СССР
1940 год
~
1940 год...предчувствие страшных событий, предчувствие беды. Европу лихорадит: Германия вторглась в Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург; сожрала Францию, заставив подписать Марианну позорный Компьенский мир. Началась битва за Британию, вспыхнули как спички Североафриканская и Балканская кампании...СССР, очевидно, не оставался в стороне от геополитики. Не успела закончиться кошмарная советско-финская война с подписанием 13 марта мирного договора, как уже в июне случается переворот в Эстонии с последующим установлением просоветского режима, предопределивший дальнейшие события: в августе Молдавия и Прибалтика были присоединены к СССР как Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская ССР. Началась массовоя депортация жителей Прибалтики в весьма отдаленные места новой родины...Советская страна многое отдала присоединенным народам, многому научила, многим пожертвовала, но посеяла в новые земли тяжелейшие зерна гнева, давшие обильные всходы.
Филателия 1940 года, меж тем, пока безмятежна. В начале нового десятилетия еще сильны были традиции 30-х годов: одноцветная печать, специфические миниатюры, неяркие краски. Тематика знаков почтовой оплаты была вполне себе мирно-агитационной..Чехов, Чайовский, Тимирязев, монументальный Перекоп, дрейф "Седова". Все серии подчистую были сделаны мегаспециалистами Гознака: Завьяловым, Дубасовом и Поманским. Просто диву даешься, какой объем работы переворачивали эти художники, ведь марки были для них побочным занятием на основной своей, скрытой от посторонних глаз, работе.
Но одна серия 1940 года решительно выбивается из ряда, так же как выбивается из ряда гознаковских патриархов и ее обаятельный автор. Конечно же, это "Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве" и ее автор Владислав Владиславович Микоша.
Посмотрите на этого красавца – Слава Микоша был совершенно невероятным человеком, прожившим длиннющую и архинасыщенную жизнь. Побывал оператором, киномехаником, репортером, сценаристом, фотографом, режисером, публицистом, писателем, путешественником...успевал абсолютно все. "Я останавливаю время", – писал про себя Владислав Владиславович. Про него очень много хорошей доброй информации в интернете, шикарный материал на сайте Центральной студии документальных фильмов, много авторских сайтов и блогов, например, здесь или здесь. Почитайте. Посмотрите. Насладитесь, друзья. Реально, Слава смог остановить время, подарив потомкам гору чудесных снимков и километры пленки о нашей великой Родине. Мы искренне надеемся, что наследие Владислава Владиславовича еще долгое время будет радовать почитателей его яркого и искреннего таланта.

Микоша Владислав Владиславович
(1909 – 2004)
В годовой набор 1940 года вошли 9 серий, состоящих из 47 марок с обширнейшими вариациями по зубцовкам, растрам и размерам кадров. Огромное число описанных пропусков перфорации; год с великолепной коллекционной составляющей.

  1. 80-летие со дня рождения А. П. Чехова (1860-1904).
  2. Воссоединение Западной Украины с УССР и Западной Белоруссии с БССР (сентябрь 1939).
  3. Полярный дрейф ледокольного парохода Георгий Седов.
  4. 10-летие со дня смерти В.В. Маяковского (1893-1830).
  5. 20-летие со дня смерти К.А. Тимирязева (1843-1920).
  6. Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР".
  7. 100-летие со дня рождения П.И.Чайковского (1840-1893).
  8. Третья всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве.
  9. 20-летие штурма Перекопа Красной Армией.
В 1940 у почтового ведомства руки дошли до Антона Павловича Чехова. Фактически это был первый автор времен серебрянного века, появившийся на коммеморативных марках СССР. Первый писатель был, как мы помним, Горький, потом Толстой, потом Добролюбов, потом Пушкин, потом кучно пошли Руставели, Лермонтов, Салтыков-Щедрин и Чернышевский. И вот наконец добрались до неангажированного автора не первой, скажем так, советской звездной величины. Как видно, в серии использованы два портрета о которых речь пойдет ниже, и два цвета, которые тоже довольно таки нетривиальны; набор получился неожиданно яркий. Напечатан глубокой печатью с горизонтальными ромбами (ГР), и казалось бы и говорить не о чем, но тут есть прямо интрига. Дело в том, что у марки в 30 копеек есть все то же самое, только в вертикальных ромбах (ВР). Никто из мэтров, и даже дотошный в таких случаев Соловьев не говорят о причинах появления этой модификации коричневой марки, что весьма странно. Более того, Соловьев приводит наличие 30 коп без зубцов Сол.732А (фото 3), о которой не говорят остальные мэтры!
Дальше - больше. На сайте stamps.ru коллеги пишут о существовании листа марок номиналом 30 коп с пропуском перфорации в середине листа так, что весь ряд получился с перфорацией сверху с одной стороны, из которых, видимо, успешно вырезается беззубцовая марка. Вообщем, если подумать, получается, что при печати 30 коп марки с машиной что то пошло не так, в результате чего тираж пришлось допечатывать на новом уже клише с другой растровой сеткой. Хорошо, что еще, с тем же шагом перфоратора.
Кстати, и с пропусками перфорации у набора все в порядке.
  • По Загорскому их три - 10 коп снизу, 15 коп сверху и 20 коп снизу (фото 1);
  • По Звереву только два - на 10 снизу и 15 коп сверху (фото 2).
  • По Соловьеву аж пять - 10 коп снизу и слева, 15 коп сверху, 20 коп снизу, 20 коп горизонтальная пара с пропуском между и 30 коп вертикальная пара с пропуском между. (фото 3).
При этом ничего про полумифический лист и беззубцовые марки 30 коп не говорится, только Зверев отмечает встречающийся отскок перфорации у нижнего ряда 20 коп марок. Согласитесь, для четырех марок отличная коллекционная составляющая!

