СССР
1950 год
~
Сегодня у нас в проекте 1950 год в СССР. В 1947 г. в нашу страну была вывезена по репарациям немецкая фабрика по производству цветной плёнки, так что особых проблем с ней к концу десятилетия не наблюдалось ни у профессиональных фотографов, ни у кинооператоров. Кроме того, послевоенный СССР снимали в цвете зарубежные дипломаты, заезжие деятели культуры и прочие иностранцы.
Тем не менее, цветных кадров 1949 г. пока известно довольно мало и большинство из них дошли до нас в виде бумажных репродукций весьма низкого качества.
Увы, эффекта "машины времени" не получится, но кое-какой интересный материал для обзора нашёлся.
В 1949 г. Маленков сыграл одну из главных ролей в «Ленинградском деле», результате которого была сначала политически, а вскоре и физически уничтожена группа видных руководящих деятелей-"ленинградцев", в т.ч. председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов.
Но помимо этой трагической страницы, в жизни СССР 1949 года было много радостных побед и больших трудовых свершений. Страна обрела статус ядерной сверхдержавы и стремительно отстраивалась после военных разрушений.
Время было крайне тревожным - самый разгар Первой Холодной войны. В долгий мир никто не верил.
В.В.Андреев
  1. 25 лет Узбекской ССР (1924-1949).
  2. 26 лет со дня смерти В.И. Ленина.
  3. 25 лет Туркменской ССР (образов. в 1924).
  4. 30 лет советскому кино (27 августа 1919).
  5. Выборы в Верховный Совет СССР.
  6. Памятник Павлику Морозову в Москве.
  7. Музеи Москвы.
  8. Международное объединение профсоюзов работников связи ВФП.
  9. День 1 мая.
  10. 150 лет со дня смерти А.В. Суворова.
  11. 5 лет со дня смерти А.С. Щербакова (1901-1945).
  12. Развитие сельского хозяйства в СССР.
  13. День Победы - 9 мая.
  14. 30 лет Азербайджанской ССР (образ. 28 апреля 1920).
  15. Первая годовщина со дня смерти Г.М. Димитрова, деятеля международного рабочего движения.
  16. Восстановление Сталинграда.
  17. Стандартный выпуск. Летчик, герб СССР. Типо.
  18. 10 лет Латвийской ССР (образов. в июле 1940).
  19. 10 лет Эстонской ССР (образов. в июле 1940).
  20. 10 лет Литовской ССР (образ. в июле 1940).
  21. Московский метрополитен. Открытие первого участка кольцевой линии.
  22. Манифестация народов за демократию.
  23. 2-я Всесоюзная конференция сторонников мира.
  24. Мир победит войну.
  25. 130-летие открытия Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
  26. 25 лет со дня смерти М.В. Фрунзе (1885-1925).
  27. 50 лет со дня смерти художника И.И. Левитана (1860-1900).
  28. 75 лет со дня рождения М.И.Калинина (1875-1946).
  29. 30-летие Армянской ССР (образ. 29 ноября 1920).
  30. 33-я годовщина Октябрьской революции.
  31. Архитектура Москвы. Проекты высотных зданий.
  32. 50 лет со дня смерти художника И.К. Айвазовского (1817-1900).
  33. 50-летие выхода первого номера газеты Искра .
  34. Казахская ССР (образ. 5 декабря 1936).
  35. 125-летие восстания декабристов.

35 наборов, 83 марки с обширными вариациями по растрам, типам бумаги, водяным знакам и зубцовкам.
1949.1. 30 ЛЕТ БЕЛОРУССКОЙ ССР.
Марка 40 коп., красная.
Тираж - 2 000 000 шт.

Зв.1264 | СК 1260 | Сол.1347
Дата выпуска 03.01.1949г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Андреев, В.Завьялов.
Белорусская Советская Социалистическая Республика была образована 1 января 1919 года под названием Советская Социалистическая Республика Белоруссия. В 1949 году Белорусская ССР отметила 30-летие своего существования. В честь этого события почтовое ведомство СССР выпустило серию из двух почтовых марок с изображениями герба Белорусской СССР: изображение в лучах восходящего солнца серпа и молота, окруженных венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетенных клевером, и справа — из ржаных колосьев, переплетенных льном; внизу между обеими половинами венка находится часть земного шара. Обе половины венка перевиты красной лентой, на которой помещены надписи на белорусском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и ниже — «БССР». В верхней части герба — пятиконечная звезда.
Автор классического вида герба БССР - руководитель Белорусского художественного техникума Витебска Валентин Викторович Волков. Для желающийх — на Вики есть прекрасная статья про герб БССР, в которой показаны все его метаморфозы, а также более углубленное исследование на Геральдикуме.
Поразительно, но герб БССР был весьма неполиткорректен: лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» до 1938 года, кроме русского и белорусского, дублировался на польском (!) и идише (!!). Очевидно, что в 1938 году польский и идиш были изгнаны с красной ленты. А белорусское правописание лозунга вылилось в потрясающую своим абсурдом историю. Пролетарии за историю существования лозунга успели побывать и пралятарамі, и пролетарыямі, и пралетарыямі. Но с "соединяйтесь" история еще чище. Глагол злучайцеся (соединяйтесь) превратился в конце 1930-х в яднайцеся (объединяйтесь), а затем в вообще в противоречащее правилам еднайцеся. Оказывается, слово крутили, базируясь на бредовых идеях Надежды Грековой — секретаря ЦК КПБ до 1946 года:

«Грекова приказала внести в правописание две сделанные ей «поправки» в лозунг «Пролетырыі ўсіх краін, злучайцеся!» Во-первых, слово «злучайцеся» заменить на «яднайцеся», потому что вот она, как секретарь ЦК, часто подписывает «директивы» колхозам, что уже пора начинать «случную кампанию для скота», поэтому призыв «злучайцеся!» по отношению к пролетариату «как-то нехорошо звучит». Во-вторых, в слове «яднайцеся» начальное «я», хоть и стоит в первом слоге перед ударением, должно писаться через «е», так как могут быть случаи, когда это слово при письме или печати надо будет переносить, и тогда при его делении может выйти «яд-». Для политического лозунга это недопустимо. ЦК партии на это не может согласиться».

Отметим, что яд по-белорусски будет атрута. Лишь в 1958 году, с принятием очередной реформы белорусского языка, лозунг приобрел окончательный вид без надуманных исключений: «Пралетарыі ўсіх краін, яднайцеся!» (хотя "злучайцеся" в лозунг так и не вернулось). Такие дела.
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек. Дефектов клише и пропусков не наблюдается. Зверев описывает марки с растровым фоном и без оного, без выведения такового разновида в отдельный тип.
За сим - все. С коллекционной точки зрения куцовато.
Зв.1265 | СК 1261 | Сол.1348
Марка 1 руб. зеленая.
Тираж - 1 000 000 шт.

Фото 1. Дифференциация марок по типам. Каталог А.В.Зверева.

Герб БССР 1938-1949
Художник В.В.Волков
Герб БССР 1949-1958
Художник И.И.Дубасов (?)
1949.3. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ М.В. ЛОМОНОСОВА ПРИ АКАДЕМИИ НАУК СССР В ЛЕНИНГРАДЕ.
Марка 30 коп., красно-коричневая.
Тираж - 3 000 000 шт.

