СССР
1942 год
~
1942 год. Разгар войны. Страшный год, лютый. Весь народ встал на защиту Родины, и искусство тоже ушло на войну. Художники не остались в стороне. Те, кто ушли на фронт или в партизанские отряды, становились редакторами боевых листков, в часы передышки рисовали газеты и карикатуры. В тылу художники вставали в ряды агитационного фронта, выпускали плакаты, писали картины, превратив искусство в грозное эмоциональное оружие. В течение войны было организовано две всесоюзные тематические выставки - «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл» , плюс 12 выставок республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали миру беспримерное мужество и силу духа.
Первое место в графике военных лет, безусловно, занимал плакат. В первые два года войны плакат имел драматическое звучание. 22 (!) июня к вечеру появился знаменитый плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", к утру 23 июня был готов величайший плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет!" с аллегорической женской фигурой на фоне штыков. 5 августа 1942 года увидел свет один из самых эмоционально ярких плакатов военного времени — "Воин Красной армии, спаси!" Виктора Корецкого. На плакате изображена мать с ребенком на руках, которого она пытается защитить от фашистского оружия, и эмоциональный заряд этого плаката невозможно переоценить. «Освободи», «Отомсти!» — взывают с плакатных листов изображения детей и стариков.

На перекрестке двух дорог, где полдень пылен и жесток,
Впервые оценил солдат твой ладно скроенный плакат.
Он выгорел, как гимнастерка, он весь изранен, весь в пыли.
Дождем и ветром краску стерло, и тени лишние легли.
Но он стоит неколебимый, такой простой, необходимый,
Наш верный спутник, наш собрат, дорожный выцветший плакат.

Филателия военных лет шла по пути плакатистов. Маленькие миниатюры на треугольниках военной корреспонденции несли тот же чувствительный заряд, что и большой агитационный плакат. "Смерть немецким оккупантам", "Тыл-фронту", "Все для фронта, все для победы", "За полный разгром фашистского захватчика" — вот краткое послание адресатам корреспонденции. В создание марок было вовлечено неожиданно большое количество художников, иллюстраторов, графиков, многие из которых выпустили всего по одной почтовой миниатюре, которые, тем не менее, вошли в историю, разойдясь миллионными тиражами по великой стране. Некоторых художников очень трудно найти, не удается даже достоверно установить их имена, например мы не смогли выяснить, кто такие А.Шапиро, Г.Захаров и И.Лавров. Тем артистам, имена которых знаем точно, имеем полное право воздать должное за замечательные работы.


В контексте истории имена скромных иллюстраторов, конечно, растворяются в сонме более значимых фигур, однако мы всегда помним, что за каждым именем стоит реальная жизнь, наполненная великим искусством и высокими устремлениями. Дорогой читатель, походи по ссылкам, погугли работы, почитай про жизнь художников. Вашему сердцу будет много теплее.
В самом конце мы хотели бы обратиться к читателю. Нам не удалось выяснить, по какому принципу отбирали графиков для разработки миниатюр знаков почтовой оплаты в военное время. Возможно, заказ размещался тем, кто был физически ближе к заказчику в эвакуации, возможно был реализован какой-то принцип политической надежности - мы не знаем. Будем рады любой помощи знающего собеседника.
Бехтеев Владимир Георгиевич
(1878-1971)
Бибиков Виктор Сергеевич
(1903-1973)
Добров Матвей Алексеевич
(1877—1958)
Староносов Петр Николаевич
(1893–1942)
В годовой набор 1942 года вошли 3 набора, состоящих и 16 марок с небольшими вариациями по растрам и зубцовкам.