Более того, и визуально-культурологическая составляющая набора вовсе не нулевая. Антон Павлович был героем миниатюр знаков почтовой оплаты СССР не единожды, при этом в качестве модели использовлись два основных снимка - один за авторством блистательного Алексея Михайловича Иваницкого, где Антон Павлович в шляпе. Иваницкий сделал большой фотосет Антона Павловича с олеандром в кадке и белом плетеном кресле, и мы подробнее вернемся к этому снимку в 1954 году, благо будет повод.
А вот второй снимок более редкий, появился впервые в альбоме МХТ, посвященному творчеству Чехова, в 1914 году (вот здесь еще есть). Антон Павлович там в элегантных клетчатых брюках и галстуке в тон. Разные источники датируют этот снимок 1898 годом, что соответствует ялтинскому периоду мастера, однако авторство этого снимка, как правило, остается за кадром, даже в МХТшном фотоальбоме ссылка на автора не приводится. Дак вот. Сравнивая эти две фотокарточки, бросается в глаза безупречная профессиональная работа в первом случае и какая-то...недотянутость что ли второй с точки зрения постановки света и обработки самой пластины - лицо Чехова на фото внизу какбэ неживое, плоские полутени, невнятный задник. Оказывается, этому обстоятельству есть простое объяснение. Фото номер два — любительское, его автором является Леонид Валентинович Средин (1860—1909).
Средин, как и Чехов, имел медицинское образование, работал в больницах Москвы, где благополучно получил туберкулез, вследствие чего релоцировался в Ялту. На новом месте Леонид Валентинович не скучал, оперировал в земской больнице, обзавелся частной практикой, а в свободные теплые вечера распахнул двери своего maison перед высшим крымским обществом. Ох уж эта бархатная курортная жизнь серебрянного века! У доктора в салоне бывали С.В.Рахманинов, А.А.Спендиаров, В.М.Васнецов, Ф.И.Шаляпин, А.М.Горький, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.Д.Телешов, М.Н.Ермолова, М.В.Нестеров, К.С.Станиславский, который вдобавок был женат на сестре жены Средина. Встречи проходили на большом срединском балконе с чайным столом, тахтой и мягкими креслами. На балкон из столовой вели широкие двери, внутри были поставлены два пианино, на одном из которых игрывал Рахманинов, а второе облюбовал Шаляпин под аккомпанемент Ермоловой в четыре руки с хозяином дома. Е-мае, как говорится. Естественно, в гости к Средину часто захаживал и Антон Павлович Чехов, с которым хозяин был знаком аж с 1894 года. Коллеги по профессии и соратники по болезни, натурально родственные души по О'Генри, Чехов со Срединым сошлись

на короткую дружескую ногу. Думается, немало было выпито черного бастардо и белого мускату у двух достойных мужей на уютном ялтинском балкончике под звуки шаляпинского (а може, и рахманинского) пианино. Вдобавок Леонид Валентинович был энтузиастом фотографии, так что сам бог велел ему всячески нащелкать Антона Павловича, что и было сделано им неоднократно — Средин вошел в историю, в том числе, и как автор многочисленных бытовых снимков Человека-без-Селезенки, он же Антоша Чехонте. Иногда из-под моста раздавался хриплый звук контрабаса (с).

К 80-летию со дня рождения великого русского писателя А.П. Чехова советская почтовая служба выпустила серию из 4-х почтовых марок. Антон Павлович Чехов один из крупнейших писателей, оказавший большое влияние на русскую литературу и культуру. Среди самых значительных произведений А.П. Чехова: рассказы «Толстый и тонкий», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», повести «Степь», «Скучная история», «Палата №6» и пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры».
1940.1. 80-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА (1860–1904).
Оливково-зеленая, 10 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 633 I | СК 630(1) | Сол. 723
Зв. 633 II | СК 630(2) | Сол. 723Р
Дата выпуска 01.02.1940г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка ГР12 ¼ :11 ¾.
Художник — С.Новский.
Голубая, 15 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Коричнево-красная, 30 коп.
Тираж - 1 000 000 шт.
Фиолетовая, 20 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 630 | СК 627 | Сол. 720
Зв. 631 | СК 628 | Сол. 721
Зв. 632 | СК 629 | Сол.722
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Фото 3. Разновиды. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
А.П.Чехов. Ялта 1902г. Фото А.М.Иваницкого.
А.П.Чехов. Ялта 1898(?)г. Фото Л.В.Средина.
Леонид Валентинович Средин с котэ.
1940.2. ВОССОЕДИНЕНИЕ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ С УССР И ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ с БССР (СЕНТЯБРЬ 1939).
Зв. 634 | СК 631 | Сол. 724
Зв. 635 | СК 632 | Сол. 725
Зв. 637 | СК 634 | Сол. 727
Зв. 636 | СК 633 | Сол. 726
Зв. 638 | СК 635 | Сол. 728
Карминовая
Тираж - 500 000 шт.
Зеленая
Тираж - 500 000 шт.
Темно-синяя
Тираж - 300 000 шт.
Темно-серая
Тираж - 500 000 шт.
Кирпично-красная
Тираж - 200 000 шт.
Дата выпуска 01.04.1940г.; фототипия; Л12¼.
Художники — И.Дубасов, С.Поманский.
Серия характеризиуется чудовищным количеством печатного брака, трудно припомнить выпуск столь же обильный на пропуски перфорации. При взгляде на эти марки у коллекционера должен в ушах стоять сочный французский, исходящий от работников типографии, постоянно меняющих гребенки перфоратора. Похоже, при печати серии в ход шли все расходники, какие оствались на складе ЗИП, иначе чем объяснить наличие и больших и маленьких проколов у одной и той же марки, отмеченного Зверевым (фото 3)? Пропуски было решено внести в одну таблицу 1, из которой явствует, что, в целом, мэтры солидарны и пропусков насчитывается аж 16 видов! Невероятно! Что самое прикольное, они регулярно встречаются, их действительно много и можно запросто купить даже на простых площадках.
Собственно говоря, обширная информация по пропускам, это все, что имеют сообщить нам мэтры. Но только не Александр Владимирович Зверев. В этот раз он молодец, приводит информацию по гашениям пропусков (фото 4), по другим видам брака в серии, а также разновиды по бумаге, фону и размеру перфорационных отверстий (фото 5). Также Зверев упоминает о существовании пробных марок серии с зубцовкой Л10¾, легкими вариациями на миниатюрах и в измененных цветах. Не видели, не знаем, как говорится. Серия поступала в продажу в листах 10х10.

Ну, наверное, следует упомянуть, что большую часть серии все-таки исполнил Иван Иванович Дубасов, а именно, все копеечные номиналы; Сергей Акимович нарисовал только рублевую марку. Культурология в наборе имеется, но исследовать ее не хочется. Про события, к которым приурочен выпуск кратко и ясно описаны здесь, более документально, например, здесь. Вся эта история сопровождалась мощнейшим валом пропаганды, частью которой являются наши знаки почтовой оплаты. Миниатюра на марках 50 и 60 коп вдохновлены фотографией Виктора Антоновича Темина; на миниатюре 30 коп читаются аллюзии на плакат Виктора Семеновича Иванова (см.ниже). Остальные миниатюры тоже, наверное, чем то вдохновлялись. Надо вникать, но душа дорогой редакции не лежит.
Серия 1940 года из пяти почтовых марок посвящена присоединению к территории СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Это решение было следствием подписания пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны. Законы «О включении Западной Украины в состав Союза ССР с воссоединением её с Украинской ССР» и «О включении Западной Белоруссии в состав Союза ССР с воссоединением её с Белорусской ССР» были приняты в начале ноября 1939 года.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 4. Гашения пропусков перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 5. Разновиды по фону и бумаге. Каталог А.В.Зверева.
Раздача советских газет польским крестьянам под Вильно. Фото ТАСС.
Плакат "Подать руку помощи..." Художник В.С.Иванов.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
Таблица 1. Описанные пропуски.
1940.3. ПОЛЯРНЫЙ ДРЕЙФ ЛЕДОКОЛЬНОГО ПАРОХОДА «ГЕОРГИЙ СЕДОВ».
Зв. 639 | СК 636 | Сол. 729
Зв. 640 | СК 637 | Сол. 730
Зв. 642 | СК 639 | Сол. 732
Зв. 641 | СК 638 | Сол. 731
Зеленая
Тираж - 1 000 000 шт.
Серо-фиолетовая
Тираж - 1 000 000 шт.
Темно-синяя.
Тираж - 300 000 шт.
Коричнево-красная
Тираж - 500 000 шт.
Дата выпуска 01.04.1940г.; печать глубокая, ВР. Зубцовка ГР12 ¼ :11 ¾.
Художники — И.Дубасов, С.Поманский.
Совершенно классная серия, очень запоминающаяся, очень стильная и пользующаяся известным спросом у коллекционеров. Исполнил серию тот же дуэт зубров советского спецдизайна - Иваниваныч Дубасов и Сергей Акимович Поманский; разделение труда в серии наглядно. Когда они все это успевали делать, ума не приложим! Наверное, Иваниваныч после очередного прилета задания, почесал затылок карандашом, посмотрел на корпевшего над очередной банкнотой Поманского, и составил примерно следующий разговор, типа:

- Акимыч, че делаешь?
-Вань, дак тебе морду червонца рисую, сам же знаешь.
-Акимыч, тут такое дело...будь другом, нарисуй кораблики и два портрета. Вон, так же, как на червонце, в овалах. А я что-нибудь наваяю на остальных двух...вообще зашиваюсь, дел невпроворот, ётить. А тут еще и седовцы, им ведь хрен откажешь...
-Ясно, Иваныч. Давай поглядим, что у тебя там...

Вдобавок ко всему печатное оборудование Гознака явно троило, приходилось менять и клише, и гребенки перфораторов, в результате чего получился набор из серии "отрада коллекционера". Потратить на моноколлекцию разновидов "Дрейфа Седова " пару М рублей - как нечего делать. Плюс сами персонажи эпопеи, можно сказать, легендарные, много всякого хабара вокруг дрейфа Седова, всяких там писем, отправлений, автографов, телеграмм и прочего барахла, которое мы все тут дружно любим. Коллекционируй - не хочу. А чтобы точно знать, что у нас есть под руками, сделаем любимую табличку №1.
Двадцать описанных разновидов! Не смотря на то, что наиболее конкретен в данном случае Загорский, настоящий молодец сегодня опять Зверев, именно он приводит в каталоге и информацию по пробам, и устойчивый дефект клише, и довольно спорную информацию по пропускам. Давайте разберем табличку, подкрепляя рассуждения данными из каталогов. Итак:
  • При печати первых двух марок, судя по всему, оборудование упрямилось, тираж пришлось делать всеми правдами и неправдами, в результате навалилась целая куча разновидов и пропусков для марок номиналом 15 и 30 коп. Дальше дело пошло побойчее, и старшие номиналы, которые шли вдобавоек еще и меньшим тиражом, удалось напечатать с минимальными потерями. Тем не менее, обилие печатного брака приводет к явному расхождению мнений у наших мэтров.
  • Соловьев приводит восемь пропусков (фото 3), которые в принципе корреспондируются с Загорским. Зверев признает их только три, называя остальные фальсификатами. Это не совсем корректно по отношению к остальным мэтрам, так как ставит под легкое сомнение их способность распознать заводской пропуск. Плюс Александр Владимирович дает очень обширный комментарий (фото 4) по поводу встреченных им пропуков, мол высокое качество, разные комбинации, и линейные, и гребенчатые. Невольно напрашивется вопрос - если все настолько профессионально сделано с применением оригинальных растров, что даже Загорский с Соловьевым не могут распознать, то, может...и не фальсификат? В целом, серии конца 1939 - начала 1940 года просто изобилуют разновидами, что говорит о плачевном состоянии оборудования Гознака в тот временной период. Седова печатали с трудом, брака было много, и вполне возможно, что Александру Владимировичу попадались большей частью реальные испорченые марки, а не экзотические фальсификаты. Вообщем, это серьезный вопрос к специалистам, знакомым с историческим парком оборудования Гознака и державшим в руках репрезентативную выборку упомянытых пропусков. Как их классифицировать и брать ли в коллекции, решать коллекционерам. Мнения мэтров в данном случае существенно разошлись.
  • Не смотря на наплевательсвое отношение Соловьева к пропускам и нежелание их маркировать, мэтр внимателен к деталям в части точного типа марок, на котором зафиксирован пропуск. Вот Загорский таким не грешит. Например, по СК 30 коп пропуск имеет индекс 637 А Ра. Из логики вроде бы следует, что это линейка с пропуском, но растр линейки (ВР или ГР) в каталоге не приводится. В данном случае Соловьев отчасти устраняет эту неопределеннность. В этом месте он приводит марку с пропуском сверху и снизу (фото 3), которая могла получиться из пары, про которую пишет Загорский либо путем истинного пропуска двух линеек, либо путем обрезания, заявляя ее как Л12 ¼ ВР, что говорит о четком понимании конкретно взятого пропуска Владимиром Юрьевичем.
  • Не совсем понятна логика Зверева, когда он отказывает в существовании 1 руб пропускам сверху и снизу, одновременно признавая наличие пары с пропуском между. Вроде очевидно, что горизонтальный разрез такой пары дает нам искомые пропуски, которые явно не будут фальсификатами. (фото 4, 5).
  • Никто из мэтров, кроме Зверева ничего не упоминает о пробах серии, которых, оказывается, масса, включая не использованный номинал 60 коп, аналогичный выпущенному 1руб. Надо отметить, что пробы Седова редкость чрезвычайная и нигде в поле зрения дорогой редакции не светились, включая филасерч с всеми присными и черристоун. Откуда берет Александр Владимирович столь эксклюзивные знания - прямо наше почтение! (Фото 2).
  • Ну и один дефект клише по Звереву. Опять же, Александр Владимирович точен - 76 позиция листа. Очевидно, что это марка ГР12 ¼ :11 ¾, ВР. (Фото 1).
  • Марки коппечных номиналов поступали в продажу листами 10х10, марка 1 руб поступала листами с экзотическим форм-фактором 5х13.

