СССР
1954 год
~
В 1954 году вышли их очень красивые серии авторства Левина, Житкова и Соколова. Традиционно сделали несколько марок Завьялов с Дубасовым и есть одна чудесная марка алого цвета за авторством литовского художника Костатса Доцкуса. Может и не самый яркий год, но и грустным его назвать нельзя. Можно сказать, в этом году вошел во вкус наш любимец – Евгений Николаевич Гундобин, выдав невероятной красоты серию в лениниане и оформив добрую половину марок 1954 года.

Евгений Николаевич Гундобин – автор огромного числа советских поздравительных открыток, блестящий талант, поздравивший своими рисунками миллионы раз всю Великую страну. Если набрать в поисковике его имя, вывалится бесконечное количество открыток с его работами, на фоне которых фотографию самого художника будет весьма трудно отыскать. К счастью, Евгений Николаевич работал в Союзмультфильме и Минсвязи, так что кое-что о его жизни все-таки известно, и мы даже знаем его в лицо. Родом из Оренбурга, учился в Ленинграде, работал в Москве. Министерство связи СССР заметило талантливого художника после публикации его праздничных плакатов на первой полосе газеты «Вечерняя Москва». В 1950 году вышла первая почтовая марка, нарисованная Гундобиным, это была коричневая марка в наборе "День Победы — 9 мая". Для работ Евгения Николаевича характерно применение очень яркой советской атрибутики, хорошо прорисованные, радостные светлые лица людей, мелкие детали, яркие сочные краски – все это и дает ощущение картинки счастливой жизни в лучшей стране мира. А именно так большинство советских граждан в те годы и воспринимало жизнь в СССР. И до сих пор миниатюры Гундобина вызывают светлые, позитивные и какие-то детские эмоции. Открытки Евгения Гундобина – особый мир, обаятельный и человечный. Сегодня он может показаться чуть наивным, идеализированным, но в этом и состоит смысл настоящей красивой сказки. Все работы Евгения Николаевича заряжены хорошей положительной энергетикой. Возможно, еще и потому, что на них очень часто изображены дети. Нам очень приятно опубликовать фото замечательного, народного художника и дать редкую ссылку на его биографию и трудовой путь.
Евгений Николаевич Гундобин
(1910—1975)
В 1954 году свет увидели 21 набор, всего 56 марок с минимальными вариациями и почти полным отсутствием брака. Некоторые марки выпускалась повторным тиражом в последующие года.

