявились сразу два имени, которые стали легендарными при жизни в силу сложившихся вокруг них эпичных обстоятельств. И первое имя - это Ираклий Моисеевич Тоидзе...Нет ни одного человека в России, который не знает плаката, олицетворяющего Родину в образе матери, призывающей народ к защите отечества. Родина-мать зовет. Сын Ираклия Моисеевича вспоминает:
«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у нее была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР...К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион.".
Авторству Ираклия Моисеевича принадлежит Лермонтов 1941 года.
Второе имя - Виктор Борисович Корецкий и марка "Будь героем", сделанная по мотивам его одноименного плаката...и об этом ниже.
Корецкий Виктор Борисович
(1909 – 1998)
Тоидзе Ираклий Моисеевич
(1902 – 1985)
В годовой набор 1940 года вошли 9 серий, состоящих из 47 марок с обширными вариациями по зубцовкам и растрам.

  1. Индустриализация в СССР.
  2. 23-я годовщина Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР.
  3. 20-летие со дня смерти Н.Е.Жуковского (1847-1921).
  4. 15-летие Советской Киргизии.
  5. Первая годовщина Карело-Финской ССР (с 1956 г. Карельская АССР).
  6. 150-летие взятия крепости Измаил войсками под командованием А.В.Суворова (декабрь 1790).
  7. Дополнительный стандартный выпуск "Кремль".
  8. 5-летие создания Центрального музея В.И.Ленина.
  9. 25-летие со дня смерти В.И. Сурикова (1848-1916).
  10. 100 лет со дня смерти М.Ю. Лермонтова (1814-1841).
  11. Будь героем!
  12. Народное ополчение.
В 1940 у почтового ведомства руки дошли до Антона Павловича Чехова. Фактически это был первый автор времен серебрянного века, появившийся на коммеморативных марках СССР. Первый писатель был, как мы помним, Горький, потом Толстой, потом Добролюбов, потом Пушкин, потом кучно пошли Руставели, Лермонтов, Салтыков-Щедрин и Чернышевский. И вот наконец добрались до неангажированного автора не первой, скажем так, советской звездной величины. Как видно, в серии использованы два портрета о которых речь пойдет ниже, и два цвета, которые тоже довольно таки нетривиальны; набор получился неожиданно яркий. Напечатан глубокой печатью с горизонтальными ромбами (ГР), и казалось бы и говорить не о чем, но тут есть прямо интрига. Дело в том, что у марки в 30 копеек есть все то же самое, только в вертикальных ромбах (ВР). Никто из мэтров, и даже дотошный в таких случаев Соловьев не говорят о причинах появления этой модификации коричневой марки, что весьма странно. Более того, Соловьев приводит наличие 30 коп без зубцов Сол.732А (фото 3), о которой не говорят остальные мэтры!
Дальше - больше. На сайте stamps.ru коллеги пишут о существовании листа марок номиналом 30 коп с пропуском перфорации в середине листа так, что весь ряд получился с перфорацией сверху с одной стороны, из которых, видимо, успешно вырезается беззубцовая марка. Вообщем, если подумать, получается, что при печати 30 коп марки с машиной что то пошло не так, в результате чего тираж пришлось допечатывать на новом уже клише с другой растровой сеткой. Хорошо, что еще, с тем же шагом перфоратора.
Кстати, и с пропусками перфорации у набора все в порядке. По Загорскому их три - 10 коп снизу, 15 коп сверху и 20 коп снизу, по Звереву только два - на 10 и 15 коп (фото 1, 2). При этом ничего про мифический лист и беззубцовые марки 30 коп не говорится, только Зверев отмечает встречающийся отскок перфорации у нижнего ряда 20 коп марок. Согласитесь, для четырех марок отличная коллекционная составляющая!

Более того, и визуально-культурологическая составляющая набора вовсе не нулевая. Антон Павлович был героем миниатюр знаков почтовой оплаты СССР не единожды, при этом в качестве модели использовлись два основных снимка - один за авторством блистательного Алексея Михайловича Иваницкого, где Антон Павлович в шляпе. Иваницкий сделал большой фотосет Антона Павловича с олеандром в кадке и белом плетеном кресле, и мы подробнее вернемся к этому снимку в 1954 году, благо будет повод.
А вот второй снимок более редкий, появился впервые в альбоме МХТ, посвященному творчеству Чехова, в 1914 году (вот здесь еще есть). Антон Павлович там в элегантных клетчатых брюках и галстуке в тон. Разные источники датируют этот снимок 1898 годом, что соответствует ялтинскому периоду мастера, однако авторство этого снимка, как правило, остается за кадром, даже в МХТшном фотоальбоме ссылка на автора не приводится. Дак вот. Сравнивая эти две фотокарточки, бросается в глаза безупречная профессиональная работа в первом случае и недотянутость второй с точки зрения постановки света и обработки самой пластины - лицо Чехова на фото внизу какбэ неживое, плоские полутени, а местами свет на лице уходит в фон. Оказывается, этому обстоятельству есть простое объяснение. Фото номер два — любительское, его автором является Леонид Валентинович Средин (1860—1909).