  1. 500-летие со дня рождения Алишера Низамиддина Навои (1441-1501).
  2. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
  3. Великая Отечественная война 1941-1945гг. (1-й выпуск).
Во-первых, у коричневой марки 30 коп есть полноценный дублер с гребенчатой перфорацией. Мэтры присвоили ему индекс "А". Во-вторых, серия поступала в продажу листами 10х5 с разделительной дорожкой 10 мм между блоками 5х5. Такой форм-фактор поддал интереса к серии - сразу появилась коллекционная составляющая в виде гаттер-пар, гаттер-квартблоков, то же самое для гребенки; а еще есть такая хитрая зверюга, как гаттер пара с пропуском слева (фото 2). Вообщем, две простые марки дают неожиданнно широкий коллекционный простор. Валерий Борисович подсвечивает два официальных пропуска перфорации, Александр Владимирович ограничился экзотическим пропуском с гаттер-парой (фото 1, 2). Кстати, серия недешевая, и, что особенно интересно, более дорогой является марка с бОльшим тиражом (30 коп). Объяснение простое - часть тиража попала под бомбежку при перевозке из печати и была безвозвратно утрачена, и его пришлось срочно допечатывать с другим перфоратором.
Для дорогой редакции было несколко удивительно осознавать, что в январе 1942 года, в самый разгар войны, была выпущена серия, которая явно не вписывалась в повестку грозного времени. Почитав повнимательнее, мы переменили свое мнение с учетом важности фигуры Навои для идеи многонационального государства, коим, бесспорно, являлся СССР. Для тюркоязычных народов, а особенно для узбеков, масштаб личности Алишера Навои примерно соответствует Шекспиру. А тут вот какое дело, — как бы парадоксально ни звучало, Навои стал как таковым узбекским поэтом только в СССР и благодаря СССР. В XX веке обрела популярность идея единой общей нации тюрков Средней Азии, независимо от их происхождения – кочевого или оседлого, Советский Союз грамотно выкрутил эту тему, номинировав Алишера Навои на убедительный и уважаемый символ культуры для новой нации, которая в советскую эпоху стала называться узбекской, получила свою республику, а впоследствии, после известных событий — и свою собственную страну. Думается, эта серия стала очень своевременным и тонким реверансом в направлении огромного числа воюющих в рядах РККА тюркоязычных бойцов, а также беспрецедентному уровню гостеприимства и поддержки со стороны среднеазиатских народов всех без исключения эвакуированных из прифронтовых районов граждан, а в особенности - деток всех национальностей. Чтобы дорогой читатель знал - ни один ребенок, приехавший в эвакуацию в Узбекскую ССР, не был отдан в детский дом - ташкентские женщины слетались как птицы к прибывающим поездам, расхватывая всех до единого испуганных малышей в свои семьи, за что им на веки вечные бесконечная благодарность от всех пострадавших в войне народов. Конечно, на этом фоне серия марок с портретом национального символа — самое малое, что могла сделать в то время наша Родина.

Но вернемся к личности поэта. Литературное наследие Алишера Навои огромно, им написано около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаичных и научных трактатов. Перу этого автора принадлежит более трех тысяч лирических стихотворений, объединенные в специальные сборники - диваны. Наибольшую популярность заслужил сборник «Хамса» («Пятерица»), состоящая из пяти поэм: «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Фархад и Ширин», «Стена Искандера», «Смятение праведных». С точки зрения узнаваемости Навои тоже подвезло, сохранилась прямо живая миниатюра в персидском стиле за авторством некоего Махмуда Музаххиба, на основе которой было выполнено огромное множество портретов самыми разными художниками. Одним из самых известных является портрет Навои кисти Владимира Кайдалова, который можно увидеть в Государственном музее литературы Узбекистана им.Навои. Иван Иваныч Дубасов тоже, думается, посмотрел на имеющуюся миниатюру, на сложившийся подход к образу Навои, и создал для марок серии вполне себе узнаваемый патрет в авторском стиле. Вообще, про Алишера Навои много написано - и в Вики хорошая статья, и на сайте посольства Узбекистана, да и просто много интересующихся этой личностью людей, так что ищущий явно обрящет. Под конец нельзя не процитировать философа, поэта и мудреца:

Поймите, люди всей земли, вражда - плохое дело,
Живите в дружбе меж собой, нет лучшего удела...
В 1942 году почта СССР отметила 500-летие со дня рождения великого узбекского поэта, мыслителя, общественного и государственного деятеля XVI века Алишера Навои. Навои оставил в истории след как выдающийся литератор, писавший на фарси и тюркском языках. Благодаря тюркоязычному творчеству Навои считают родоначальником литературы многих центральноазиатских народов; в Узбекистане Навои считают основоположником национального литературного языка. На марке изображен портрет поэта Алишера Навои с книгой в руке.
1942.1. 500 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛИШЕРА НИЗАМИДДИНА НАВОИ (1441–1501).
Марка коричневая, 30 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Л12 ¼. Зв. 731 | СК 728 | Сол. 821
Г12:12 ¼. Зв. 731А | СК 728А | Сол. 821А
Дата выпуска 05.01.1942г.; печать глубокая, ГР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Марка лиловая, 1 руб.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 732 | СК 729 | Сол. 822
Музаххиб Махмуд. XVI век.
Алишер Навои.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
1942.2. ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945гг.
Зв. 733 | СК 730 | Сол. 823
Зв. 734 | СК 731 | Сол. 824
Зв. 736 | СК 733 | Сол. 826
Зв. 735 | СК 732 | Сол. 825
Зв. 739 | СК 736 | Сол. 829
Зв. 738 | СК 735 | Сол. 828
Зв. 737 | СК 734 | Сол. 827
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-синяя.
Тираж - 3 000 000 шт.
Серо-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-серая.
Тираж - 3 000 000 шт.
Темно-зеленая
Тираж - 1 000 000 шт.
Оливково-зеленая.
Тираж - 1 000 000 шт.
Коричнево-черная.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 28.11.1942г.; фототипия; Л12 ¼.
Художник — В.Бибиков, М.Добров, И.Дубасов.
Серия известная, перевыпускалась дважды - в 1942 и в конце 50-х. Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?
  • Тип 3. Белая бумага улучшенного качества с белым матовым клеем, что характерно для второй половины 50-х годов. Для 825 и 826 указаны два типа бумаги, но ничего не сказано про белую бумагу у остальных марок. Это что означает? Что в 50-х печатали только две марки одного номинала? С какой целью? Есть ли у белых марок вариативность по размерам? Тут прямо гора вопросов. Видимо, Соловьев начал вникать, но плюнул и поехал дальше составлять каталог, положив ступу на это неблагодарное дело. Это место для полноценного хорошего исследования.