  1. 125 лет со дня смерти А.С. Грибоедова (1795-1829).
  2. Выборы в Верховный Совет СССР.
  3. 50 лет со дня рождения В.П. Чкалова (1904-1938).
  4. 30 лет со дня смерти В.И. Ленина.
  5. 1-я годовщина со дня смерти И.В. Сталина.
  6. 300-летие Воссоединения Украины с Россией. Орден, надпечатка.
  7. 300-летие Воссоединения Украины с Россией.
  8. Спортивная серия.
  9. За подъем сельского хозяйства в СССР. Первый выпуск.
  10. 150 лет со дня рождения М.И. Глинки (1804-1857).
  11. Открытие восстановленной Пулковской обсерватории.
  12. 50 лет со дня смерти А.П. Чехова (1860-1904).
  13. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве.
  14. 50 лет со дня рождения Н.А. Островского (1904-1936).
  15. 100-летие обороны Севастополя.
  16. 37-я годовщина Октябрьской революции.
  17. 150 лет Казанскому университету.
  18. 50 лет со дня рождения Саломеи Нерис (С. Бачинскайте-Бучене, 1904-1945).
  19. За подъем сельского хозяйства в СССР. Второй выпуск.
  20. 75 лет со дня рождения И.В. Сталина (1879-1953).
  21. 125 лет со дня рождения А.Г. Рубинштейна (1829-1894).
1954.1. 125 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ А.С.ГРИБОЕДОВА (1795-1829).
Тираж - 2 000 000 шт.
Дорогая редакция уже рассказывала про портрет Грибоедова, по мотивам которой была нарисована миниатюра марки. Ноне пару слов о Грибоедове как дипломате. Будучи посланником в Персии, Александр Сергеевич сыграл решающую роль в заключении так называемого Туркманчайского мирного договора, чрезвычайно выгодного для России и определившего окончание Русско-персидской войны 1826—1828гг. Заслуги Грибоедова как государственного мужа были оценены высоко, сам Александр Сергеевич по поручению генерала Паскевича доставил в Петербург донесение о заключенном мире; в Петербурге его встречали выстрелом из пушки Петропавловской крепости, пожаловали чином статского советника, наградили орденом Святой Анны в алмазах, назначили послом в Иран и по высочайшему указу Николая I присовокупили изрядную денежную премию. Напомним, что Грибоедову к тому времени минул полновесный 33 годок.
Недолго побыв в столице, Грибоедов двинул через Тифлис к месту службы в Персию. Провёдя несколько месяцев в Тифлисе, 22 августа 1828 года женился на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему удалось прожить всего несколько счастливых недель. 25 сентября, проезжая через Эривань, Грибоедов шутя говорил провожающей его жене: «Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Святого Давида». Через четыре месяца пребывания в Персии, произошла трагедия, лишившая Россию одного из лучших её сынов. Грибоедов погиб в январе 1829 года, исполняя свой служебный долг посла России в Персии. Во время восстания религиозные фанатики совершили нападение на иностранное представительство. Погибли 37 человек, выжил только один. Останки Грибоедова были настолько обезображены, что опознать его смогли только по отстрелянному на дуэли мизинцу.
Жена Грибоедова больше не вышла замуж, навсегда оставшись верной покойному супругу. Вскоре её стали называть «чёрной розой Тифлиса». На могиле драматурга в Тифлисском монастыре она оставила горькую эпитафию, в которой выразила скорбь всей России и свою личную боль:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»
Чтобы загладить дипломатический скандал, стоивший жизни Грибоедову и 36 другим сотрудникам посольства, персидский принц Хозрев-Мирза отправил в Петербург своего внука с богатыми дарами. Среди множества драгоценных камней, привезённых в качестве компенсации, был передан огромный мистический алмаз «Шах» весом 87 карат, когда-то украшавший трон Великих Моголов. Это один из семи самых больших алмазов в истории мира, сейчас хранится в Москве, в Алмазном фонде.
Дата выпуска 04.03.1954г.; печать глубокая, КВ. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
Л12¼ | Зв.1659 | СК 1658 | Сол.1744
Г12:12¼ | Зв.1659А | СК 1658А| Сол.1744А
Л12¼ | Зв.1660 | СК 1659 | Сол.1745
Г12:12¼ | Зв.1660А | СК 1659А| Сол.1745А
Тираж - 2 000 000 шт.
В 1954 году отмечалось 125-летие со дня смерти русского поэта и драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. А.С. Грибоедов известен, прежде всего, как автор комедии в стихах «Горе от ума», ставшей бесконечным источником крылатых фраз и выражений. Почта СССР выпустило памятную серию из двух почтовых марок с изображением портрета А.С. Грибоедова, выполненного по картине Ивана Крамского 1875 года.
Классическая, популярная серия, отпечатанная глубокой печатью на бумаге с цветным фоном. Растр - квадраты. Марки известны в двух полноценных разновидностях по зубцовке - обычная линейка и более редкая гребенка. Пропусков перфорации не замечено, зато замечены существенные отскоки из которых режут несуществующие пропуски. Есть устойчивые дефекты клише, полно описаные у Соловьева (фото 1).
Поступали в продажу листами 10х4.
Фото 1. Дефекты клише. Каталог В.Ю.Соловьева.

Алмаз "Шах"
1954.2. ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1661 | СК 1660 | Сол.1747
Дата выпуска 05.03.1954г.; автотипия на мелованой бумаге. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
14 марта 1954 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР 4 созыва. Верховный Совет четвертого созыва заседал с 1954 по 1958 год в составе 1347 депутатов. В 1954 году почта СССР выпустила почтовую марку «Выборы в Верховный Совет СССР» с изображением панорамы Московского Кремля.
У марки есть дублер на простой (не мелованой) бумаге, который стоит существено бОльших денег.

Александр Владимирович (фото 1) знает про эту марку чуть больше других мэтров, выделяя простую бумагу, дефект клише и пропуск сверху. Мэтр Загорский солидарен с пропуском, мэтр Соловьев солидарен с клише, называя дефект романтично "разбитое окно". Марки поступали в продажу листами 5х6.
Фото 1. Каталог А.В.Зверева. Фрагмент.

1954.3. 50 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П.ЧКАЛОВА (1904-1938).
Тираж - 1 000 000 шт.
Л12¼ | Зв.1662 | СК 1661 | Сол.1747
Г12:12¼ | Зв.1662А | СК 1661А| Сол.1747А
Дата выпуска 15.03.1954г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Завьялов.
Валерий Павлович Чкалов - советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолета, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон). В 1954 году исполнилось 50 лет со дня рождения В.П. Чкалова. В честь этого события почта СССР выпустила памятную марку с портретом летчика-героя.
У марки есть полноценный дублер с зубцовкой Г12¼:12. Марки поступали в продажу листами 10х4. Встречаются марки на белой и на слегка кремовой бумажке. Гребенка распространена, стоит чуть дороже линейки.
Есть несколько официальных пропусков, хорошо описанных у Загорского (фото 1). За сим - усе.