Зв.1274 | СК 1270 | Сол.1357
Дата выпуска 08.01.1949г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Климашин.
Музей М.В. Ломоносова при Академии наук СССР в Ленинграде был официально открыт в январе 1949 года, просуществовав до этого уже два года. Экспозиции музея разместились в башне здания Кунсткамеры, в котором М.В. Ломоносов работал с 1741 по 1765 года. При этом, сама башня была восстановлена специально для музея архитектором Р.И. Каплан-Ингелем, и сегодня является символом Российской академии наук. В экспозиции музея находятся коллекция приборов и инструментов эпохи Просвещения, Большой Готторпский (Академический) глобус-планетарий, библиотека, архив и коллекция личных вещей М.В. Ломоносова. В честь открытия музея М.В. Ломоносова при Академии наук СССР в Ленинграде почтовое ведомство выпустило серию из трех почтовых марок с портретом М.В. Ломоносова и видом на Кунсткамеру.
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек. Описаны два официальных пропуска перфорации (фото 1), все мэтры едины во мнении в данном случае. Разновидов не просматривается, только Соловьев предлагает 40 коп на толстой бумаге с индексом А (фото 2). Про повторный выпуск ничего не отмечено, дефектов клише не отмечено.
Теперь, традиционно, о прекрасном.
О Михаиле Васильевиче писать не будем по понятным причинам, а вот про миниатюру напишем. Фан факт, который знает, но не осознает каждый бывшей ученик советской школы: все известные портреты Ломоносова, которые мы видели в своей жизни, начиная от кабинета химии и до памятного рубля (наши миниатюры не исключение), сделаны под одним ракурсом. Тело Ломоносова развернуто влево, голова смотрит слегка из-за плеча в угол кадра, в руках либо перо, либо бумаги. Не, ну, конечно, есть и какие-то другие художественные ломоносовы, но они похожи на нашего великого ученого настолько же, насколько, например, на Людовика ХV.
Оказывается, у Михаила Васильевича есть прижизненное каноническое изображение, сделанное в 1755 году австрийским художником Георгом Преннером, работавшим в то время в Санкт-Петербурхе. Портрет хранился в фамилии ученого, но в революцию был утрачен, зато копий породил несчетно. Вдохновляясь работой Преннера в 1757 году, по заказу графа И.И.Шувалова, покровителя М. В. Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны французский придворный гравер Этьен Фессар сделал гравюру Михайла Васильевича. В 1758 году по личным указаниям Ломоносова медная доска была исправлена немецким гравером Христианом Вортманом. Ломоносову не понравился легспреддинг на гравюре легкомысленного француза, немец консервативно подсгустил тени на гульфике штанов и придал лицу ученого больше решимости супротив елейного французского выражения.
Эта гравюра определила дальнейшую трактовку образа Ломоносова, на большинстве более поздних портретов повторяется тот же надетый на камзол, шитый золотом кафтан Ломоносова, те же кружевные манжеты и жабо. Повторяются и детали фона: перо с чернильницей, книги, ящик со смальтой, глобус, циркуль. На некоторых портретах использован и вид из окна на стекольный завод, изображенный Вортманом. Гравюра с личными правками самого Ломоносова имела такой успех, что вскоре приобрела значение канона и в основном властно определила трактовку облика великого помора. Таким образом, все последующие художники, писавшие хотя бы и с натуры, следовали в основном композиции Преннера — Фессара — Вортмана. Теперь бросаем мостик к нашей марке.
Где-то ближе к 1790 году была сделана еще одна гравюра Ломоносова немецким гравером Иоганном Шрейером по зарисовкам своего учителя Ханса Щульце. Немецкие мастера прибегнули к фотошопу: изображение головы русского ученого они приставили к телу, перенесенному на их рисунок с портрета, сделанного в предшествующую эпоху. За донора был взят портрет французского поэта Жана Батиста Руссо (не путать с Жан Жаком Руссо!), обладавшего завидными физическими кондициями, весьма совпадающими с крупным Ломоносовым. После мастерской операции по замене головы, немецкие граверы слегка подзамели следы. Во-первых, они отразили всю композицию влево в согласии с иконографической традицией в изображении Ломоносова, а может быть и для того, чтобы это заимствование менее бросалось в глаза. Во-вторых, продлили конец кафтана, переброшенный с левого бедра на колено правой ноги ученого. В-третьих, завиток в стиле барокко на спинке кресла, который мы видим на гравюре Шмидта, заменен плавной линией: мебель стиля рокайль решительно противоречила вкусам эпохи классицизма. И особенно интересно последнее отступление; на книге, изображенной на гравюре Шмидта, написано крупными буквами „Au Roy“. На книге гравюры с изображением Ломоносова написано „Петр I“.
В целом, операция с пересадкой головы Ломоносова на плечи Руссо проделана столь удачно, что гравюра Шрейера может считаться одним из лучших изображений Ломоносова, и трудно, глядя на нее, допустить мысль, что эти формы мощного тела, эта свободная поза принадлежит не нашему великому ученому, а французскому одописцу. Такие дела. На эту тему есть прекрасная статья "Три портрета Ломоносова" за авторством нашего прославленного культуролога Николая Павловича Анцифрова, почитать поподробнее можно здесь.
Зв.1275 | СК 1271 | Сол.1358
Марка 50 коп., зеленая.
Тираж - 1 000 000 шт.

Марка 50 коп., темно-ультрамариновая.
Тираж - 1 000 000 шт.

Зв.1276 | СК 1272 | Сол.1359
Фото 1. Официальные пропуски. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Разновид. Каталог В.Ю.Соловьева.
М.В.Ломоносов.
Гравюра Э.Фессара, 1757г.
М.В.Ломоносов.
Гравюра Х.Вортмана, 1758г.
М.В.Ломоносов.
Гравюра И.Шрейера, ок.1790г.
Ж.Б.Руссо.
Гравюра Г.Шмидта, ок.1740г.
М.В.Ломоносов.
Неизвестный художник по картине Г.Преннера, 1755г.
М.В.Ломоносов.
Неизвестный художник , ок. 1790г.
1947.3. 23-я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ СМЕРТИ В.И.ЛЕНИНА (1870-1924).
Марка 30 коп., серо-зеленая.
Растр - ВР.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв.1019 | СК 1015 | Сол.1107
Зв.1021 | СК 1017 | Сол.1109
Марка 50 коп., темно-коричневая.
Растр - ГР.
Тираж - 1 000 000 шт.

Дата выпуска 22.01.1947г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Завьялов.
Выпуск почтовых марок, посвященный 23-летию со дня смерти В.И. Ленина, вышел в январе 1947 года. В серии три марки: две с изображением каменного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в Москве и одна с портретом вождя в круглой рамке.
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек. Описаны четыре официальных пропуска перфорации (фото 1). Разновидов не просматривается.
Зв.1020 | СК 1016 | Сол.1108
Марка 30 коп. серо-синяя.
Растр - ВР.
Тираж - 3 000 000 шт.