Что интересно, Соловьев упоминает про незначительные колебания размеров всех остальных марок, выделяя в устойчивый разновид только две.
Загорский со Зверевым проигнорировали проблему и декларируют лишь официальные пропуски - 7 и 8 штук соответственно. Загорский видел пропуск у Чекалина 30 коп слева, а у Космодемьянской 30 коп накладочка вышла - приведено два пропуска слева под разными индексами. Может, какая то идея, но скорее всего - косяк, в остальном просматривается солидрность со Зверевым (фото 2, 3).
Марки поступали в продажу 10х10 без разделительных дорожек. Устойчивых дефектов клише не приводится. Известны марки со рваной зубцовкой. Надобно отметить, что аналогичный набор марок был напечатан в 1944, к нему вернемся позже.
В 1942 году вышла почтовая серия из семи марок с портретами Героев Великой Отечественной войны. На марках изображены: летчик-истребитель В.В. Талалихин, командир эскадрильи капитан Н.Ф. Гастелло, генерал-майор Л.М. Доватор, партизанка З.А. Космодемьянская, партизан А.П. Чекалин.
Тема статьи очень горячая, очень больная, поэтому мы волюнтаристски решили сначала воздать должное людям, которым посвящена серия, а потом уже проехаться по теме проекта. Обратившись к школьным годам, дорогая редакция легко вспомнила ночной таран Виктора Талалихина, кавалерийского генерала Льва Доватора, огненный подвиг Николая Гастелло. Про Зою и говорить нечего - все юные пионеры знали про Зою и ее мужество перед лицом лютой смерти. А вот с Сашей Чекалиным случилась заминка, мы как-то сходу и не вспомнили подвиг Героя. А парень оказался как железный гвоздь, забитый в немецкий сосновый гроб. У наших редакторов не оказалось даже слов, чтобы дать оценку короткой фронтовой жизни ребенка. Вообще, стойкость и самоотверженность людей и детей (!) во время войны поражает даже искушенное воображение начитанного советского человека; современному тиктокеру, боюсь, не осознать масштаб личностей, нарисованных на скромных старинных марках. В наше время лет в 35 среднестатистический хипстер съезжает от родителей, чтобы начать полноценную самостоятельную жизнь влогера в студии рядом с коворкингом. А сколько было лет этим людям в час, когда они отдали Родине, все, что у них было?
А вот:
  • Виктор Талалихин - 23 года
  • Лев Доватор - 38 лет
  • Николай Гастелло - 34 года
  • Зоя Космодемьянская - 18 лет
  • Александр Чекалин - 16 лет
В случае с Сашей Чекалиным имеет место быть прискорбный факт, что фашистский сукин сын, который зверски мучал ребенка перед публичной казнью, умудрился вовремя свалить на западный фронт, сдаться британской армии, хитро увернуться от длани Немезиды и спокойно скончаться уважаемым бюргером у себя в койке. Будем верить, что справедливая карма хоть как-то настигла эту фамилию. Sic.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Разновиды. Каталог В.Ю.Соловьева.
Талалихин
Виктор Васильевич
(1918 -1941)
Гастелло
Николай Францевич
(1907 -1941)
Доватор
Лев Михайлович
(1903 -1941)
Чекалин
Александр Павлович
(1925 -1941)
Космодемьянская
Зоя Анатольевна
(1923 -1941)
1942.3. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945. 1-ЫЙ ВЫПУСК.
Зв. 740 | СК 737 | Сол. 830
Зв. 742 | СК 739 | Сол. 832
Зв. 755 | СК 743 | Сол. 845
Тираж - 1 200 000 шт.
Фототипия
Художник - А.Шапиро
Тираж - 1 200 000 шт.
Типографская печать
Художник - И.Лавров
Тираж - 1 000 000 шт.
Фототипия
Художник - Г.Захаров
Тираж - 1 000 000 шт.
Фототипия
Художник - Н.Борисов
Тираж - 1 200 000 шт.
Глубокая печать
Художник - И.Дубасов
Тираж - 1 200 000 шт.
Типографская печать
Художник - П.Староносов
Зв. 753 | СК 742 | Сол. 843
Зв. 743 | СК 740 | Сол. 833
Зв. 751 | СК 741 | Сол. 841
Тираж - 1 200 000 шт.
Типографская печать
Художник - Г.Захаров
Зв. 741 | СК 738 | Сол. 831
Дата выпуска 30.11.1942г.; Л12 ¼.
Художники — А.Шапиро, П.Староносов, И.Лавров, И.Дубасов Г.Захаров.
Серия очень мощная, яркая, выполнена в плакатном стиле, сцены из фронтовых и тыловых будней снабжены соотвествующими лозунгами. Выпускалась в три приема и минимум один раз переиздавалась. В связи с тем, что было выпущено три выпуска с интервалом в несколько месяцев в едином стиле, у наших мэтров возникла легкая пересортица с установкой нумерации серии. Для начала обратимся к датам выпуса марок.














Ничего придумывать тут не надо, Александр Владимирович приводит четкую разблюдовку всей серии по дням. Таким образом просматриваются три группы марок.
  1. Выпуск 30.11.1942 - 27.12.1942. И это называется выпуск первый, 7 марок, по Загорскому СК737-СК743. Три марки напечатаны фототипией, три типографской и одна - глубокой печатью.
  2. Выпуск 17.01.1943 - 20.02.1943. Это выпуск второй, 4 марки, по Загорскму СК744-СК747. Одна марка напечатана фототипией, две типографской и одна - глубокой печатью.
  3. Выпуск 28.03.1943 - 03.05.1943. И это выпуск третий. 5 марок, по Загорскому СК756-СК760. Последний выпуск отделен в каталоге от предыдущих выпусков другими сериями марок, все 5 марок напечатаны глубокой печатью.
Нашей редакции понятен такой подход, а вот Зверев с Соловьевым решили всю серию слить в один большой набор и дать по нему сквозную нумерацию по возрастанию номиналов в первую очередь, во вторую - по дате выпуска. Получилась небольшая каша..скорее всего, Александр Владимирович воспринял точку зрения Соловьева и транслировал в данном случае ее в свой каталог.