Что касается фотографии, легшей в основу миниатюры, она датирована 1937 годом. Как правило, ее подписывают просто: фото ТАСС. Судя по всему, это какая-то официальная фотосессия после знаменательного перелета через Северный полюс и у нее точно есть маститый известный автор, надо хорошенько поискать. Что совершенно точно - по мотивам этой фотки сделана куча картин, рисунков, открыток и календариков самыми разными нашими художниками, в том числе Штейнером и Котляровым.

Про Валеричя Павловича написан миллион статей ( например, тут, тут и тут), сняты фильмы и написаны книги, наверное нет смысла дублировать легкодоступные сведения, которые можно найти самому без малейших затруднений. Да что там говорить, жизнь летчика разобрана на микродетали, так как он еще при жизни стал легендарной фигурой и есть даже книга в серии Жизнь Замечательных Людей за авторством его друга и соратника Георгия Байдукова.

А если честно, то глядя на фотографию этого грубого человека с топорными чертами лица, хулигана, задиру, смельчака, залетчика, героя, становится невыносимо больно за потерянную великую страну. Страну, в которой простые люди из глубиннейшей советской глубинки на своих личных качествах попадали на прием к президенту США, общались на равных с самыми сильными людьми мира не стесняясь, не раболепствуя; были интересны и были уважаемы самыми могущественными фигурами эпохи.

— Скажите, Валерий, Вы богаты?
— Да, очень богат.
— В чем выражается ваше богатство?
— У меня 170 миллионов.
— Рублей или долларов?
— 170 миллионов человек, которые работают на меня, так же, как и я работаю на них.

Из интервью Валерия Чкалова корреспонденту газеты Вашингтон Пост, 1937 год.
Фото 1. Каталог В.Б.Загорского. Пропуски перфорации.
1954.4. 30 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ В.И. ЛЕНИНА.
Дата выпуска 16.04.1954г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
В филателистической Лениниане насчитываются десятки различных марок, запечатлевших Владимира Ильича. Среди них - прекрасные репродукции портретов, выполненных лучшими представителями советского изобразительного искусства, увековечивших Ленина в различные периоды его жизни и революционной деятельности. Этой блестящей серии, выполненной Евгением Николаевичем Гундобиным отведено особое место в советской Лениниане. Серия яркая, сочная, очень художественная - на марках помещены миниатюры по картинам И.И.Бродского, В.А.Серова, А.Т.Пушнина, а также хрестоматийный портрет Владимира Ильича, выполненный по мотивам фотографии за авторством Моисея Соломоновича Наппельбаума.
Итак, по делу. У этого дивной красоты набора вариаций толком нет, Загорский лишь упоминает про различные оттенки, которые Соловьев вывел в отдельный разновид. Марки с розовым фоном идут с индексом "а" причем у всех пяти марок есть псевдодублеры с фоном. По хорошему - это признак повторного выпуска, но никто из мэтров про оный ничего не пишет. У Загорского описаны три официальных пропуска и одна пара, у Зверева - пропуск и пара (фото 1 и 2). Серия поступала в продажу листами разных форм факторов: Ленин в универе и на трибуне - 6х8; в Смольном и домик - 6х11, портрет Ильича - 12х6.
Ну еще можно сказать, что марки встречаются с достаточно сильными отличиями в оттенках, что все-таки наводит на мысль о повторном выпуске. Вообщем, место для исследований.
Вот зато визуальная и культурная составляющая набора - просто превосходная. Что ни имя, то лауреат, что ни фамилия, то академик. Евгению Николаевичу не надо было даже что-то придумывать, авторы исходников были суперумелыми и все, что требовалось от дизайнера, то есть от Гундобина - красиво вписать материал в разработанные картуши и поработать со шрифтами. Первая же марка - и с нами звезда первой величины на небосводе русской и советской фотографии. Кто не знал - знакомьтесь, Моисей Соломонович Наппельбаум.
У Моисея Соломоновича отметились все знаменитости серебренного века, все научные, культурные и партийные деятели молодых Советов. Фотограф сразу же был приближен к новой власти, уже в 1918 при участии Луначарского весь Аничков дворец в Петрограде был отдан Наппельбауму под его персональную выставку. Стиль Наппельбаума тогда уже был сформирован, Моисей Соломонович любил использовать один источник света, подсвечивающий объект съемки с одной стороны, что, по утверждению мастера, более полно раскрывало внутренний облик человека. О съемках Владимира Ильича Наппельбаум не распространялся, но фотосессия привела к должному результату - портрет Ильича 1920 года является самым тиражируемым изображением вождя революции в мировой Лениниане. На нашей марке - портрет Наппельбаума, датированый 1918 годом. Но портрет 20-го, бесспорно, круче. Тут Владимир Ильич прямо могучий старик vs лампового дедушки образца 1918 года...Познакомиться с творчеством Наппельбаума можно вот хотя бы на сайте История России в фотографиях, его работ там очень много и они реально крутые.
Следующий наш герой - Исаак Израилевич Бродский. Исаак Израилевич, будучи выходцем из семьи бердянского торговца, любил денежные знаки, умел их отлавливать и грамотно парковать. Имея очевидный талант и отучившись у самого Репина, очень верно выбрал направление творчества, а именно, работу с правительственной и партийной номенклатурой. До 17-го года рисовал Керенского и временное правительство, после 17-го начал рисовать Ленина, Сталина, Фрунзе, Калинина и т.п. Работал Исаак Изрилевич и аукционистом, и галерейщиком, был известен как коллекционер, как умелый наставник, закончил свой путь будучи профессором и директором Всероссийской Академии художеств. Поставил на поток изображение идеологически выверенных сюжетов, которые рисовали ученики академии и художественные подрядчики; подписывал их, после чего продавал подписанные работы в тысячи советских контор, управ, всяких там комов и сельсоветов. На вырученные средства покупал проверенных авторов типа Врубеля, Репина и Малявина, собрав внушительнейшую коллекцию русских мастеров. В "Ленина в Смольном" Бродский вложил душу. Полотно вышло монументальным, почти в натуральную величину, с очень достоверно проработанным интерьером и выдержанным колоритом. Сильная работа, которая стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу Ленина. Естественно, Исаак Израилевич не удержался и таки сделал несколько авторских повторений картины, отличавшихся от первого варианта размерами и мелкими деталями, первая же оригинальная картина ныне находится в Третьяковке.
Мужчина в галстуке - это Владимир Александрович Серов. Учился в аспирантуре у Бродского и, судя по всему, воспринял модель поведения своего патрона. Очень плотно присел на идеологически корректный жанр, — знаменитые "Ходоки у Ленина " это его картина; согласитесь, прямо чувствуется стилистика "Ленина в Смольном". А с картиной «Ленин провозглашает Советскую власть», легшей в основу нашей миниатюры, вообще потрясающая история приключилась. Владимир Александрович переписывал ее трижды. На первом варианте 1947 года (тот, что на марке) присутствуют фигуры Сталина, Дзержинского и Свердлова, стоящих за эмоционально выступающим с трибуны Лениным. В 1955 году Серов на всякий случай перерисовал картину, убрав с нее Сталина и слегка поменяв ракурс композиции. При этом картину образца 1947 года со Сталиным от греха подальше толкнул в братский Китай, и у кого картина сейчас - доподлинно неизвестно. А в 1962 году Владимир Александрович вернулся к картине в третий раз и окончательно решил партийный вопрос, убрав с глаз долой оставшихся с прошлого раза Дзержинского и Свердлова и даже перерисовав интерьер в первоначальном ракурсе. Такие вот муки творчества. Во время предать - это не предать, это предвидеть (с). Картина, кстати, в Третьяковке.