Помимо такой жирной collectable, набор обладает смачной культорологической подоплекой. Эпичный дрейф Седова немедленно по его окончанию стал иконой пропаганды; уже в 1940 году вышла первая книга об этом нехилом приключении, поэтому что либо писать здесь не имеет ни малейшего смысла. Совершенно точно, на этом наборе можно получить большую золотую медаль чисто собрав красивую кучу всякой бумазеи, крутящейся вокруг события. Соответственно, потратить на филателистическое освещение дрейфа Седова также можно абсолютно любую сумму, которую может вам нарисовать ваше воображение и позволить кошель.
Под ленточку уместно рассказать о судьбе легендарного ледокола. После эпичного дрейфа, ледокол гонялся и в хвост и гриву народным хозяйством, пережил пожар, послужил пару лет в ВМФ и в конце концов был списан в запас 27.02.1967. Официальные источники стыдливо говорят, что дальнейшая судьба Седова неизвестна...ага, конечно...хрен там, еще как известна. Легендарный корабль был бездушно продан в Гамбург предприятию по утилизации судов Eckhardt & Co., где и был успешно превращен в металлическую крошку.
Полярный дрейф ледокола «Георгий Седов» проходил с 1938 по 1940 год. «Георгий Седов» потерял руль и ему на помощь были высланы ледоколы «Иосиф Сталин» и «Литке». Спасение в конце концов завершилось успехом, а главным итогом стало окончательное доказательство того, что острова-призрака «Земля Санникова» не существует. В память об этом событии советское почтовое ведомство выпустило серию из четырех марок.
Фото 2. Пробы. Каталог А.В.Зверева.
Таблица 1.
Фото 1. Дефект клише 50 коп. Каталог А.В.Зверева.
Фото 4. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 5. Вертикальный пропуск 1 руб. Cherristone..
Ледокольный параход "Георгий Седов". 1940г.
Книги, посвященные дрейфу "Георгия Седова".
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
1940.4. 10-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ В.В.МАЯКОВСКОГО (1893-1830).
Зв. 643 | СК 640 | Сол. 733
Зв. 644 | СК 641 | Сол. 734
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 2 000 000 шт.
Тираж - 500 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 646 | СК 643 | Сол. 736
Зв. 645 | СК 642 | Сол. 735
Дата выпуска 01.16.1940г.; печать глубокая, ВР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
При всей своей визуальной обыденности, Владимир Владимироич Маяковский образца 1940 года дает филателисту огромное жырное коллекционное поле, которое при правильной постановке вопроса может дать добрый материал для моноколлекции, посвященной Маяковскому. Судя по всему, в 1940 году оборудование Гознака дышало на ладан, так что тираж добивался правдами и неправдами разными клише и перфораторами, гребенки которых некстати выходили из строя. Гимор для типографии обернулся счастьем для коллекционера — разновидов Маяковского оказалось настолько много, а мэтры так блуднули в этом относительно негустом лесу, что нам поможет разобраться в теме только специальная табличка №1.
Таким образом, все становится более менее на свои места, а именно:
  1. Самый внимательный к Маяковскому - Валерий Борисович Загорский, он отметил аж 16 разновидов, включая 4 пропуска. При этом он косвенно уточняет размеры кадра для марок с гребенчатой перфорацией - по Загорскому гребенка существует только для кадра 33х22.3 у 15 коп и 34х23 у 30 копеек. Зверев размер кадра не специализирует вообще, а Соловьев признает большой и малый кадр только для 30 коп марки.
  2. Загорский дает два дополнительных пропуска по сравнению с каталогом Зверева, а Соловьев добавляет еще один к Загорскому - пропуск снизу у черно-синей марки 60 коп, который остальные мэтры не отмечают (фото 1). При этом ни один мэтр не пишет, к какому типу марок относятся пропуски, например 30 коп снизу. Очевидно, что пропуск может быть на любой из четырех разновидов марки, хотя, конечно, логика подсказывает, что пропуск должен быть у линейки, так как после поломки гребенки перфоратора, ее пришлось заменить другой, в результате чего образовалась марка с гребенчатой перфорацией. Но в любом случае, остается вопрос про размер кадра пропусков в данном случае. Примерно то же самое можно сказать и про соловьевский пропуск у 60 коп.
  3. Зверев информирует о существовании отскоков перфорации, из которых резались беззубцовки и несуществующие пропуски. Данную информацию мы проверить не можем, полагаясь на компетентность остальных мэтров и релевантность приведенных ими официальных пропусков.
  4. Дополнительно к вышесказанному необходимо отметить очевидное наличие растровых фонов у всего выпуска, который на оценку не влияет, но визуально дает яркое отличие марок. Выпускалась серия листами 10х10 без разделительных дорожек.
Таким образом, Маяковский дает нам шикарные два листа в альбоме только по маркам ценой под 10К условных единиц. Если добавить автографы, открытки, фотки, плакаты с окон РОСТа, редкие штемпели и почтовые отправления, то можно сделать замечательную коллекцию, базируясь только на этом наборе. Не говоря уж про то, что Маяковский не единожды появлялся в советской филателии в более поздних годах.