Средин, как и Чехов, имел медицинское образование, работал в больницах Москвы, где благополучно получил туберкулез, вследствие чего релоцировался в Ялту. На новом месте Леонид Валентинович не скучал, оперировал в земской больнице, обзавелся частной практикой, а в свободные теплые вечера распахнул двери своего maison перед высшим крымским обществом. Ох уж эта бархатная курортная жизнь серебрянного века! У доктора в салоне бывали С.В. Рахманинов, А.А. Спендиаров, В.М. Васнецов, Ф.И. Шаляпин, А.М. Горький, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Д. Телешов, М.Н. Ермолова, М.В. Нестеров, К.С. Станиславский, который вдобавок был женат на сестре жены Средина. Встречи проходили на большом срединском балконе с чайным столом, тахтой и мягкими креслами. На балкон из столовой вели широкие двери, внутри были поставлены два пианино, на одном из которых игрывал Рахманинов, а второе облюбовал Шаляпин под аккомпанемент Ермоловой в четыре руки с хозяином дома. Е-мае, как говорится. Естественно, в гости к Средину часто захаживал и Антон Павлович Чехов, с которым хозяин был знаком аж с 1894 года. Коллеги по профессии и соратники по болезни, натурально родственные души по О'Генри, Чехов со Срединым сошлись

на короткую дружескую ногу. Думается, немало было выпито черного бастардо и белого мускату у достойных мужей на уютном ялтинском балкончике под звуки шаляпинского (а може, и рахманинского) пианино. Вдобавок Леонид Валентинович был энтузиастом фотографии, сам бог велел ему нащелкать Антона Павловича, что и было сделано им неоднократно — Средин вошел в историю, в том числе, и как автор многочисленных бытовых снимков Человека-без-Селезенки, он же Антоша Чехонте.

Иногда из-под моста раздавался хриплый звук контрабаса (с).

К 80-летию со дня рождения великого русского писателя А.П. Чехова советская почтовая служба выпустила серию из 4-х почтовых марок. Антон Павлович Чехов один из крупнейших писателей, оказавший большое влияние на русскую литературу и культуру. Среди самых значительных произведений А.П. Чехова: рассказы «Толстый и тонкий», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», повести «Степь», «Скучная история», «Палата №6» и пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры».
1941.1. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР.
Оливково-зеленая, 10 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 633 I | СК 630(1) | Сол. 723
Зв. 633 II | СК 630(2) | Сол. 723Р
Дата выпуска 01.02.1940г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка ГР12 ¼ :11 ¾.
Художник — С.Новский.
Голубая, 15 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Коричнево-красная, 30 коп.
Тираж - 1 000 000 шт.
Фиолетовая, 20 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 630 | СК 627 | Сол. 720
Зв. 631 | СК 628 | Сол. 721
Зв. 632 | СК 629 | Сол.722
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
А.П.Чехов. Ялта 1902г. Фото А.М.Иваницкого.
А.П.Чехов. Ялта 1898(?)г. Фото Л.В.Средина.
1941.2. 23-Я ГОДОВЩИНА КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Зв. 737 | СК 734 | Сол. 827
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Коричнево-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 01.04.1940г.; фототипия; Л12¼.
Художники — И.Дубасов, С.Поманский.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?
  • Тип 3. Белая бумага улучшенного качества с белым матовым клеем, что характерно для второй половины 50-х годов. Для 825 и 826 указаны два типа бумаги, но ничего не сказано про белую бумагу у остальных марок. Это что означает? Что в 50-х печатали только две марки одного номинала? С какой целью? Есть ли у белых марок вариативность по размерам? Тут прямо гора вопросов. Видимо, Соловьев начал вникать, но плюнул и поехал дальше составлять каталог, положив ступу на это неблагодарное дело. Это место для полноценного хорошего исследования.

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский видел пропуск у Чекалина 30 коп слева, а у Космодемьянской 30 коп накладочка вышла - приведено два пропуска слева под разными индексами. Может, какая то идея, но скорее всего - косяк, в остальном просматривается солидрность со Зверевым (фото 2, 3).
Марки поступали в продажу 10х10 без разделительных дорожек. Устойчивых дефектов клише не приводится. Известны марки со рваной зубцовкой. Надобно отметить, что аналогичный набор марок был напечатан в 1944, к нему вернемся позже.
Серия 1940 года из пяти почтовых марок посвящена присоединению к территории СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Это решение было следствием подписания пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны. Законы «О включении Западной Украины в состав Союза ССР с воссоединением её с Украинской ССР» и «О включении Западной Белоруссии в состав Союза ССР с воссоединением её с Белорусской ССР» были приняты в начале ноября 1939 года.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
1941.3. 20-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ Н.Е.ЖУКОВСКОГО (1847-1921).
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 01.04.1940г.; печать глубокая, ВР. Зубцовка ГР12 ¼ :11 ¾.
Художники — И.Дубасов, С.Поманский.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?
  • Тип 3. Белая бумага улучшенного качества с белым матовым клеем, что характерно для второй половины 50-х годов. Для 825 и 826 указаны два типа бумаги, но ничего не сказано про белую бумагу у остальных марок. Это что означает? Что в 50-х печатали только две марки одного номинала? С какой целью? Есть ли у белых марок вариативность по размерам? Тут прямо гора вопросов. Видимо, Соловьев начал вникать, но плюнул и поехал дальше составлять каталог, положив ступу на это неблагодарное дело. Это место для полноценного хорошего исследования.

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский видел пропуск у Чекалина 30 коп слева, а у Космодемьянской 30 коп накладочка вышла - приведено два пропуска слева под разными индексами. Может, какая то идея, но скорее всего - косяк, в остальном просматривается солидрность со Зверевым (фото 2, 3).
Марки поступали в продажу 10х10 без разделительных дорожек. Устойчивых дефектов клише не приводится. Известны марки со рваной зубцовкой. Надобно отметить, что аналогичный набор марок был напечатан в 1944, к нему вернемся позже.
Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов» проходил с 1938 по 1940 год. «Георгий Седов» потерял руль и ему на помощь были высланы ледоколы «Иосиф Сталин» и «Литке». Спасение в конце концов завершилось успехом, а главным итогом стало окончательное доказательство того, что острова-призрака «Земля Санникова» не существует. В память об этом событии советское почтовое ведомство выпустило серию из четырех марок.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
1941.4. 15-ЛЕТИЕ СОВЕТСКОЙ КИРГИЗИИ (1893-1830).
Зв. 643 | СК 640 | Сол. 733
Зв. 644 | СК 641 | Сол. 734
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 2 000 000 шт.
Дата выпуска 01.16.1940г.; печать глубокая, ВР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
При всей своей визуальной обыденности, Владимир Владимироич Маяковский образца 1940 года дает филателисту огромное жырное коллекционное поле, которое при правильной постановке вопроса может дать добрый материал для моноколлекции, посвященной Маяковскому. Судя по всему, в 1940 году оборудование Гознака дышало на ладан, так что тираж добивался правдами и неправдами разными клише и перфораторами, гребенки которых некстати выходили из строя. Гимор для типографии обернулся счастьем для коллекционера — разновидов Маяковского оказалось настолько много, а мэтры так блуднули в этом относительно негустом лесу, что нам поможет разобраться в теме только специальная табличка №1.
Таким образом, все становится более менее на свои места, а именно:
  1. Самый внимательный к Маяковскому - Валерий Борисович Загорский, он отметил аж 16 разновидов, включая 4 пропуска. При этом он косвенно уточняет размеры кадра для марок с гребенчатой перфорацией - по Загорскому гребенка существует только для кадра 33х22.3 у 15 коп и 34х23 у 30 копеек. Зверев размер кадра не специализирует вообще, а Соловьев признает большой и малый кадр только для 30 коп марки.
  2. Загорский дает два дополнительных пропуска по сравнению с каталогом Зверева, а Соловьев добавляет еще один к Загорскому - пропуск снизу у черно-синей марки 60 коп, который остальные мэтры не отмечают (фото 1). При этом ни один мэтр не пишет, к какому типу марок относятся пропуски, например 30 коп снизу. Очевидно, что пропуск может быть на любой из четырех разновидов марки, хотя, конечно, логика подсказывает, что пропуск должен быть у линейки, так как после поломки гребенки перфоратора, ее пришлось заменить другой, в результате чего образовалась марка с гребенчатой перфорацией. Но в любом случае, остается вопрос про размер кадра пропусков в данном случае. Примерно то же самое можно сказать и про соловьевский пропуск у 60 коп.
  3. Зверев информирует о существовании отскоков перфорации, из которых резались беззубцовки и несуществующие пропуски. Данную информацию мы проверить не можем, полагаясь на компетентность остальных мэтров и релевантность приведенных ими официальных пропусков.
  4. Дополнительно к вышесказанному необходимо отметить очевидное наличие растровых фонов у всего выпуска, который на оценку не влияет, но визуально дает яркое отличие марок. Выпускалась серия листами 10х10 без разделительных дорожек.
Таким образом, Маяковский дает нам шикарные два листа в альбоме только по маркам ценой под 10К условных единиц. Если добавить автографы, открытки, фотки, плакаты с окон РОСТа, редкие штемпели и почтовые отправления, то можно сделать замечательную коллекцию, базируясь только на этом наборе. Не говоря уж про то, что Маяковский не единожды появлялся в советской филателии в более поздних годах.

Теперь культурологическая часть. На горизонтальных марках Иван Иваныч Дубасов сделал кроп с хрестоматийной фотки чудесного Абрама Петровеча Штейнберга. Это фото еще раз появится в филателии СССР в 1953 году, и мы подробно расскажем про обстоятельства этой фотографии в статье, посвященной Маяковскому образца 1953 года.
На вертикальных марках другая хрестоматийная фотка Владимира Владимировича, и про нее (и ее автора) запилим сейчас. Начнем с того, что копии с оригинала фотографии, причем всяких там 30-х годов, до сих пор можно купить на разных аукционах, например, вот такой экземпляр справа продавался в аукционном доме Егоровых, сама фотография несть число раз втыкалась в разные издания и статьи про Маяковского, и автор этой фотографии также известен очень даже. И это замечательный фотохудожник Петр Иванович Шумов. Про Петра Ивановича можно легко найти массу информации, очень хорошая статья про Шумова в Вики. Художник был абсолютно признан при жизни, уехал из России в 1907году, осел во Франции, открыл фотоателье на Монпарнасе. Внимательность к деталям и любовь к профессии сделала его одним из самых востребованных фотомастеров Парижа. В его мастерской отметились весь культурный бомонд России серебряного века. Хрестоматийные фото Шагала и Цветаевой принадлежат его руке. А великй Роден, который никогда не фотографировался в принципе, признавал только Шумова, сделав его своим биографическим фотографом — все без исключения фото Родена принадлежат авторству Петра Ивановича.