Фото 1. Официальные пропуски. Каталог А.В.Зверева.
1947.4. 100 ЛЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ СССР.
Марка 20 коп., черно-синяя.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв.1022 | СК 1018 | Сол.1110
Дата выпуска 27.01.1947г.; печать глубокая, ВР. Зубцовка Л12¼.
Художник — А.Толоконников.
Русское географическое общество - одно из старейших географических обществ мира - было основано в августе 1845 года Высочайшим повелением императора Николая I в Санкт-Петербурге. Почта СССР выпустила юбилейную серию почтовых марок «100 лет Географическому обществу СССР» с изображениями мореплавателя Ф.П. Литке и путешественника Н.М. Пржевальвского.
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек. У Зверева описан один официальный пропуска перфорации (фото 1), у Загорского - два пропуска, оба - на Пржевальском и оба гашеные (фото2). Разновидов не просматривается, при том что растр - вертикальные ромбы и теоретически могло бы что-то найтись на тему альтернативных растров, но - не судьба.

Как всегда шикарную пулю загоняет Соловьев с дефектом клише - фееричный "темный уголок". Смешно, ей богу (фото 3).
На марках номиналом 20 копеек изображен мореплаватель и географ Федор Петрович Литке и шлюп «Сенявин», на котором Ф.П. Литке осуществил кругосветное путешествие в 1826-1828 гг. Для жаждущих знаний - ссылка на биографию и путешествия Федора Петровича Литке на сайте Русского Географического общества, а также ссылка на книгу "Путешествие вокруг света, совершенное по повелению императора Николая I на военном шлюпе Сенявине в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, флота капитаном Федором Литке" за авторством самого мореплавателя.

На марках номиналом 60 копеек изображен путешественник и натуралист Николай Михайлович Пржевальвский и открытый им в Азии подвид дикой лошади - лошадь Пржевальского. Также, на ресурсах РГО можно найти прекрасный материал об Николае Михайловиче Пржевальском, сделанный его праправнуком - полным тезкой. Краткую справку с хорошей библиографией можно выловить в электронной Президентской библиотеке им.Б.Ельцина.
Зв.1023 | СК 1019 | Сол.1111
Марка 20 коп. лилово-коричневая.
Тираж - 2 000 000 шт.

Марка 60 коп. оливково-коричневая.
Тираж - 1 000 000 шт.

Зв.1025 | СК 1021 | Сол.1113
Зв.1024 | СК 1020 | Сол.1112
Марка 60 коп., серо-коричневая.
Тираж - 1 000 000 шт.
Фото 1. Официальные пропуски. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Официальные пропуски. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Дефект клише . Каталог В.Ю.Соловьева.
Ф.П.Литке
Н.М.Пржевальский
1947.6. 110 ЛЕТ СО ДНЯ CМЕРТИ А.С.ПУШКИНА (1799-1837).
Марка 50 коп., темно-зеленая.
Тираж - 1 000 000 шт.

Зв.1043 | СК 1039 | Сол.1131
Дата выпуска 10.02.1947г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Завьялов.
В 1947 году исполнилось 110 лет со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почтовое ведомство СССР выпустило серию из двух почтовых марок с портретами А.С. Пушкина работы В.А. Тропинина 1827 года.
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек. Серия повторно переиздавалась в конце 50-х годов на улучшенной бумаге, соответственно присутствуют легкие различия в деталях рисунка, а также в фактуре и цвете клея, что позволяет дифференцировать два типа марок (см.фото1). Зверев и Загорский описывают один официальный пропуск перфорации - на 30 коп. марке снизу. Других не имеется.

Теперь о вечном. Оказывается, в Москве есть целый музей Василия Андреевича Тропинина - вот ссылочка на сайт такого замечательного, как оказалось, музея. Напомню, что Василий Андреевич прожил долгую и очень плодотворную с точки зрения искусства жизнь, его "Кружевница" стала просто сиволом русской классической школы живописи; при этом большую часть своей замечательной жизни он провел в крепостной зависимости. «Вольную» Тропинин получил лишь на 47 году жизни, причем только личную, его хозяин, граф Ираклий Морков оставил крепостным его сына, Арсения. Арсений Васильевич, также увековеченный кистью гениального отца был отпущен на волю лишь спустя 5 лет.
Зв.1044 | СК 1040 | Сол.1132
Марка 30 коп. черно-фиолетовая.
Тираж - 4 000 000 шт.

Фото 1. Дифференциация марок по типам. Каталог А.В.Зверева.