Теперь культурологическая часть. На горизонтальных марках Иван Иваныч Дубасов сделал кроп с хрестоматийной фотки чудесного Абрама Петровеча Штейнберга. Это фото еще раз появится в филателии СССР в 1953 году, и мы подробно расскажем про обстоятельства этой фотографии в статье, посвященной Маяковскому образца 1953 года.
На вертикальных марках другая хрестоматийная фотка Владимира Владимировича, и про нее (и ее автора) запилим сейчас. Начнем с того, что копии с оригинала фотографии, причем всяких там 30-х годов, до сих пор можно купить на разных аукционах, например, вот такой экземпляр справа продавался в аукционном доме Егоровых, сама фотография несть число раз втыкалась в разные издания и статьи про Маяковского, и автор этой фотографии также известен очень даже. И это замечательный фотохудожник Петр Иванович Шумов. Про Петра Ивановича можно легко найти массу информации, очень хорошая статья про Шумова в Вики. Художник был абсолютно признан при жизни, уехал из России в 1907году, осел во Франции, открыл фотоателье на Монпарнасе. Внимательность к деталям и любовь к профессии сделала его одним из самых востребованных фотомастеров Парижа. В его мастерской отметились весь культурный бомонд России серебряного века. Хрестоматийные фото Шагала и Цветаевой принадлежат его руке. А великй Роден, который никогда не фотографировался в принципе, признавал только Шумова, сделав его своим биографическим фотографом — все без исключения фото Родена принадлежат авторству Петра Ивановича.
Наша фотка обычно датируется 1925 годом. В этом году Владимир Маяковский был во Франции дважды — весной, с 28 мая по 20 июня по пути в Мексику, и в конце года, с 5 по 22 ноября, возвращаясь из США на родину, соответсвенно, судя по одежде, наше фото было сделано в ноябре. В Париже Маяковского всегда сопровождала Эльза Триоле, сестра Лили Брик, плюс Маяковский был дружен с Мариной Цветаевой и виделся с ней во время своих посещений столицы Франции. Дамы котировали общество красавца-поэта и есть версия, что именно Цветаева после очередного шоппинга зазвала Маяковского к Шумову. И правда, Владимир Владимирович помимо выдающихся внешних данных, обладал совершенно непролетарским вкусом в одежде и не упускал возможность прохватить по парижским аутлетам, заказывая одежду как себе, так и Осе с Лилей Брик. В результате Петр Иванович сделал замечательную фотосессию, где Владимир Владимирович выглядит скорее преуспевающим американским бизнесменом, нежели большевистским поэтом. Не удивительно, что наиболее популярным кадром в госиздате стала только голова поэта в кепке, уж слишком у него в этом фотосете буржуазный лук, категорически не совпадающий с мелодикой ноктюрна водосточных труб.
В 1940 году почтовое ведомство Советского Союза выпустило памятную серию почтовых марок, посвященную 10-летию со дня смерти одного из крупнейших поэтов XX века Владимира Владимировича Маяковского. На марках серии изображены два портрета В.В. Маяковского, выполненные по прижизненным фотографиям поэта. Марки 15 и 30 коп дополнены строками из поэмы "Хорошо": "Я радуюсь маршу, которым идем в работу и в сраженья", марки 60 и 80 коп — строками из поэмы "Владимир Ильич Ленин": "Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс".
Фото 1. Пропуски. Каталог В.Ю.Соловьева.
Маяковский у окон РОСТа на открытии выставки в Клубе Писателей.
Штейнберг А.П. 1930 г.
Шумов Петр Иванович (1872-1936)
В.В.Маяковский. Париж. 1925г.
В.В.Маяковский. Париж. 1925г.
Таблица 1.
1940.5. 20-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ К.А.ТИМИРЯЗЕВА (1843-1920).
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 01.06.1940г.; фототипия. Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский видел пропуск у Чекалина 30 коп слева, а у Космодемьянской 30 коп накладочка вышла - приведено два пропуска слева под разными индексами. Может, какая то идея, но скорее всего - косяк, в остальном просматривается солидрность со Зверевым (фото 2, 3).
Марки поступали в продажу 10х10 без разделительных дорожек. Устойчивых дефектов клише не приводится. Известны марки со рваной зубцовкой. Надобно отметить, что аналогичный набор марок был напечатан в 1944, к нему вернемся позже.
В 1940 году почта СССР выпустила серию из четырех марок в память об отечественном естествоиспытателе, исследователе фотосинтеза и популяризаторе теории Дарвина - Клименте Аркадьевиче Тимирязеве. На марках серии изображены портрет К.А. Тимирязева за работой, Сельскохозяйственная академия и памятник ученому в Москве..
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1940.6. ВСЕСОЮЗНЫЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР".
Зв. 651 | СК 648 | Сол.741
Зв. 652 | СК 649 | Сол. 742
Зв. 653 | СК 650 | Сол. 743
Зв. 654 | СК 651 | Сол. 744
Карминово-красная
Тираж - 1 000 000 шт.
Темно-коричневая
Тираж - 1 000 000 шт.
Серо-синяя
Тираж - 700 000 шт.
Черно-синяя
Тираж - 700 000 шт.
Серо-зеленая
Тираж - 500 000 шт.
Зв. 655 | СК 652 | Сол. 745
Дата выпуска 01.07.1940г.; печать типографская. Л12 ¼.
Художники — И.Дубасов, С.Поманский, Н.Терморуков.
Третья серия 1940 года, выполненная тяжеловесами советского госдизайна. Дубасова в этом году явно перегружали, поэтому Иван Иваныч призвал в очередной раз своего верного Акимыча, а тот, поди, в свою очередь напряг на помощь Николая Терморукова. В результате Дубасов задизайнил коллаж на 50 коп, все остальное отрисовал Акимыч, и в критический момент к Поманскому на помощь пришел Терморуков, бахнув лыжника... Оборудование, видать, по-прежнему работать не хотело, меняли гребенки, меняли клише, в результате чего у нас и образовался прекрасный коллекционныхй материал. У ГТО полноценные две версии по перфорации: есть ГТО с линейкой, есть ГТО с гребенкой. Кроме перфорации имеет место быть прямо существенная вариативность по растрам, не говоря уже про бешеное количество пропусков перфорации, так что без таблицы №1 нам опять никуда.
Итак, господа, что же мы имеем с жирнейшего в данном случае гуся? А имеем мы 26 описанных мэтрами вариаций марок. При этом марки не сильно дорогие, все находимые и в целом доступные. Смотрятся на должном образом оформленном листке просто упоительно.
  • Первое, что мы имеем, так это два полноценных набора: в линейке и гребенке, гребенка раза в три дороже.
  • Младшие номиналы 15 и 30 коп к тому же имеют полных дублеров в растрах. Самые дорогие растры в нашй табличке 1 отмечены бордовым. Ну, короче, это горизонтальные ромбы у старших гребенок.
  • Десяток пропусков перфорации. При этом идут по нарастающей. Зверев признает два, Загорский семь, Соловьев девять, при этом мэтры не противоречат друг другу, а очень даже дополняют, обращая вниманеи на точный разновид марки, на которой отмечен пропуск. Очень качественная проработка. Только есть небольшой дискорд с пропуском на рубле - Загорский говорит, что глюкнула линейка, а Соловьев - что совсем редкая гребенка.
  • Вишенкой на торт Соловьев добавляет устойчивый дефект клише у 50 коп - разбитый ноль, и даже сообщает его место на листе - 23 позиция. Очень хорошо!
Таким образом, у нас на лице шикарный раздел про спорт, который можно расшить в любую сторону, или посвятить чисто ГТО, так как эта тема неоднократно ротировалась в филателии СССР. В этом случае мы бы сделали презентационый материал на сплаве филателии и фалеристики, ибо значки ГТО в те достопамятные годы были совершенно шикарные. Коллекция вариаций значков и марок, плюс почтовые отправления, плюс материалы из истории ГТО и спартакиад - это прямо великолепный материал, из которого можно слепить мегатонную филателистическую бомбическую коллекцию. Пользуйтесь, дорогие читатели.