Наша фотка обычно датируется 1925 годом. В этом году Владимир Маяковский был во Франции дважды — весной, с 28 мая по 20 июня по пути в Мексику, и в конце года, с 5 по 22 ноября, возвращаясь из США на родину, соответсвенно, судя по одежде, наше фото было сделано в ноябре. В Париже Маяковского всегда сопровождала Эльза Триоле, сестра Лили Брик, плюс Маяковский был дружен с Мариной Цветаевой и виделся с ней во время своих посещений Франции. Есть версия, что именно Цветаева после очередного шоппинга зазвала Маяковского к Шумову. И правда, Владимир Владимирович помимо выдающихся внешних данных, обладал совершенно непролетарским вкусом в одежде и не упускал возможность прохватить по парижским аутлетам, заказывая одежду и себе, и Брикам. В результате Петр Иванович сделал замечательную фотосессию, где Владимир Владимирович выглядит скорее преуспевающим американским бизнесменом, нежели большевистским поэтом. Не удивительно, что наиболее популярным кадром в госиздате стала только голова поэта в кепке, уж слишком у него в этом фотосете буржуазный лук, категорически не совпадающий с мелодикой ноктюрна водосточных труб.
В 1940 году почтовое ведомство Советского Союза выпустило памятную серию почтовых марок, посвященную 10-летию со дня смерти одного из крупнейших поэтов XX века Владимира Владимировича Маяковского. На марках серии изображены два портрета В.В. Маяковского, выполненные по прижизненным фотографиям поэта. Марки 15 и 30 коп дополнены строками из поэмы "Хорошо": "Я радуюсь маршу, которым идем в работу и в сраженья", марки 60 и 80 коп — строками из поэмы "Владимир Ильич Ленин": "Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс".
Фото 1. Пропуски. Каталог В.Ю.Соловьева.
Маяковский у окон РОСТа на открытии выставки в Клубе Писателей.
Штейнберг А.П. 1930 г.
Шумов Петр Иванович (1872-1936)
В.В.Маяковский. Париж. 1925г.
В.В.Маяковский. Париж. 1925г.
Таблица 1.
1941.5. ПЕРВАЯ ГОДОВЩИНА КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР.
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 01.06.1940г.; фототипия. Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский видел пропуск у Чекалина 30 коп слева, а у Космодемьянской 30 коп накладочка вышла - приведено два пропуска слева под разными индексами. Может, какая то идея, но скорее всего - косяк, в остальном просматривается солидрность со Зверевым (фото 2, 3).
Марки поступали в продажу 10х10 без разделительных дорожек. Устойчивых дефектов клише не приводится. Известны марки со рваной зубцовкой. Надобно отметить, что аналогичный набор марок был напечатан в 1944, к нему вернемся позже.
В 1940 году почта СССР выпустила серию из четырех марок в память об отечественном естествоиспытателе, исследователе фотосинтеза и популяризаторе теории Дарвина - Клименте Аркадьевиче Тимирязеве. На марках серии изображены портрет К.А. Тимирязева за работой, Сельскохозяйственная академия и памятник ученому в Москве..
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1941.6. 150-ЛЕТИЕ ВЗЯТИЯ КРЕПОСТИ ИЗМАИЛ ВОЙСКАМИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ А.В.СУВОРОВА (12.1790).
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Дата выпуска 01.07.1940г.; печать типографская. Л12 ¼.
Художники — И.Дубасов, С.Поманский, Н.Терморуков.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский емся позже.
Марки 1940 года посвящены Всесоюзному физкультурному комплексу «Готов к труду и обороне СССР». ГТО - это программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1941.7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНЫЙ ВЫПУСК "КРЕМЛЬ".
Зв. 716 | СК 730 | Сол. 806
Зв. 717 | СК 731 | Сол. 807
Светло-красная
Тираж - 2 000 000 шт.
Желто-коричневая
Тираж - 2 000 000 шт.
Дата выпуска 25.05.1941г.; печать типографская. Зубцовка Г12 ¼ :11 ¾ (11 ¾ : Г12 ¼).
Художник — Н.Темноруков.
В мае 1941 года был осуществлён дополнительный выпуск, который носит неофициальное название "Кремль". Были выпущены высокономинальные марки дополнительно к шестому стандарту, который заканчивался 30 коп (синий летчик). На дополнительном стандартном выпуске изображена Спасская башня Московского Кремля и Большой Кремлёвский дворец, номиналы 1 и 2 рубля соответственно. Марки отпечатаны типографским способом тиражом по 2 млн штук. поступали в продажу листами по 50 штук 10х5.
В сентябре 1948 года дополнительный выпуск был дополнен маркой номиналом в 1 рубль, миниатюра которой «Спасская башня Московского кремля» повторяла рисунок марки данного выпуска, но была отпечатана офсетным способом. Известны несколько разных размера рисунка этой миниатюры. Среди прочего, марка со Спасской башней была переиздана и в малом формате как часть седьмого стандартного выпуска.
Мэтры оценивают это выпуск довольно скупо, только Александр Владимирович Зверев дает оценку штрейфов с контрольными знаками типографии (фото 1). Соловьев также упоминает их в более сжатом формате на полях своего каталога.

В мае 1941 года был осуществлён дополнительный выпуск: выпущены высокономинальные марки дополнительного стандартного выпуска: Спасская башня Московского Кремля и Большой Кремлёвский дворец, номинал: 1 и 2 рубля соответственно.
Фото 1. Контрольные знаки. Каталог А.В.Зверева.
1941.8. 5-ЛЕТИЕ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ В.И.ЛЕНИНА.
Дата выпуска 01.10.1940г.; автотипия. Л12 ¼.
Художник — В.Микоша.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский видел пропуск у Чекалина 30 коп слева, а у Космодемьянской 30 коп накладочка вышла - приведено два пропуска слева под разными индексами. Может, какая то идея, но скорее всего - косяк, в остальном просматривается солидрность со Зверевым (фото 2, 3).