Мужчина голливудского вида в очках - это Александр Тихонович Пушнин. Этот художник не столь мастит, как его коллеги по жанру, ему помешала учиться война. Закончил учебу уже послее войны, в 29 лет и его дипломная работа - та-дам - картина «Владимир Ульянов в Казанском университете». Очень славная картина, на марке смотрится замечательно, Александр Тихонович молодец и красавчик. Вроде все. А, нет. Домик в Ульяновске забыли.
Домик такой же, как на марке, точь-в-точь. В нем находится мемориальный дом-музей В.И.Ленина, основанный в 1918 году. Музей никогда не закрывался, даже в войну и за 120 лет существования музей посетило боле 15 миллионов человек из более, чем 100 стран. Невероятно!
Всем художникам из статьи, включая дизайнера серии, крупно повезло - их даже знают в лицо, что в терминах авторов почтовых марок уже очень и очень много.
Зв.1663 | СК 1662 | Сол.1748
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1664 | СК 1663 | Сол.1749
Зв.1666 | СК 1665 | Сол.1751
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1665 | СК 1664| Сол.1750
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1667 | СК 1666 | Сол.1752
Фото 1. Официальные пропуски. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 2. Официальные пропуски. Каталог А.В.Зверева.
Моисей Соломонович Наппельбаум
(1869-1958)
В.И.Ленин. 1918г. М.С.Наппельбаум
В.И.Ленин. 1920г. М.С.Наппельбаум
Владимир Александрович Серов
(1910–1968)
Ленин провозглашает Советскую власть.
1947г. В.А.Серов
Ленин в Казанском университете.
1950г. А.Т.Пушнин
Александр Тихонович Пушнин
(1921–1991)
Исаак Изриелевич Бродский
(1984-1939)
Ленин в Смольном. И.И.Бродский 1930г.
1954.5. 1-я ГОДОВЩИНА СМЕРТИ И.В.СТАЛИНА (1878-1953).
Дата выпуска 30.04.1954г.; печать глубокаая, КВ. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Завьялов.
Л12¼ | Зв.1668 | СК 1667 | Сол.1747
Г12:12¼ | Зв.1668А | СК 1667А| Сол.1747А
В 1953 году почта СССР выпустила коммеморативную марку в память о первой годовщине смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Вождь народов умер от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года в своей резиденции «Ближняя дача» в Подмосковье. На марке изображен портрет И.В. Сталина, выполненный по фотографии великого русского фотографа Ивана Михайловича Шагина.
Как коллекционный обьект, марка очень скупая. Про эту марку известно только то, что она поступала в продажу листами 10х4. Признан один официальный пропуск всеми мэтрами (фото 1). Есть полноценный дублер в гребенке.