С прекрасным тяжело. Наши Гознаковские зубры, безусловно, чем-то руководствовались при создании серии, но на поверхности лежит только знаменитейшее фото нашего большого мастера, Ивана Михайловича Шагина "Молодость", сделанное фотохудожником в 1932 году. К этому имени мы еще не раз вернемся, так как художники знаков почтовой оплаты обращались к творчеству Шагина не единожды. Остальные источники вдохновения нам установить сходу не удалось, но на их тему есть несколько соображений. Если посмотреть повнимательнее, то, скорее всего, Поманский рисовал марки с каких-то официальных фоток, так как у спортсменов есть номера и фото такие...динамичные. А вот Терморуков вытащил первую попавшуюся фотку из Интернета...ну в смысле, из журнала "Огонек". Терморуковский лыжник на марке проскальзывает на правой лыжине, одет в бытовой костюм с начесом, без номера и без шапки. И вот еще. Нас не оставляет ощущение, что бросок гранаты Поманский сделал из метания копья, граната выглядит в руке спортсмена недоразумением, сюда явно просится длинный снаряд. Вообщем, есть что поискать. Так что, если дорогой читатель поможет нам с культурологией - редакция будет рада безмерно.
Марки 1940 года посвящены Всесоюзному физкультурному комплексу «Готов к труду и обороне СССР». ГТО - это программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Таблица 1. Разновиды
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 4. Дефект клише. Каталог В.Ю.Соловьева.
Иван Михайлович Шагин (1904-1982)
«Молодость». Спортивный парад на Красной площади.
Шагин И.М. 1932г.
1940.7. 100-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.И.ЧАЙКОВСКОГО (1840-1893).
Зв. 656 | СК 653 | Сол. 746
Зв. 657 | СК 654 | Сол. 747
Зв. 659 | СК 656 | Сол. 749
Зв. 658 | СК 655 | Сол. 748
Сине-зеленая
Тираж - 1 000 000 шт.
Коричневая
Тираж - 1 000 000 шт.
Красно-лиловая
Тираж - 500 000 шт.
Кирпично-красная
Тираж - 500 000 шт.
Зв. 660 | СК 657 | Сол. 750
Темно-синяя
Тираж - 1 000 000 шт.
Дата выпуска 01.08.1940г.; типографская печать на мелованой бумаге. Г12¼:11¾.
Художники — И.Дубасов, С.Поманский.
Четвертая серия 1940 года, исполненная звездным дуэтом Дубасов - Поманский. Сергей Акимович взял на себя Петра Ильича, Иван Иваныч был оверзанят и нарисовал только дом в Клине, который вышел в двух цветах. Бумажка для тиража была выбрана глянцевая, обошлось без драматичных поломок перфоратора, так что даже на линеку переходить не пришлось. Дело ограничелось только несколькими браковаными листами с пропусками перфорации по которым, опять же, мнения мэтров разошлись.
  • Зверев фиксирует два пропуска 30 и 60 коп, оба снизу. При этом известны пропуски на отправлениях и приводится информация про один замятый марочный лист (фото 1).
  • Загорский фиксирует пять пропусков. К упомянутым выше добавляется пропуск снизу на 20 коп и слева-справа для 15 коп (фото2).
  • Соловьев фиксирует тоже 5 пропусков, но немного другие, чем у Загорского. Владимир Юрьевич фиксирует у 15 коп не только пропуски слева и справа, но еще и сверху. А вот 60 коп снизу, отмеченных предыдущими ораторами, Соловьев не упоминает (фото 3).
Итого, суммарно имееем 6 описанных пропусков перфорации для нашего набора. Выпускались марки листами 5х10 по 50 штук.

Забавно, что в этом месте Загорский также решил добавить немного культурологии, включив в качестве дополнительных материалов нотные строчки произведений Петра Ильича с правками эксперта профессора Л. (подпись не совсем разборчива) в каталог и параллельно отметив названия произведений в заголовке серии (фото 4). Действительно, под портретом Чайковского на 20 и 30 коп приведены нотная строчка из Симфонии №4, а на 60 коп первые такты из увертюры к опере "Евгений Онегин".

















Что касается фото, то тут все достаточно просто. Петр Ильич при жизни был тот еще модник, плюс невероятно популярен, фотографировался много и с удовольствием, соответственно, и фотографий у него осталось превеликое множество. Его каноничная фотография, где он держится рукой за голову сделана мегапопулярным в то время харьковским фотохудожником Альфредом Константиновичем Федецким в Харькове, в марте 1893 года. Про обстоятельства этого фото есть прекрасная статья на сайте Музея Музыки, которую мы приводим почти без купюр, ибо написана она отличным легким слогом.
Чайковский приехал в Харьков 11 марта и остановился в гостинице «Европейской». В тот же день он провёл репетицию предстоящего концерта и слушал в оперном театре оперу «Риголетто». 14 марта состоялся концерт из произведений композитора под его управлением. Прозвучали фантазия «Буря», концерт для скрипки с оркестром, ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама», Вторая симфония, увертюра «1812 год» и романсы. Слушатели восторженно принимали знаменитого композитора. Современник рассказывает, что молодёжь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены Харьковского отделения Музыкального общества во главе с директором Ильёй Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его к фотографу Федецкому – самому известному в Харькове фотохудожнику.
Альфред Константинович был не только фотографом, но и первым в России кинематогра-фистом. Снятый им в 1896 году документальный фильм имел длинное название «Торжес-твенное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков 30 сентября 1896 года». Федецкий открыл в Харькове свой кинозал, где с успехом демонстрирова-лись его фильмы. Федецкий снимал многих выдающихся людей России, в том числе неоднократно – членов императорской фамилии. За свои работы фотограф удостоился множества наград – дипломов и медалей всероссийских и международных выставок и дважды получал высочайшие подарки – бриллиантовые перстни от императора Александра Третьего и великого князя Михаила Николаевича. И вот, 14 марта 1893 года в ателье Федецкого появился Пётр Ильич Чайковский. Фотограф сделал четыре снимка знаменитого композитора с разных ракурсов...Прекрасная история. Ни добавить, ни убавить.
Чем вдохновлялся Серегей Акимыч Поманский при отрисовке второй миниатюры, не совсем ясно. В таком ракурсе у Чайковского была масса фотографий, хотя бы взять официальныое фото Императорского Мариинского театра 1892 года или вот портрет 1887 года за авторством Константина Шапиро, про которого мы уже писали.
Остался домик в Клине. Ну...тут источника вдохновения, скорее всего, найти не удастся, так как домик уже вторую сотню лет стоит практически без изменений.
В 1940 году почта СССР выпустила серию почтовых марок, посвященную 100-летию со дня рождения композитора Петра Ильича Чайковского. П.И. Чайковский - один из крупнейших композиторов в музыкальной истории - автор опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», множества симфоний и сюит. На марках памятной серии «100-летие со дня рождения П.И. Чайковского» изображен портрет композитора и его дом-музей в Клине.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 4. Нотные строки, использованные в оформлении серии.
Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.
П.И.Чайковский. 1893г. Харьков. А.К.Федецкий
Дом-мужей П.И.Чайковского в Клине.
П.И.Чайковский. 1892г.
Санкт-Петербург.
ателье Мариинского театра.
П.И.Чайковский. 1887г.
Санкт-Петербург.
К.А.Шапиро.
1940.8. ТРЕТЬЯ ВСЕСОЮЗНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В МОСКВЕ.
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 01.10.1940г.; автотипия. Л12 ¼.
Художник — В.Микоша.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский видел пропуск у Чекалина 30 коп слева, а у Космодемьянской 30 коп накладочка вышла - приведено два пропуска слева под разными индексами. Может, какая то идея, но скорее всего - косяк, в остальном просматривается солидрность со Зверевым (фото 2, 3).
Марки поступали в продажу 10х10 без разделительных дорожек. Устойчивых дефектов клише не приводится. Известны марки со рваной зубцовкой. Надобно отметить, что аналогичный набор марок был напечатан в 1944, к нему вернемся позже.
7 марок серии посвящены Третьей Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была открыта в 1939 году и была постоянно действующей до 1958 года. ВСХВ представляет собой выставку достижений сельскохозяйственного высокомеханизирован-ного производства. Достижения представлялись в соответствии с природными зонами, отраслями производства и отдельными республиками. Марки встречаются с пропусками перфорации. Марки данного выпуска печатались по несколько сюжетов на листе, в различных сочетаниях. Сцепки и квартблоки известны с разделительными дорожками и без них.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1940.9. 20-ЛЕТИЕ ШТУРМА ПЕРЕКОПА КРАСНОЙ АРМИЕЙ.
Зеленая

Тираж - 500 000 шт.