Марки поступали в продажу 10х10 без разделительных дорожек. Устойчивых дефектов клише не приводится. Известны марки со рваной зубцовкой. Надобно отметить, что аналогичный набор марок был напечатан в 1944, к нему вернемся позже.
7 марок серии посвящены Третьей Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была открыта в 1939 году и была постоянно действующей до 1958 года. ВСХВ представляет собой выставку достижений сельскохозяйственного высокомеханизирован-ного производства. Достижения представлялись в соответствии с природными зонами, отраслями производства и отдельными республиками. Марки встречаются с пропусками перфорации. Марки данного выпуска печатались по несколько сюжетов на листе, в различных сочетаниях. Сцепки и квартблоки известны с разделительными дорожками и без них.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1941.9. 25-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ В.И.СУРИКОВА (1848-1916).
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 07.11.1940г.; фототипия. БЗ, Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский емся позже.
В 1941 году отмечалось 25-летие со дня смерти русского исторического живописца Василия Ивановича Сурикова. Наиболее значительные произведения художника: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899). Почтовое ведомство отметило это событие выпуском серии из пяти почтовых марок «25-летие со дня смерти В.И. Сурикова».
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1941.10. 100 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА (1814-1841).
Зв. 727 | СК 724 | Сол. 817
Зв. 727А | СК 724А | Сол. 817А
Зв. 728 | СК 725 | Сол. 818
Сине-зеленая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-лиловая.
Тираж - 5 000 000 шт.
Дата выпуска 26.07.1941г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Тоидзе.
К личности Ираклия Моисеевича мы еще вернемся, давайте поговорим по матчасти. Серия интересная, к ней есть ряд вопросов, которые было бы интересно прояснить. Информации по серии нет никакой.
  1. Дата выпуска 26 июля, немцы уже под Смоленском и Киевом. Почему Лермонтова печатают? Такова инерционность плановой экономики, или есть какой-то тайный смысл?
  2. Откуда опять взялась гребенка у 15 коп марки? Никаких следов нам накопать не удалось, мэтры молчат, даже Владимир Юрьевич Соловьев, обычно любящий информацию про перевыпуски и допвыпуски, ничего нам не сообщает. Опять погибла часть тиража и ее надо было допечатать или все линейные перфораторы Гознака поломались?
  3. Марка 30 коп в 4.5 раза дороже 15 коп, хотя ее тираж почти в 2 раза больше. Почему?
  4. У серии определенные трудности с установлением авторства. Загорский ставит автором коллектив художников Гознака, Соловьев (и Ляпин) указывают Тоидзе. В 1931 году Ираклий Моисеевич переезжает в Москву, где начинает работать в области плаката и книжной иллюстрации. Он тяготел к темам, связанным с горами, отиллюстрировал поэму «Витязь в барсовой шкуре», сделал иллюстрации к произведениям Лермонтова. Как видно из рисунков - работа Тоидзе перекочевала на миниатюру без купюр, поэтому в наших глазах автором данной серии считатется Ираклий Тоидзе.
Кроме вопросов, у марки нет толком другой матчасти. Поступала в продажу листами 10х10, да вот еще Соловьев предупрежэдает, что 30 коп линяет в воде.

Честно говоря, в этой статье нам уже давно хотелось перепрыгнуть на личность автора миниатюры марки. Даже если бы Ираклий Моисеевич Тоидзе ничего не делал бы в этой жизни, пил саперави и ел хинкали каждый божий день, то после своей главной работы его имя все равно было бы написано золотом на мраморных досках пантеона великих художников.
«Родина-мать зовёт!» – знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны принадлежит его кисти. Работу над ним художник начал сразу после сообщения Совинформбюро 22 июня. А в середине июля 1941-го плакат был известен уже всей стране. Только первый тираж плаката был свыше миллиона экземпляров! Вот какую марку надо было печатать в июле 1941 года!
По воспоминаниям Александра Ираклиевича Тоидзе, в этот день отец работал в своей мастерской над иллюстрацией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена, Тамара Федоровна. «Война!» – только и вырвалось у нее.
…Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. <…> Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР...
Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.
Памятная серия из двух почтовых марок 1941 года посвящена 100-летию со дня смерти великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 - 1841). Самые известные и значительные произведения М.Ю. Лермонтова оказали влияние прежде всего на философию меланхолии и романтизма: стихотворения «Ветка Палестины», «Парус», «Три пальмы», поэмы «Демон» и «Мцыри», роман «Герой нашего времени», пьеса «Маскарад».
Тоидзе И.М. Портрет М.Ю. Лермонтова.1941г. Гравюра.
Тоидзе И.М. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1941г.
Бумага, угольный карандаш.
Тамара Федоровна Тоидзе. Плакат "Родина-мать зовет!". 1941г.
Образ матери вдохновлен Тамарой Федоровной.
Лин.
Греб.
1941.11. БУДЬ ГЕРОЕМ!
Зв. 729 | СК 726 | Сол. 819
Греб.
Лин.
Зв. 729A | СК 726A | Сол. 819А
Карминово-красная
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 12.08.1941г.; печать глубокая. Зубцовка Г12 ¼ :11 ¾.
Художник — В.Корецкий.
В силу того, что марка абсолютно культовая, давайте, друзья, сначала проедем по жирнейшей культурологической и истореческой составляющей этого легендарного знака почтовой оплаты. Написано про него столько, что можно диссертацию защитить. В основном, копипаст, конечно, но из тонны однотипных статей кое-как вырисовывается более-менее целостная картина, которую дорогая редакция попробует стройно и доходчиво изложить.