Опять же, не будем приводить его биографию - по ссылке выше вы найдете исчерпывающие сведения. Иван Михайлович был абсолютно признанным при жизни, прошел все войну фотокором и вошел в число немногих людей, чьи снимки с поля боя публиковались в переодических западных изданиях. После войны Шагин с упоением отдался жанровой съемке как огромных объектов эпохи созидания СССР, так и небольших бытовых сцен. Одно в кадре художника было неизменно - советские люди, их улыбки, боль, усталость, тревога, их настоящие эмоции. Прекрасный фотобанк его работ есть на сайте "История России в фотографиях". Наверняка, вы найдете кучу фоток, которые видели в журналах, газетах, на агитационных плакатах и выставках, да даже и в учебниках. Посмотрите в лица героев фоторабот Шагина, не забывайте эти лица. И самое главное, просто знайте вот про такого спокойного улыбчивого дядьку, который запечатлел для нас, потомков, моменты истории советской страны.
Недостаток коллекционного жира скомпенсируем порцией доступных знаний.
Наверное, нет смысла говорить о величайших заслугах и чудовищных преступлениях Сталина. Оставим это историкам. Давайте посмотри на портрет этой мощной личности. Иосиф Виссарионович спокоен, уверен, в нем нет ни капли страха и сомнения. Это настоящий вождь народа-победителя, народа-созидателя, вождь великой страны, равной которой не было в истории. Иосиф Виссарионович еще в погонах маршала, значит фото сделано весной. Уже Победа, впереди - много дел и забот, и Сталин не боится будущего, потому что отчетливо понимает: с тем народом, который ему достался - все по плечу... Прекрасный портрет, процитированный миллионы раз. Автор этого портрета - известнейший советский фотограф Иван Михайлович Шагин.
Тираж - 2 000 000 шт.
Фото 1. Пропуск перфорации. Каталог В.Б.Загорского.

И.В.Сталин. 1945г. И.М.Шагин.
Иван Михайлович Шагин. 1904-1982гг.
Зв. 1301 | СК 1291 | Сол. 1389
Марка зеленая, 2 руб.
Орден Богдана Хмельницкого. Надпечатка типо.
Тираж - 1 000 000 шт.
Марка зеленая, 2 руб.
Орден Богдана Хмельницкого.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 1669 | СК 1668 | Сол. 1754
В 1954 году был выпущен специальный тираж марки «Орден Богдана Хмельницкого» из серии «Ордена СССР» 1949 года для надпечатки «300-летие Воссоединения Украины с Россией». Надпечатки встречаются со сдвигом строк относительно друг друга.
1954.6. 300 ЛЕТ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ.
Дата выпуска 10.05.1954г.; металлография; Л12 ¼.
Художник — А.Мандрусов.
Надпечатка на марке Зв.1301. Под надпечатку был сделан специальный тираж марки. Перевыпускалась дважды - в 1954 и в конце 50-х. Дефектов клише нет, как и на материнской марке, зато надпечатка дает хорошее поле для коллекционера за счет взимного положения строк, Загорский предлагает две вариации, Соловьев - три (фото 2). Зверев все эти смещения вертел на ступе и нам кажется, это самое разумное.

Есть два официальных пропуска и Загорский приводит в каталоге две пары с пропусками (фото 1). Зверев приводит только один пропуск - справа и одну пару с пропусками по кругу.
Марки поступали в продажу листами 10х5 без разделительных дорожек.

Надпечатка типо. карминовая
Фото 1. Каталог В.Б.Загорского.Фрагмент.
Фото 2. Каталог В.Ю.Соловьева.Фрагмент.
1954.9. ЗА ПОДЪЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР. 1-ЫЙ ВЫПУСК.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв.1687 | СК 1686 | Сол.1772
Дата выпуска 11.06.1954г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Соколов.
В 1954 году почта СССР выпустила серию из трех почтовых марок «За подъем сельского хозяйства». На марках изображены актуальные для времени сельские сюжеты: стадо коров на пастбище, посадка картофеля, а также гидроэлектростанция на селе.
В разных каталогах серию называют по разному. Зверев ее называет "Сельское хозяйство в СССР", Соловьев - "Сельское хозяйство", Загорский (и мы придержимся мнения Валерия Борисовича) - "За подъем сельского хозяйства". Серия унылая. Традиционно Владимир Юрьевич единственный, кто с натяжкой смог предложить в качестве разновида фон у коров (фото 2). Валерий Борисович также у коров видел пропуск снизу (фото 1). И сказать более нечего про серию.
Марки поступали в продажу листами 6х12.