Тираж - 1 000 000 шт.
Красная

Тираж - 500 000 шт.

Тираж - 1 000 000 шт.
Коричневая

Тираж - 500 000 шт.

Тираж - 1 000 000 шт.
Серо-черная

Тираж - 300 000 шт.

Тираж - 500 000 шт.
Серо-лиловая

Тираж - 500 000 шт.

Тираж - 500 000 шт.

Черно-синяя

Тираж - 500 000 шт.

Тираж - 500 000 шт.
Зв. 678 | СК 675 | Сол. 768
БЗ

Л12 ¼
БЗ

Л12 ¼
Зв. 679 | СК 676 | Сол. 769
Зв. 681 | СК 678 | Сол. 771
Зв. 687 | СК 684 | Сол. 777
Зв. 688 | СК 685 | Сол. 778
Зв. 680 | СК 677 | Сол. 770
Зв. 682 | СК 679 | Сол. 772
Дата выпуска 07.11.1940г.; фототипия. БЗ, Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Очень известная серия, существующая в двух вариантах зубцовки. По понятным причинам, пропуски перфорации серии не рассматриваются, а вот дефекты клише и небольшие разновиды имеют место быть. Большая часть дефектов попала на марку 60 коп. Как видно из фото 1 и 2 встречаются
  • 60 коп без перекладины на "П" как на беззубцовке, так и на марке с зубцами (Сол 772К);
  • 60 коп с разомкнутой "9" в 1920 (СК 679Ка);
  • 60 коп с зубцами и разным размером кадра;
  • 1 руб с зубцами и разным размером кадра.
На этом как бы и все. В продажу поступали листами 10х10 за исключением 30 коп, которая шла листами 10х11.