Портрет А.С.Пушкина..
В.А. Тропинин, 1827г.

Автоортрет с кистями.
В.А. Тропинин, 1846г.

1947.7. 29-я ГОДОВЩИНА СОВЕТСКОЙ АРМИИ.
Тираж - 500 000 шт.
Зв.1048 | СК 1044 | Сол.1136
Дата выпуска 22.02.1947г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼, БЗ.
Художник — В.Завьялов.
Л12¼

БЗ

Рабоче-крестьянский Красный Флот был образован декретом ВЦИК и СНК от 29 января 1918 года. Красная Армия (Рабоче-крестьянская Красная Армия) была организована 23 февраля 1918 года, когда началась запись добровольцев в Красную Армию. В 1947 году советская почта выпустила серию из шести марок в честь 29-летия Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек. Разновидов не просматривается, хотя Соловьев пишет про повторный выпуск в конце 50-х годов на бумаге улучшенного качества. Теоретически, это означает, что у марок должен присутствовать Тип I и II, как и в случае с Жуковским. Хороший момент для исследования.
Зв.1049 | СК 1045 | Сол.1137
Зв.1046 | СК 1042 | Сол.1134
Зв.1050 | СК 1046 | Сол.1138
Тираж - 500 000 шт.

Тираж - 500 000 шт.

Марка 20 коп. черно-коричневая.
Советский воин
Тираж - 500 000 шт.

Марка 30 коп., коричневая.
Летчик, моряк, пехотинец.
Тираж - 500 000 шт.

Марка 30 коп., серо-синяя.
Войны на занятиях.
Тираж - 500 000 шт.

Зв.1047 | СК 1043 | Сол.1135
Зв.1045 | СК 1041 | Сол.1133
1947.8. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ 8 МАРТА.
Марка 30 коп., красная.
Тираж - 3 000 000 шт.

Зв.1051 | СК 1047 | Сол.1139
Дата выпуска 17.03.1947г.; печать глубокая, ВР. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Андреев.
Международный женский день 8 марта был установлен на 2-й Коммунистической женской конференции в 1921 году. В соответствии с решением конференции праздник был призван увековечить память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года. В настоящее время праздник 8 марта утратил свою революционную окраску, ООН отмечает 8 марта как Международный день борьбы за права женщин и международный мир. В 1947 году почта СССР выпустило серию из двух почтовых марок «Международный женский день 8 марта».
На марке 15 копеек изображена женщина с ребенком, читающие книгу, школьный класс и лозунг «Женщины-матери, советские патриотки воспитывайте своих детей в духе беззаветной преданности Родине!». На марке 30 копеек изображены женщины на демонстрации и лозунг «Советские женщины! Теснее спла- чивайте свои ряды вокруг партии Ленина - Сталина!».


Марка 15 коп. поступала в продажу листами 10х10, марка 30 коп. листами 12х6 без разделительных дорожек. Марки печатались в 1947 году на сероватой бумаге малой плотности (ее Соловьев ценит дороже) и повторным выпуском в конце 50-х на улучшенной белой бумаге, что определенно подразумевает существование Типа 1 и 2 для данного набора, чем опять же Зверев помалкивает. Существуют марки с растровым фоном и без (см.фото1), но на дифференциацию по типам этот факт не тянет. Как и в предыдущем случае марки предполагают легкое исследование на перспективу.
Пропуски перфорации не известны.
Существуют пробные марки 15 коп. номинала в зеленом и красно-лиловом цветах.
Зв.1052 | СК 1048 | Сол.1140
Марка 15 коп. синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.

Фото 1. Дифференциация марок по наличию фона.
Каталог А.В.Зверева.

1947.9. 30 ЛЕТ МОСКОВСКОМУ СОВЕТУ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ
Тираж - 1 500 000 шт.
Зв.1053 | СК 1049 | Сол.1141
Дата выпуска 30.05.1947г.; фототипия. Зубцовка Л12¼, БЗ.
Художник — В.Завьялов.
Московский Совет депутатов трудящихся (Московский городской совет, или Моссовет) - высший орган государственной власти в Москве, существовав-ший с 1917 года. Во время Февральской революции 1917 года были созданы Совет рабочих и Совет солдатских депутатов, вскоре произошло объеди-нение двух Советов в Московский совет рабочих и солдатских депутатов, ставший высшим органом власти в городе. В 1947 году отмечалось 30-летие Московского Совета депутатов трудящихся и почта СССР выпустила серию почтовых марок (с перфорацией и без) с изображением здания Моссовета - бывший Дворец генерал-губернаторов, построенный в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова, в настоящее время - здание мэрии Москвы.
Марка 15 коп. поступала в продажу листами 9х8. Марки печатались в 1947 году на сероватой бумаге малой плотности и повторным выпуском в конце 50-х на улучшенной белой бумаге, что, собственно подтверждается выдержкой из каталога зверева (фото 1).