В довершении всего, об авторе миниатюр известно только то, что он Е.И. Соколов, хотя сделал дизайн кучи марок - Мичурин, Докучаев, Баженов, Сельское хозяйство, 9 мая и даже крутейшая Чешская республика принадлежит его авторству. Найти Е.И.Соколова в России - это примерно как иголку в стоге сена...
Зв.1688 | СК 1687 | Сол.1773
Зв.1689 | СК 1688 | Сол.1774
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Фото 2. Разновид. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 1. Пропуск перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1954.10. 150 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ГЛИНКИ (1804-1857).
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв.1696 | СК 1689 | Сол.1781
Дата выпуска 13.07.1954г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - великий русский композитор, создатель русской национальной оперы, автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», большого количества романсов и песен, камерно-инструментальных и симфонических произведений. С 1837 года занимал должность капельмейстера Придворной певческой капеллы и вместе с А. Ф. Львовым заложил основы музыкально-инструментального образования в России. Творчество композитора оказало значительное влияние на последующие поколения русских композиторов и русскую музыку и культуру в целом. В 1954 году почта СССР выпустила серию из двух почтовых марок «150 лет со дня рождения М.И. Глинки». На марках изображен портрет композитора и миниатюра по картине малоизвестного советского художника В.Артамонова «Пушкин и Жуковский у Глинки».
Серия дает небольшое поле для коллекционирования, которое задал мэтр Соловьев (фото 1). Владимир Юрьевич предлагает поискать 60 копеек с разным фоном и закрашенными большими цифрами "150". Также имеют место быть два официальных пропуска на 40-копеечной марке (фото 2), который подтверждают и Зверев, и Загорский. Марки 40 коп. (с Глинкой) поступали в продажу листами 10х8, марки 60 коп. (с картиной) - 6х12. Опять же, что характерно для миниатюр Гундобина, серия сочная, броская и красиво смотрится в альбоме.
Традиционно, немножко познавательного для компенсации отсутствия должного объема коллекционного. Осенью 1839 года в Петербурге были выставлены дагерротипные снимки - первые, очень красивые и стильные зачатки того, что мы сегодня называем фотопортретом. Очевидно, что у такого перспективного и модного дела быстро появились последователи, которые и стали основателями портретной фотографии как жанра в России. Первые шаги фотодела в нашей стране плотно ассоциируют с Сергеем Львовичем Левицким. Это, пожалуй, самое громкое имя в истоках русской фотографии; с этим замечательным человеком своего времени связан расцвет первейшей отечественной портретной фотографии. Про заслуги можно почитать. Этот приятной наружности дядька забил на кабинетную карьеру в министерстве внутренних дел ради высокого искусства, полностью отдался новомодной фотострасти и уехал учиться в просвещенные Европы к истокам фотодела. По приезде развернулся, сконструировал собственный фотоаппарат с мехами, улучшив увиденные в Европе образцы, открыл первое в Питере фотоателье. Мастерская называлась «Светопись» и располагалась в небезызвестном доме "Зингер", он же "Дом Книги", он же вКонтакте на Невском 28. Вообщем, Сергей Львович, пионер фотобизнеса, а также - внимание - двоюродный брат Герцена, стал работать с питерскеим бомаондом, таким образом став автором прижизненных портретов Гоголя, Герцена, Тургенева, Островского, Глинки, Гончарова, Толстого и целой плеяды других выдающихся деятелей искусства и литературы. Наш портрет Глинки Левицкий сделал 1840 году.
Трудно судить, какова была бы судьба «...небольшого дагерротипа, снятого с Глинки в начале 1840 гг. фотографом Левицким...», если бы не Александр Эрнестович Мюнстер, питерский художник, литограф и издатель. Имея в крови купеческую деловую жилку, Мюнстер реализовал амбициозную издательскую идею. В то время в Европах вошли в моду сборники жизнеописаний известных лиц, как то членов королевских семей, придворных, полководцев и других ВИП-персон времени. В России подобная портретная галерея русских императоров и членов их семейств (всего на 18 персон) была создана еще во времена царствования Елизаветы Петровны (во времена лохматые); чуть позже, в 1802, в издании П.Бекетова увидел свет труд «Пантеон российских авторов» на 25 персон. К средине 19 века эти манускрипты потеряли свою свежесть, так что Мюнстер решил актуализировать российский пантеон достойных мужей, не концентрироваться на коронованных особах и каких-то ветхозаветных личностях, а собрать издание,
которое объединило бы в себе портреты и биографии русских деятелей, на разных поприщах и в разное время прославивших Россию. «Мы русские, — писал А.Э.Мюнстер, — и ни один русский деятель не должен быть нами забыт».
Сказано - сделано. «Портретная галерея русских деятелей» на 2 тома по 100 персон Мюнстера вышла в свет на волне интереса ко всему русскому в 1864 году в Санкт-Петербурге. Источником образов послужили прославленные фотомастерские Левицкого, Деньера, Бергнера и Гоха, а литографические портреты по фотографиям исполнил талантливый петербургский литограф Пётр Фёдорович Боре́ль. У дорогой редакции в 80-х годах в классе музыки висел такой же вот Глинка, что говорит о том, что советский масс дизайн не пренебрегал старой школой даже в позднесоветскую эпоху. Добрая часть литографий была исполнена на основе фоторабот Левицкого, в том числе - и наш портрет Михаила Ивановича Глинки. Галерею литографческих портретовй можно также посмотреть на шикарном сайте "Виртуальный Русский музей", рекомендуем. Кстати, галерея русских деятелей неоднократно переиздавалась и ее можно купить даже сейчас на каком-нибудь Озоне за конские деньги.
Со второй миниатюрой история победнее, но позапутаннее. Простые источники информации гласят, что картина "А.С. Пушкин и В.А. Жуковский у М.И. Глинки" принадлежит кисти совестского художника Артамонова Виктора Евгеньевича (1919-1982). Родился из Армавира, учился в Московском художественном институте им.В.И.Сурикова, закончил в 1952, наша картина датирована 1951. Оказывается, это (довольно известное) произведение было дипломной работой начинающего художника, за которую он получил вполне заслуженную пятерку. Судя по всему, сюжет он почерпнул в «Записках», оставленных Михаилом Ивановичем Глинкой:
«...Я часто виделся с Жуковским и Пушкиным. Жуковский дал мне однажды фантазию «Ночной смотр», только что им написанную. К вечеру она уже была готова, и я пел её у себя в присутствии Жуковского и Пушкина...»
Должно быть, именно этим вечерком в петербургской хате Глинки и вдохновился студент Артамонов. Картина стала неожиданно известной, попала на марку, ее несколько раз печатали на открытках, ныне картина находится в коллекции Всероссийского музея Пушкина на Мойке.
К сожалению, известным художником Артамонов не стал. Дорогой редакции не удалось найти ни его личной фотографии, ни толком - работ. Есть обрывочные сведения, несколько картин, в числе коих "На дорогах войны" и "Семья", но никаких целостных сведений обнаружить не удалось. Место для исследований, как говорится. Интересно знать, как эта работа попалась на глаза Евгению Николаевичу Гундобину? Если картина была написана в 1951, а готовая марка вышла уже в 1954, то где-то в 1953 Гундобин уже должен был положить на нее глаз. Где? В каком месте? Не понятно... Мало того, эта же картина попала на открытку, вышедшую в 1963 году в "Изогизе", то есть работа каким-то боком застряла в коридорах государственных издательств и художественных советов, на чем минута славы Артамонова, собственно, и закончилась.
Ну, а на марке нашей серии - живет до сих пор. Такие дела.
Зв.1697 | СК 1690 | Сол.1782
Тираж - 2 000 000 шт.
П.Ф. Борель. (1829-1898г).
Артамонов В.Е. "А.С. Пушкин и В.А. Жуковский у М.И. Глинки". 1951г.
Фото 1. Разновидности 60 коп. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
М.И.Глинка. Литография. П.Ф.Боррель,1864г.
Портретная галерея русских деятелей. А.Э.Мюнстер. Том 2. Лист 42.
М.И.Глинка. Дагерротип. 1840г.
С.Л Левицкий. (1819-1898г).
1954.11. ОТКРЫТИЕ ВОССТАНОВЛЕННОЙ ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ.
Зв.1694 | СК 1691 | Сол.1779
Дата выпуска 13.07.1954г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — А.Завьялов.
Пулковская обсерватория - главная обсерватория Российской академии наук, находится на юге Санкт-Петербурга. Пулковская обсерватория была основана в августе 1839 года. Главный корпус обсерватории (построен по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1834-1839 годах) был практически полностью уничтожен во время Великой Отечественной войны и восстановлен в 1954 году. В том же 1954 году почта СССР выпустила почтовую марку с изображением восстановленного главного корпуса Пулковской обсерватории, а также выдающегося астронома, исследователя комет Ф.А. Бредихина, основателя обсерватории В.Я. Струве и пионера русской астрофизики А.А. Белопольского.
Марка красивая, необычная и нечастая в том смысле, что нет вообще никаких вариантов ее исполнения. Видимо, из уважения к астрономической тематике как к точной науке работники Гознака постарались отпечатать тираж без замен гребенок и поломок печатных машин. Вообще ничего нет. Владимир Юрьевич Соловьев (фото 1) смог выудить только "усеченную четверку", которую можно рассмотреть только человеку с большим воображением. За сим - все
Поступала в продажу листами 6х12.
Но зато сам предмет выпуска - это тема жирнейшая и астрономически интересная. Мы оставм в покое Бредихина на некоторое время, а вот за Струве и его детище - Пулковскую обсерваторию пренепременно зацепимся.
Василий Яковлевич Струве родился в семье директора гимназии в датском городе Альтона близ Гамбурга Из-за угрозы насильственного призыва в Великую армию Наполеона он перебрался из Германии в Дерпт, где получил филологическое образование в местном университете. Затем, в течение трёх лет он изучил астрономию и, защитив диссертацию, поступил на работу в Дерптскую университетскую астрономическую обсерваторию, одновременно преподавая в универе. Будучи фанатом науки, Струве смог повлиять на принятие решения по созданию в Петербуге современной обсерватории, которую и начали строить в 1835 году. Проектировал и строил Пулковскую обсерваторию не абы кто, а Александр Брюллов под личным зорким наблюдением Василия Яковлевича; в августе 1839 состоялось ее торжественное открытие. Естественно, Струве стал первым директором обсерватории в Пулкове, которая не сразу, но стала “астрономической столицей земного шара”. Нигде в мире не было таких сверхточных и совершенных инструментов. Нигде в мире не было такой дружбы ученых; оторванные от столицы; астрономы жили как бы в единой семье, а дом директора стал их столовой и клубом. Высок был тогда авторитет Гринвичской обсерватории, но ее директор Джордж Эйри, побывав в Пулкове, выразился так: "Каждый астроном обязан поработать и пожить в Пулкове, если он желает остаться на уровне передовых знаний". Нигде не было столь точных часов, как в Пулкове, – пулковским временем жила не только столица, но и вся Россия. Когда приезжали важные гости, Василий Яковлевич водил их по залам обсерватории, словно в музее, с трепетом доставая из шкафа подлинные рукописи Кеплера и Коперника, разворачивал древний персидский манускрипт Улугбека, найденный в руинах самаркандской мечети.
Война безжалостно разрушила этот волшебный оазис науки, оставив от создания Брюллова только руины. С первых дней Великой Отечественной войны Пулковская обсерватория стала целью немецких бомбардировок - линия обороны проходила всего в 1 км к югу от обсерватории, а Пулковские высоты были господствующим над местностью укрепрайоном советских войск, который так и не дался врагу. Все здания оказались полностью разрушены, но после окончания войны началось восстановление обсерватории на прежнем месте. В 1946 году площадка на Пулковском холме была расчищена и началось возведение основных построек. 21 мая 1954 года в Пулково была открыта новая Центральная обсерватория АН СССР. С 1990 года обсерватория входит в состав охраняемого ЮНЕСКО объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Тем не менее, будущее обсерватории в прямом смысле туманно, дело в том, что в 2018 президиум РАН постановил перенести астрономические наблюдения из Пулково на другие наблюдательные базы, расположенные в более благоприятных астроклиматических условиях и есть сведения что решение принято под давлением застройщиков, которые планируют отстроить в окрестностях обсерватории жилой комплекс "Планетоград".