Давайте начнем с автора, Виктора Борисовича Корецкого (1909-1998). На "Трамвае искусств" очень хорошая статья о Корецком, ему принадлежит более 700 плакатов, из которых около ста вышли во время войны. Стиль Виктора Борисовича очень узнаваем, плакаты броские, с крупными фигурами и акцентом на лицах героев плаката. Виктор Борисович мастерски коллажировал свои работы с фотографией, усиливая эмоциональный посыл плаката комбинацией графики и живых людей. Вспомните плакат "Войн Красной армии, спаси!", где мать прикрывает девочку от фашистского штыка. Ведь очень эмоциональная работа, которая стала одной из самых ярких и хрестоматийных в ряду военного плаката. Фотоплакат "Будь героем!" был исполнен Виктором Борисовичем в конце июня 1941, через неделю после начала войны, и тут же выпущен издательством «Искусство» тиражом 100 000 экземпляров. Художник вспоминал, что во время посещения спектакля «Мать» по роману Максима Горького, его пронзила сцена прощания Ниловны с Павлом, и именно эти впечатления легли в основу сюжета плаката. Для позирования были приглашены статисты; роль сына, прощавшегося с матерью, исполнял настоящий боец, имя которого история нам не сохранила, к сожалению.
Существует определенная неразбериха, кого считать автором марки. В каталоге Соловьева автором поставлен сам Виктор Корецкий, в каталоге Загорского «авторский коллектив художников Гознака», самим Гознаком озвучено мнение, что ...доподлинно неизвестно, кто именно рисовал почтовую миниатюру: был ли это сам Виктор Корецкий, художник Гознака Иван Дубасов или авторский коллектив Гознака... Давайте попробуем разобраться.

Дальше пойдет поплотнее. Разобравшись с автором, давайте поговорим за матчасть. Марку тиснули тиражом 3 млн. штук, но, несмотря на большой тираж, у филателистов марка считается относительно редкой, особенно на отправлениях, и вот почему. В августе 1941 года часть тиража была вывезена со склада и поступила в почтовые отделения, при этом значительная часть тиража была разослана в почтовые отделения тех регионов нашей страны, которые впоследствии оказались под фашистом. На оккупированных территориях вводились другие знаки почтовой оплаты, все советские уничтожались. Существенная часть тиража оставалась на складах почтового ведомства; во время одной из бомбёжек Москвы в этот склад попала авиабомба и находившаяся там часть тиража погибла. Плюс, переписка между фронтом и тылом, составляющая в те годы большую часть корреспонденции, должна была доставляться бесплатно и, соответственно, не требовала покупки марок, так что на почтовых отправлениях марка встречается вообще редко. К относительной редкости марок плюсуется некоторая мистика в ее классификации. На наш взгляд, ни один из современных исследовтелей и мэтров не уделили достаточного внимания нашей героине, и в каталогах определенно нет некоторой информации, которая в целом нуждается в уточнении и систематизации, а именно:
  • Происхождение разной перфорации у марки. Все три мэтра, и даже контрольный Ляпин, любящий всякую дичь, марку отмечают как гребенку. Обратимся к третьей странице статьи 1975 года. В ней упоминается, что марка изначально имела линейную перфорацию, а вторым, более поздним выпуском была добита гребенка. Скорее всего, именно марка с линейной перфорацией погибла на складах под бомбежкой, а гребенку запустили на пополнение погибшего тиража, чем и объясняется редкость линейки и массовость гребенчатой перфорации. И по идее, логично было бы марку классифицировать как линейку, а индекс "А" давать для гребенки. И нигде нет информаци когда и каким тиражом марку допечатывали. Странно, что дотошный в таких случаях Соловьев полностью игнорировал эту информацию.
  • Судя по той же статье, в природе существует картонка с пробами марки в лиловом, красном и зеленом цветах и надпечаткой "ПРОЕКТ 21 августа 1941 года". Тут есть противоречие, марка была выпущена 12 августа, проект не может быть более поздним, чем выпуск, соответственно либо ошибка на картонке, либо ошибка в статье. И еще, оказывается, существует лист неперфорированных марок, подписанных Дубасовым. Это очень важные артефакты в контексте эпичности самой марки. Странно, что дотошный в таких случаях Зверев пропустил эту информацию.
  • Способ печати марки. Соловьев и Зверев заявляют глубокую, Загорский пишет, что марка отпечатана офсетом. С легкой руки Валерия Борисовича эта информация разлетелась по большинству электронных копипастеров. В журнале «Филателия» №10 за 1993 год приводится хорошая аргументация о способе ее печати с разумным обоснованием выводов автора. Отпечатана марка глубокой печатью. Странно, что дотошный в таких случаях Загорский не перепроверил эту информацию.
  • Разная толщина бумаги. На Черике марка продается вполне себе частенько за небольшие деньги, причем даже в огромных блоках по полстраницы. Но только два раза была продана отдельная марка за совершенно конские деньги (фото 1). В обоих случаях это был разновид линейки на полупрозрачной тонкой бумаге сероватого цвета. Никто из мэтров словом не обмолвился о вариациях бумаги для "Будь героем!", только Зверев тонко намекнул, что, мол, линейку подделывают в том числе и с примененим разных сортов бумаги, но и на Черике ведь тоже не дебилы сидят. Странно, что даже Ляпин, который упарывается до сотых долей миллиметра толщины бумаги по отдельным экземплярам, не заинтересовался этой информацией.