Одна-единственная марка серии дает неожиданно богатый материал для коллекционирования. При том, что марка существует в вариантах по зубцовке, четко отфиксировано деление по размеру кадра у всех мэтров.
  • Зв.1053 I / СК 1049 I / Cол.1141............размер рисунка 40 х 27.
  • Зв 1053 II / СК 1049 II / Cол.1141-I......размер рисунка 41 х 27,5.
  • Зв.1054 I / СК 1050 I / Cол.1142.............размер рисунка 40 х 27.
  • Зв 1054 II / СК 1050 II / Cол.1142-I........размер рисунка 41 х 27,5.

Следующий блок разновидностей диктуется многоцветностью марки и различными видами сдвига цветов. Здесь Валерий Борисович более щедр и выделяет три типа деформации цветов против двух у Зверева (фото 2,3).
  • Зв.1053 za .....................................сдвиг красного цвета.
  • СК 1049 I Та...................................размер рисунка 40 х 27 и сдвиг синего цвета.
  • Зв 1053 x / СК 1049 II Тb ...........размер рисунка 41 х 27,5 и без синего цвета.
  • Зв.1054 za / СК 1050 Ta .............сдвиг красного цвета.

Включив голову, сразу выявляется определенное несоответствие классификации. Например, бывает ли без синего цвета беззубцовка с маленьким кадром? По Звереву - да, по Загорскому - нет. Бывает ли сдвиг красного у беззубцовок? По Звереву - да, по Загорскому - нет. Существует ли сдвиг синего у марок с большим кадром? Вроде как нет...но это не точно. Короче, есть тема, куда можно приложить время и деньги.)). Что касается Соловьева, то он не вдается в столь тонкие материи, ограничиваясь констатацией существования беззубцовки "без голубого неба".













Дефекты клише. Валерий Борисович пожалел коллекционеров и не стал накидывать информации, которая в сумме потенциально может дать 4 х 4 х 4 = 64 модификаций марок, а вот Александр Владимирович не сжалился и нарисовал четыре разновида (фото 4).
  • Зв.1053 d I .....................................малый кадр, без красного цвета на двери.
  • Зв.1053 d I I...................................большой кадр, без красного цвета на двери.
  • Зв.1054 d I .....................................малый кадр, без красного цвета на двери.
  • Зв.1054 d I I....................................большой кадр, без красного цвета на двери.

Под конец - пара видов здания Моссовета как его видим мы сейчас и каким его видели коллекционеры 50 лет назад.
Зв.1054 | СК 1050 | Сол.1142
Тираж - 500 000 шт.

Фото 1. Дифференциация марок по бумаге. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Дифференциация марок по сдвигам цвета.
Каталог А.В.Зверева.
Фото 3. Дифференциация марок по сдвигам цвета.
Каталог В.Б.Загорского.
Фото 4. Дифференциация марок по виду клише.
Каталога.А,В..Зверева.
Здание Моссовета. 1975 год.
Здание Моссовета. 2008 год.
1947.10.ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ 1 МАЯ.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1055 | СК 1051 | Сол.1143
Дата выпуска 03.06.1947г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Андреев.
Первомайские стачки и демонстрации проходили на территории Российской Империи еще до революционных событий, а после Октябрьской рево-люции 1917 года праздник стал официальным. В СССР первоначально он назывался «День Интернационала», позднее 1 мая стал называться «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая» и отмечаться праздничными демонстрациями, митингами и шествиями. В 1947 году почта СССР выпустила серию из двух почтовых марок «День международной солидарности трудящихся 1 мая» с изображением праздничной демонстрации на Красной площади в Москве.
Марки поступали в продажу листами 5х13. Было осуществлено два выпуска - основной в 1947 году на сероватой бумаге малой плотности и повторным выпуском в конце в 1955 на улучшенной белой бумаге. Зверев опять не отражает этого факта в каталоге, Загорский также игнорирует; зато на высоте оказывается Владимир Юрьевич Соловьев (фото 1), который в этот раз прямо выделяет типы, не ограничиваясь простым упоминанием наличия повторного выпуска. Респект мэтру. )) Хотя, конечно, его формулировки типа "три бесформенные точки" откровенно доставляют.
Пропусков перфорации не много и все дорогие (фото 2). Здесь у всех мэтров просматривается единодушие.
Зв.1056 | СК 1052 | Сол.1144
Тираж - 4 000 000 шт.
Фото 1. Дифференциация марок по тиражам. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 2. Пропуски перфорации .Каталог А.В.Зверева.
Здание Моссовета. 1975 год.
Здание Моссовета. 2008 год.
1947.11.ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1057 | СК 1053 | Сол.1145
Дата выпуска 30.08.1947г.; печать глубокая, ГР. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Завьялов.
28 апреля 1933 года постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР, в честь выдающихся достижений ученых, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, летного и технического состава ВВС Красной армии установлен праздник 18 августа — Всесоюзный день авиации (День Воздушного Флота СССР, День Авиации). В 1947 году почта СССР выпустила серию из двух марок «День Воздушного флота СССР» с лозунгом советской авиации: «Летать выше всех, быстрее всех и дальше всех!».
Марки поступали в продажу листами 10х8. Было осуществлено два выпуска - основной в 1947г. на сероватой полупрозрачной бумаге и повторным выпуском в 1957г. на улучшенной белой бумаге, что подтверждается данными каталога Зверева (фото 1). Загорский посчитал необходимым также отметить марки 30 коп. с фоном и без оного (фото 2).