Углубленное исследование сделано Соловьевым, который демонстрирует знание предмета и желание разобраться. Тем не менее, предлагаемая конфигурация разновидностей вызывает очень много вопросов. Давайте попробуем разобраться и мы.
Итак, по Соловьеву предлагается дифференцировать три типа по бумаге/клею (фото 1).
  • Тип 1. Бумага сероватая, клей от серого до желтого. Допустим, это тираж 1942 года. Дальше - гуще. Для 20 коп марки (Сол.823) вводится разновид по размеру рисунка и по величине отставания буквы "П" от границы рамки. Также, есть вариации с размером рисунка для марки 1 руб (Сол.828). Это тип? Какой? Или разновид бывает у всех типов по бумаге?
  • Тип 2. Бумага тонкая, белая или светло-серая с просвечивающим рисунком на клеевой стороне. Не ясно к какому году предлагается относить данный тип марок. Не ясно, как накладывется эта марка на размер рисунка. Вверху показан тип 2 для маленького отставания "П" от рамки. Это характерно только для 20 коп?
  • Тип 3. Белая бумага улучшенного качества с белым матовым клеем, что характерно для второй половины 50-х годов. Для 825 и 826 указаны два типа бумаги, но ничего не сказано про белую бумагу у остальных марок. Это что означает? Что в 50-х печатали только две марки одного номинала? С какой целью? Есть ли у белых марок вариативность по размерам? Тут прямо гора вопросов. Видимо, Соловьев начал вникать, но плюнул и поехал дальше составлять каталог, положив ступу на это неблагодарное дело. Это место для полноценного хорошего исследования.
военных лет очень качественные, красивые и сочные. Перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтоватая бумага и желтоватый клей в 50 -е использовалась бумага улучшенного качества и белый же глянцевый клей. Соловьев также отмечает четкую вдавленность рисунка от типографской машины для выпуска 1950 года. Тем не менее, выпуск в отдельный тип мэтры не трансформировали. Зверев отмечает многочисленные дефекты рисунка, связанные с избытком краски на клише, а также наличие большого количества оттенков для данного набора. Соловьев проработал вопрос с дефектами клише более детально и вывел некоторые устойчивые разновиды в отдельные номера (фото 1). Загорский предлагает только один дефект клише для марки 30 коп. (фото 2).

Марки поступали в продажу 10х5 (те, что с фоновой сеткой), марка 45 коп (без сетки) - листами 10х10. Все - без разделительных дорожек. Обратите внимание, что Соловьев указывает на некоторые листы 15 копеечной марки с увеличенным интервалом между рядами (фото 1). Также известны листы марок серии с двойной перфорацией по краю. Дополнительно Соловьев упоминает про контрольные знаки и типографские отметки на листах, а Зверев прямо таки заводит в каталог стоимость марок с контрольной надписью (фото 3).
Пропуск перфорации по понятным причинам для серии не актуален.
С 30 ноября 1942 года в почтовое обращение поступают марки, посвященные подвигам советского народа на фронте и в тылу. В период Великой Отечественной Войны советскому искусству досталась непростая задача — мобилизовывать силы народа для отпора врагу. Искусство сражалось вместе с народом, многие почтовые марки военных лет стали самостоятельными плакатами. Особенностью миниатюр выпуска стали патриотические сплачивающие лозунги.
  • Орден Славы. 1 степени - 2678 награждений, 2 степени - около 46 тысяч награждений, 3 степени - около миллиона награждений. Полных кавалеров - 2656 человек, среди них 4 женщины.
  • Орден Богдана Хмельницкого. 1 степени -323 награждения, 2 степени - 2390, 3 степени - 5738 награждений. Полных кавалеров нет.
  • Орден Победы. 20 награждений. Сталин, Жуков и Василевский - два раза.
  • Орден Нахимова. 1 степени - 82 награждения, 2 степени - 469 награждений. Полных кавалеров - 3 человека.
  • Орден Ушакова. 1 степени - 47 награждений, 2 степени - 194 награждения. Полных кавалеров - 2 человека.
Фото 1. Дефекты клише. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 3. Контрольные надписи типографии. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Дефекты клише.
Каталог В.Б.Загорского.
Made on
Tilda