Основной вес серии приходится на культурологический спект, который у этой серии весьма богатый и недоисследованый. Интересный исторический экскурс по нашим маркам нашелся на базовом филсайте Филатлия.ру за авторством Сергея Шарова, который генерирует на нем замечательный контент. Статью полностью приводим с небольшими купюрами.
<...> Филателистам хорошо знакома серия советских почтовых марок, выпущенная в конце 1940 года и посвященная 20-летию штурма Перекопа – последней крупной военной операции Гражданской войны. И сегодня, спустя почти восемьдесят лет, эти миниатюры впечатляют своей детальной проработкой и внутренним динамизмом. К тому же это была первая советская серия, в которой РККА была отрисована в конкретной боевой операции - до этого момента «армейские» серии марок выпускались только к 10-летию и 20-летию РККА и 10-летию Первой конной армии. Но не только своим художественным оформлением примечательны эти марки. По меньшей мере, три из них дают отличный повод углубиться в историю Перекопско-Чонгарской операции и открыть для себя в ней новые интересные страницы.
Уже первая, 10-комеечная марка серии, наталкивает на очевидный вопрос о монументе, который на ней изображен. А история его, как и всего предполагавшегося мемориала, интересная и драматическая. В конце 1939 года Крымский Совет народных комиссаров принял постановление «О сооружении памятника на месте Перекопских боев 1920 г.». Был объявлен всесоюзный конкурс, и в конце марта следующего года, Комитет по делам искусств при СНК СССР подвел его итоги. Лучшим был признан проект московских архитекторов К.Алабяна и В.Таушканова. Он-то (точнее, часть будущего большого мемориального комплекса) и изображен на этой марке. Стоять монумент должен был на Турецком валу – месте главных боевых действий Красной Армии. Семнадцатиметровый гранитный постамент, по проекту, должна была венчать фигура солдата, а его нижнюю часть - чугунные горельефы М. Фрунзе, К. Ворошилова и С. Буденного на конях и эпизоды боев за освобождение Крыма — переход через Сиваш и Чонгарский мост, штурм проволочных заграждений у Турецкого вала. Проектом предусматривалось также устройство подходов к памятнику через глубокий ров и восстановление стометрового участка инженерных сооружений врангелевцев, взятых красноармейцами. Мемориальный комплекс даже начали было возводить, но с началом Великой Отечественной войны работы были прекращены.
Появление горельефа М. Фрунзе на предполагавшемся памятнике вопросов не вызывает – он был командующим Южным фронтом и руководил всей операцией. Что же до других советских военачальников, которые принимали участие в подготовке и проведении Перекопско-Чонграской операции и теоретически могли оказаться запечатленными на будущем монементе, то тут к 1940 году возникла большая проблема – все они, за исключением С. Буденного и К. Ворошилова, были к этому времени объявлены врагами народа и репрессированы: командармы 4-й, 6-й и 13-й армий Владимир Лазаревич, Август Корк и Иероним Уборевич, командующий 51-й дивизии Василий Блюхер, чьи солдаты в красных рубахах «в лоб» штурмовали Турецкий вал, командиры 45-й и 52-й красной латышской дивизии Янис Раудметс и Иона Якир, командарм Второй конной армии Филипп Миронов, не говоря уже о Семене Каретникове, под чьим непосредственным руководством находился махновский Крымский корпус – его вероломно расстреляли сразу же после освобождения полуострова. Что же касается Первой конной армии Буденного, то на Южный фронт она прибыла в октябре с опозданием, только-только вырвавшись из окружения в Польше. Моральное состояние бойцов было настолько удручающим, что по пути следования армии наблюдались грабежи местного населения. М. Фрунзе был вынужден обратить внимание В. И. Ленина «на необходимость серьезных мер по приведению в порядок 1-й Конной армии», которая «будет представлять угрозу для нашего спокойствия в ближайшем будущем» и высказался за желательность приезда в части армии Председателя ВЦИК М. Калинина. <...>
Всесоюзный староста приехал, но тогда, когда нужно было уже не агитировать, а карать: при попытке остановить мародеров был убит комиссар 6-й кавдивизии Георгий Шепелев. Под предлогом приезда Калинина дивизию вывели на плац вблизи железной дороги. На путях поставили два бронепоезда. Под дулами орудий Ворошилов объявил, что кавалеристов дивизии помилуют только в том случае, если они сами выдадут всех смутьянов и мародеров. Тогда перед строем были расстреляны 141 человек. Во многом из-за задержки 1-й Конной войскам Южного фронта не удалось решить основную задачу октябрьской кампании 1920 года – отрезать белых от Крыма и уничтожить. 6 ноября М. Фрунзе доложил в Москву: «...при всей значительности поражения, понесенного противником, большая часть его конницы и известная часть пехоты в лице основных дивизий успели спастись частью через Чонгарский полуостров и частью через Арабатскую стрелку, где по непростительной небрежности конницы Буденного не был взорван мост через Генический пролив».
<...> Особый интерес вызывает марка 60 коп. Первое, что бросается в глаза, это подпись: «Село Строгановка. Штаб М. Фрунзе». Но оперативный штаб Михаила Фрунзе в начале ноября располагался в другом месте – селе Владимировка. А в Строгановке, куда Фрунзе с инспекцией прибыл 5 ноября, находился штаб 15-й Инзенской латышской стрелковой дивизии под командованием Я.Раудмеца. Но поскольку сама Строгановка была знаковым местом, откуда, собственно, и начали переход через Сиваш штурмовые части Красной Армии (об этом знала вся страна), а в 1940 году Раудмец уже был объявлен «врагом народа», его штаб на почтовой марке переименовали в штаб Фрунзе. Поэтому, «расшифровывая» изображенное на почтовой марке, вполне обоснованно можно предположить, что командир в пехотной шинели по правую руку от Фрунзе (он единственный, кто узнаваем на рисунке) это Раудмец. Но тогда возникает вопрос – кто является прототипом третьего командира – в кубанке и кавалерийском полушубке, что стоит рядом с тачанкой? И это самое интересное – в тот день в Строгановке кавалеристов «представлял» только Семен Картеников – командир махновского Крымского кавалерийского корпуса: махновцам вместе с ударным отрядом 15-й дивизии предстояло первыми форсировать Сиваш. Остальные части Красной Армии переходили Сиваш уже в другом месте – в районе села Владимировка.
Об участии махновских частей в освобождении Крыма в 1940, вообще было не принято вспоминать – Нестор Махно считался стопроцентным врагом Советской власти. Но осенью 1920 года все было не так однозначно – в боях за Крым он был реальным союзником Красной Армии. По указанию Фрунзе строгановцы отыскали среди местных жителей людей, знающих брод через Сиваш. Ночью в селе почти никто не спал, все взрослое население было наготове. К Сивашу везли солому, хворост, бревна. Крестьяне, вооруженные лопатами, копали рвы, насыпали дамбы, делали все возможное, чтобы задержать воду и дать возможность переправиться через Сиваш войскам. Женщины оказывали раненым первую помощь. На несколько часов удалось задержать воду, благодаря чему успели переправить артиллерию. Ни одно орудие не осталось на Сиваше. Прорвав береговую оборону, 15-я дивизия и махновский корпус маршем двинулись на прорыв Юшуньских укрепелений. Утром 9 ноября врангелевцы, опомнившись от неожиданности, бросили на наступающих отборный кавалерийский корпус генерала Барбовича. Красная пехота не выдержала натиск и начала отступать к Сивашу. Положение спас Каретников – кавалерийская лава махновцев двинулась навстречу корпусу Барбовича, и когда уже казалось, что рубка неизбежна, разделившись, ушла в стороны, оставив на пути белых 250 хлещущих огнем пулеметных тачанок. Исход такого маневра был предрешен, красноармейские части снова перешли в наступление. Неудивительно, что по-настоящему советское руководство решило широко отметить годовщину Перекопско-Чонграской операции лишь спустя 20 лет, в 1940 году, ведь в ней смешалось столько всего – победители, оказавшиеся спустя несколько лет «шпионами» и «врагами народа», союзники-«антисоветчики», обещания полной амнистии, данные Фрунзе побежденным и их практически моментальное нарушение прибывшими на плечах победителей в Крым Розалией Землячкой и Белой Куном, с ходу развязавшим на полуострове чудовищный кровавый террор.
К 1940-му году были закончены работы по созданию грандиозной панорамы «Штурм Перекопа», над которой работали лучшие советские художники-баталисты, а в качестве консультанта выступил участник штурма Перекопа генерал Дмитрий Карбышев. Панораму «Штурм Перекопа», главными действующими лицами которой, как не трудно себе представить, были Фрунзе, Буденный и Ворошилов, выставили в картинной галерее Симферополя – по планам, она тоже должна была стать частью мемориального комплекса на Перекопе. Открытие выставки состоялось 12 июня 1940 года. Когда началась Великая Отечественная война, корабль с музейным собранием картинной галереи Симферополя был потоплен фашистской авиацией, сохранилась лишь часть подготовительных оригинальных работ.<...>
Ну как бы вот такая история. Если двигать еще ближе к теплому, то вот что нашлось по теме создания марок. Общее оформление, как понятно из заголовка, осуществил Иван Иванович Дубасов, оригинальные сюжеты были исполнены по рисункам грековцев, работавших над упомянутой выше панорамой "Штурм Перекопа".
  • 10 коп. Памятник героям Перекопа. Рисунок Дубасова по проекту мемориального комплекса. Эскзиов и фрагментов проекта того самого комплекса найти пока не удалось.
  • 15 коп. Красноармеец с гранатой. По эскизу Василия Семеновича Сварога, выполненного в ходе подготовки панорамы.
  • 30 коп. Схема Перекопской операции и портрет М.В.Фрунзе.
  • 50 коп. Форсирование Сиваша. По эскизу Павла Петровича Соколова-Скаля, выполненного в ходе подготовки панорамы; однако ничего похожего на миниатюру ни в творчестве художника, ни в сохранившихся эскизах найти не удалось.
  • 60 коп. Село Строгановка - штаб М.В.Фрунзе. По эскизу Николая Павловича Христенко, выполненного в ходе подготовки панорамы; однако ничего похожего на миниатюру ни в творчестве художника, ни в сохранившихся эскизах найти не удалось.
  • 1 руб. Перекоп взят! По эскизу Георгия Константиновича Савицкого, выполненного в ходе подготовки панорамы; однако ничего похожего на миниатюру ни в творчестве художника, ни в сохранившихся эскизах найти также не удалось.
В 1940 году вышла серия почтовых марок, посвященная 20-летию штурма Перекопа Красной Армией. Перекопско-Чонгарская операция 1920 года была направлена на захват Крыма войсками Южного фронта Красной Армии. В ходе проведения этой операции советские войска под командованием М.В. Фрунзе осуществили прорыв Чонгарских укреплений, фортификаций на Перекопском перешейке и Сиваше.
Зв. 683 | СК 680 | Сол. 773
Зв. 689 | СК 686 | Сол. 779
Зв. 686 | СК 683 | Сол. 776
Зв. 685 | СК 682 | Сол. 775
Зв. 684 | СК 681 | Сол. 774
Фото 1. Дефект клише. Каталог В.Ю.Соловьева.
Сварог В.С. Красноармеец с гранатой. 1937 г.
Фото 2. Дефект клише. Каталог В.Б.Загорского.
Made on
Tilda