Пропусков перфорации не много и все дорогие (фото 2). Здесь у всех мэтров просматривается единодушие.
Зв.1058 | СК 1054 | Сол.1146
Тираж - 2 000 000 шт.
Фото 1. Дифференциация марок по типам. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации .Каталог А.В.Зверева.
1947.12. СТАНДАРТНЫЙ (ШЕСТОЙ) ВЫПУСК. ЭМИССИЯ 1947г.
Марка 15 коп. серо-зеленого цвета.
Красноармеец.

Марка 30 коп. серо-синего цвета.
Летчик.

Зв.1059 | СК 1055 | Сол.698
Дата выпуска 03.09.1947г.; печать офсетная. Зубцовка: Г12:12¼.
Художник — В.Сидельников.
Марки поступали в продажу в листах 10х10 без разделительных дорожек. Беззубцовая зеленая марка не выпускалась, но изредка встречается на аукционах. Это очень редкий артефакт. В целом, офсетные марки - это редкость, важно уметь их отличать. Общая характерная черта - у офсетных марок нет вдавленности на обратной стороне марки, которая характерна для типографской печати. Для синей марки неоспоримое отличие - белая дуга на обтекателе пропеллера самолета, на зеленой - толстая линия над словом "почта". Более тонкие признаки мэтры приводят свои (фото 1, 2, 3). Известна куча пропусков перфорации у марок, причем наиболее обильны они у зеленой линейки - видимо, в силу массовости тиража оборудование не выдерживало и приходилось менять линейки перфоратора чаще обычного. Плюс, обе марки известны с серьезными отскоками перфорации, пропус-ками единичных отверстий, а также косыми перфорациями, связанными с перегибом/перекосом листов. Также имеет место быть существенная разни-ца в бумаге - встречается и белая, и кремовая, и сероватая бумага, о чем вскользь упоминает Загорский (фото 4). Соловьев и Загорский предлагают несколько вариантов дефектов клише, наиболее интересный - "белая щека" по Соловьеву - Сол.699К (фото 3).
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Почтовые марки шестой стандартной серии СССР (1939—1956) поступали в обращение с августа 1939 по декабрь 1956 года. В сентябре 1947 года марки номиналами в 15 (советский солдат) и 30 копеек (лётчик) отпечатали офсетом. В декабре того же года была выпущена миниатюра номиналом в 60 копеек с новым рисунком — Спасской башней Кремля. Отпечатана она была типографским способом.
Марки шестого стандартного выпуска переиздавались практически ежегодно до 1960 года, на разной по толщине, цвету и качеству бумаге, в различных оттенках цвета и с систематически повторяющимися графическими отклонениями. Значительное количество марок этого выпуска, особенно в годы войны, попало в обращение с дефектами. Тираж выпуска - массовый, даже супермассовый.
Зв.1060 | СК 1056 | Сол.699
Зв.1059
СК 1055
Сол.698
Л12 ¼
Зв.1060
СК 1056
Сол.699
Зв.1060А
СК 1056А
Сол.699А
Зв.1059А
СК 1055А
Сол.698А
Зв.1059b