«Будь геро́ем!» — филателистическое название первой советской почтовой марки, посвящённой Великой Отечественной войне. Марка выполнена по фотоплакату «Будь героем!» Виктора Борисовича Корецкого. На марке изображена сцена прощания матери с сыном-красноармейцем, уходящим на фронт. Внизу дан текст: «Будь героем!».
Будь героем! Фотоплакат. 1941г. В.Б.Корецкий
"Филателия" №4. 1995г.
Фото 1. Фрагмент результатов аукционов "Черристоун"
Фото 2. Дефекты клише. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Дефекты клише. Каталог А.В.Зверева.
Фото 5. Двойная перфорация.
Каталог А.В.Зверева.
Фото 6. Особенности перфорации
Фото 4. Дефекты клише. Каталог В.Ю.Соловьева.
"Филателия СССР" №5, 1975
В журнале "Филателия СССР" №5, 1975 год есть весьма информативная статья, которую мы приводим полностью на фото ниже. Как следует из статьи, доподлинно установлено существование видоизмененного плаката размером 44х60 с другим поворотом головы, а также эскизов марки с сложным затемненным рисунком, а также уже всем нам знакомый штриховой рисунок. Исследователь (А.Скрылев) делает предположение, что первоначально планировалось полное перенесение плакатного сюжета на марку, но так как рисунок требовал сложных манипуляций для точного переноса эскиза на миниатюру, было решено разложить рисунок на штрихи, заодно подправить шрифты и добавить в миниатюру необходимые для почтовой марки элементы. Однако кто работал над какой стадией проекта Скрылеев уточнить нам не смог, используя универсальный термин "художник".
Читаем статью ниже.
В 1995 году журнал «Филателия» опубликовал короткое интервью с Корецким. Виктор Борисович, которому на момент интервью было уже 86 лет, совершенно четко рассказал об обстоятельствах создания марки и идее использования его знаменитого плаката для почтовой минатюры. Более того, Корецкий уверенно говорил о том, что именно он создал эскиз с измененным поворотом головы солдата, а вот потом уже его показания теряют четкость. Так что, судя по всему, Виктор Борисович сделал рабочий эскиз по плакату, а на штрихи под скоростную печать его разложили специалисты Гознака, наверное при живом участии Дубасова, так как Корецкий говорит об очень быстрой подготовке марки к печати. Оно и понятно. Раз задачи ставил лично первый секретарь ЦК ВЛКСМ, Иваниваныч мог приложить свои суперскиллы к созданию столь ответственного произведения пропаганды. Как минимум, существует неперфорированный лист марок с подписью Дубасова, который он заверял для вышестоящего начальства, либо в качестве исполнителя, либо в качестве руководителя группы.
Суммируя вышесказанное, можно смело утверждать, что Корецкий был лично вовлечен в создание марки самым серьезным образом, что выглядит для нас достаточным условием для признания его автором миниатюры, тем более, что он и сам себя считал таковым, называя "Будь героем" своей первой и последней почтовой маркой (читаем статью ниже). На этом филателистическая слава Корецкого в целом завершилась; всего два произведения Виктора Борисовича в дальнейшем стали сюжетами почтовых марок: разработанная им эмблема Спартакиады народов СССР изображена на одной из марок 1956 года; плакат 1940 года «Встреча Красной Армии с населением Западной Украины и Западной Белоруссии» попал на соответствующую марку 1968 года. Но, положа руку на сердце, мы считаем, что одной "Будь героем!" вполне достаточно для того, чтобы попасть на передовицу нашего проекта.
Также, дорогая редакция считает необходимым отметить особенности перфорации нашей марки. Иглы перфоратора при пробивке гребенки заметно толще (фото 6, слева и по центру), чем при пробивке линейки (фото 6, справа). Некоторые ряды гребенчатого перфоратора имели повреждения игл, и зубцовка на оторванной марке очень похожа на линейную перфорацию, будучи гребенчатой. Как раз такой случай показан на фото 6 по центру, поэтому не пренебрегайте зубцемером, даже если на вид перед вами лежит характерная линейка. Естественно, мы говорим о подтвержденных аутентичных марках. Картинки взяты из журнала «Филателия» №10 за 1993 год, кстати в той же статье приводится интересная аналитика о несколько курьезном ценнообразовании на марку в период 1948-1970гг.

Ну и под конец, совсем уж такая военная историография. Так как марка однозначна стала нематериальным культурным наследием СССР времен начала войны, специалисты разобрали рисунок по деталям. Несмотря на то, что на бойце оказалась каска старого образца (СШ-36) вместо нового шлема (СШ-40), марка оказалась более, чем правдива. Винтовка Мосина образца 1891/1930 годов с единственным подсумком боеприпасов на поясе, не по погоде одетая шинель – таковой и была реальность красноармейца в начале войны. Красная армия к началу войны практически не имела передового для того времени массового скорострельного и более удобного стрелкового оружия, чем старинные мосинские винтовки. Шинель, которую, по идее, боец должен был нести с собой в скатке, надетой через плечо, скрывает от наших глаз обмотки, которые из-за отсутствия сапог красноармейцы пехотных частей носили вместе с ботинками...В сети мы обнаружили сайт с более личным и трагичным прочтением сюжета миниатюры. Автор высказывает мнение, что первая советская марка войны по своему настроению является скорее народным напутствием, чем официозным благословением быть героем. Вполне возможно, и мы предоставим читателю самостоятельно определить эмоциональный посыл этого легендарного произведения.