Фото 1. Отличия офсет и типо. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Отличия офсет, лито и типо. Каталог А.В.Зверева.
Фото 3. Отличия офсет и типо. Каталог В.Ю. Соловьева.
Фото 4. Дефкты клише и пропуски. Каталог В.Б. Загорского.
Фото 5. Пропуски. Каталог А.В. Зверева.
Зв.1060b
СК 1056Ра
Сол.699Б
Г12:12¼
БЗ
1947.17.30-ЛЕТИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Зв.1093 | СК 1089 | Сол.1179
Дата выпуска 01.11.1947г.; фототипия. Зубцовка Л12¼, БЗ.
Художник — В.Андреев.
Министерство связи СССР в 1947 году выпустило серию почтовых марок в честь тридцатилетия Октябрьской революции. В обращение поступили 12 марок работы художника-миниатюриста В. Андреева (в зубцовом и беззубцовом вариантах). На Московском почтамте в дни октябрьских торжеств марки гасились специальным юбилейным штемпелем. Среди других особенно выделялась одна, на которой была воспроизведена Дворцовая площадь в момент взятия Зимнего дворца. Темноту ночи прорезывают яркие лучи прожекторов с «Авроры». Свет озаряет полыхающее на осеннем ветру алое знамя с начертанным на нем боевым призывом: «Вся власть Советам».
Марки поступали в продажу листами 6х8 (Зв.1094,1095,1100,1101), а все остальные - листами 7х8. Наверное, бумага одного форм фактора кончалась в типографии. С тиражами тоже не все ясно до конца, но мы полагаемся на Соловьева - у него тиражи всегда посчитаны точнее всех, это пунктик Юрия Владимировича. Также мэтр традиционно радует нас блестящими эпитетами в области дефектов клише (срезанная ножка, фото 1). Мэтр Загорский очень скуп в обзоре этого выпуска.
А вот Александр Владимирович демонстрирует знание материала, и, что самое главное, желание делиться с народом этим самым сокровенным. Во первых, у марок Зв.1099 и 1103 есть официальные разновиды со сдвигом черного цвета (фото 2). Об этом Соловьев упоминает, а Зверев прямо приводит примеры и включает в классификатор. Во вторых - есть неутвержденные рисунки красоты фантастической (см ниже).









Про неутвержденные проекты и про пропуски лучше посмотреть непосредственно в каталоге - там много информации по ценам и видам пробю Кроме того, у серии есть официальный буклет , наполненный гашеными марками. Такая...малоценная, но симпатишная штукенция.
Зв.1094 | СК 1090 | Сол.1180
Марка 30 коп. Штурм Зимнего дворца под красным флагом с лозунгом «Вся власть советам!».
Тираж - 500 000 шт.
Марка 60 коп. Штурм Зимнего дворца под красным флагом с лозунгом «Вся власть советам!».
Тираж - 350 000 шт.
Марка 50 коп. На марке символическое изображение металлургической отрасли промышленности и надпись «СССР - могучая индустриальная держава».
Тираж - 500 000 шт.
Зв.1095 | СК 1091 | Сол.1181
Зв.1101 | СК 1097 | Сол.1187
Зв.1100 | СК 1096 | Сол.1186
Зв.1099 | СК 1095 | Сол.1185
Зв.1102 | СК 1098 | Сол.1188
Зв.1103 | СК 1099 | Сол.1189
Зв.1104 | СК 1100 | Сол.1190
Зв.1098 | СК 1094 | Сол.1184
Марка 1 руб. На марке символическое изображение металлургической отрасли промышленности и надпись «СССР - могучая индустриальная держава».
Тираж - 500 000 шт.
Тираж - 2 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 500 000 шт.
Тираж - 500 000 шт.
Тираж - 300 000 шт.
Марка 2 руб. На марке - символическое изображение сельскохозяйственной отрасли производства и надпись «СССР - страна передового сельского хозяйства».
Тираж - 500 000 шт.
Марка 60 коп. На марке - символическое изображение сельскохозяйственной отрасли производства и надпись «СССР - страна передового сельского хозяйства».
Тираж - 500 000 шт.
Зв.1097 | СК 1093 | Сол.1183
Зв.1096 | СК 1092 | Сол.1182
Фото 1. Дефекты клише. Каталог Ю.В.Соловьева.
Фото 2. Сдвиг цвета. Каталог А.В.Зверева.
1947.20. СТАНДАРТНЫЙ (ШЕСТОЙ) ВЫПУСК. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ВЫПУСК 1947г.
Зв.1137 | СК 1133 | Сол.700
Дата выпуска 01.12.1947г.; печать типографская. Зубцовка: Л12¼.
Художник — ...
Марка 60 коп. красного цвета. Спасская Башня Московского Кремля. Поступали в продажу в листах 10х10 без разделительных дорожек. Размер миниатюры 15.4 х 22.8. Описано несколько типов пропусков перфорации, в т.ч. в виде горизонтальной полоски из трех марок. Не редкость.
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Почтовые марки шестой стандартной серии СССР (1939—1956) поступали в обращение с августа 1939 по декабрь 1956 года. В сентябре 1947 года марки номиналами в 15 (советский солдат) и 30 копеек (лётчик) отпечатали офсетом. В декабре 1947 года была сделана эмиссия вспомогательного выпуска номиналом в 60 копеек с новым рисунком — Спасской башней Кремля. Отпечатана она была типографским способом. Тираж выпуска - массовый.
Made on
Tilda