По более простым вещам у мэтров очевидный консенсус. Зафиксированы два дефекта используемого клише: "заплатка" на пальто матери сбоку в позиции 48 на листе и точка на букве "Р" в позиции 65 на листе (фото 2, 3,4). Кроме того, Зверев приводит интересный разновид линейки с двойной перфорацией по правому краю (фото 5). Более редкая линейка активно подделывается разными способами, о чем нас благородно предупреждает Александр Владимирович (фото 3). Марка поступала в продажу листами по 100 штук 10х10 без разделительных дорожек.
1941.12. НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ.
Зв. 730 | СК 727 | Сол. 820
Синяя
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 20.12.1941г.; печать типографская. Зубцовка Г12 ¼ :11 ¾.
Художник — И.И.Дубасов.
Поразительно, но у этой довольно сильной марки коллекционная составляющая равна примерно нулю. Все, что у нее есть — двойная перфорация сверху, которую упоминает в каталоге Зверев (фото внизу). Ну еще есть какие-то непонятки по поводу формата ее листа. Зверев пишет, что марка поступала в продажу листами по 50 штук (5х10), все остальные - что листами по 100 штук (10х10). Судя по размерам марки и ее близняшной похожести на "Будь героем", редакция голосует за 10х10, хотя нам попадался максимальный блок 2х3 марки. Несмотря на тираж в 3М, марка «Народное ополчение» является достаточно редкой и дорогостоящей. Это обусловлено внезапной гибелью большой части тиража в результате авиационной бомбардировки чего то там - то ли поезда, то ли склада, никто толком сказать не может. Ну и надо сказать, марка часто фальсифицируется в силу своей кажущейся простоты исполнения.
Культурологическая и исторической составляющяя этой марки тоже...так себе. Коллаж Дубасов замутил, конечно, адский. Тут тебе и колхозница с рабочим, и у рабочего ружье, и серп и молот, и опять серп и молот на флаге, и какие то головы слева от работницы. Явно, Иваниваныч лепил со страшной силой, но получилось что получилось, и в целом марка то у коллекционеров котируется. А в квартах и прочих других форм факторах - просто за счастье. Так как разновидов у марки нет, коллекционер метет ее со страшной силой, забирая почтовые отправления с "ополчением", пары, кварты, контрольные знаки, углы и прочее. Так что если вам попадается ополчение с какой то изюминкой по неожиданной цене - берите не думая. Это мегаликвидная позиция.
Народное ополчение — вторая советская марка, посвященная Великой Отечественной войне. 4 июля 1941 года выходит Постановление Государственного комитета обороны о добровольной мобилизации населения. Почтовое ведомство СССР в конце 1941 года выпускает марку, пропагандирующую массовую мобилизацию населения. На марке изображены ополченцы разных профессий на фоне флага СССР. В нижней части почтовой марки в четыре строки размещен текст: «По призыву великого вождя народов тов. Сталина сыны советского отечества вступают в народное ополчение».
Фотомонтаж, посвящённый принятию Сталинской Конституции. 1937г. Эль.Лисицкий. Журнал "СССР на стройке"
Лисицкий Лазарь Маркович (Эль Лисицкий)
(1890-1941)
Историческая составляющая марки трагична вдвойне. Во первых, трагична жизнь ополченцев. Всем понятно, что ждало слабообученного возрастного или больного человека, которому дали мосинскую винтовку, 20 патронов и послали защищать Москву. Во-вторых, историки как-то всегда оставляли ополченцев за скобками. Ну да, ну были, ну подвиг народа, гордимся, будем достойны. А спроси кого хочешь, что такое ополчение, кто командовал, сколько человек было под ружье поставлено, как трансформировались, какие заслуги, кто герои ополчения — и привет. Пару хороших сайтов нашли - великолепный тред про народное ополчение на сайте Smolbattle, да искренняя статья-исследование И.В.Меликова, пожилого уже сына погибшего ополченца, бережно сохранившего письма отца, сгинувшего в боях под Вязьмой. Земля пухом павшим! Мы не говорим, что ничего другого нет, нам это вот приглянулось, да не обидится на нас внимательный читатель.

Самое яркое в этой истории — автор фотомонтажа, с которого Дубасов черпанул вдохновение. Знакомьтесь, друзья - Лазарь Маркович Лисицкий. Дорогая редакция неистово рекомендует вам повнимательнее окунуться в творчество Лазаря Марковича, который в миру взял себе псевдоним Эль Лисицкий. Лазарь Маркович — совершенно выдающийся авангардный художник, архитектор, дизайнер и фотограф, прямо сияющий мастер супрематизма и конструктивизма. Абсолютно гениальный человек, создавший неповторимый стиль в дизайне, который перекликается с творчеством Кандинского, Малевича, Ротко, Шагала, и который вы совершенно точно миллион раз видели, ничего не зная об авторе этой красоты. Работы Эль Лисицкого оказали значительное влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века, включая творчество основателей Баухауса. От уровня креатива перехватывает дыхание, можно смело утверждать, что полет мысли Лисицкого опередил время на десятилетия. Сейчас, сто лет спустя, мы пользуемся дизайнерскими идеями и подходами Лазаря Марковича, и они выглядят абсолютно, совершенно актуально и современно! Поразительный человек! Фотомонтаж, вдохновивший Дубасова на создание композиции миниатюры был сделан Лисицким для журнала "СССР на стройке" и опубликован в комбинированном выпуске журнала, посвященному Сталинской Конституции №9-12 за 1937 год. Enjoy.
Made on
Tilda