Нельзя говорить о Пулковской обсерватории в отрыве от Василия Яковлевича Струве. Мы точно знаем, как выглядел Василий Яковлевич благодаря литографии Петра Федровича Бореля, помещенной в книге «Портретная галерея русских деятелей» Александра Эрнестовича Мюнстера по фотографии Сергея Львовича Левицкого ...и это просто здорово! Старик то был ой, какой мощный! По свидетельствам современников астроном больше походил на викинга, чем на ученого - два метра ростом, косая сажень в плечах, седая грива ниспадала на плечи, уверенный упорный взгляд. Василий Яковлевич был отчаянным трудоголиком, не терпевшим праздности; ночи проводил в наблюдениях, а дни в работе, выкраивая часы для сна внутри занятий наукой. Смолоду был атлетом и до старости проводил массу времени в упражнениях и прогулках, а на коньках давал фору своим юным коллегам. Энергия в Струве била через край...18 детей воспитал Василий Яковлевич - 8 ребятишек от первой супруги Эмилии Валл, плюс 4 осиротевших племянника, плюс 6 деток от второй супруги - Иоганны Барательс, дочери математика Мартина Барательса, учителя Гаусса и Лобачевского. Удивительно, ничто из ничего не рождается! В 1858 Василий Яковлевич заболел - и осложнением болезни явилась потеря памяти...огромной памяти ученого, привыкшего оперерировать астрономическими масштабами и цифрами. У Валентина Саввича Пикуля есть чудесный грустный рассказ про нашего героя - "Пулковский меридиан". Почитайте, друзья.

Но не стоит о грустном! Василий Яковлевич оставил за собой наследие не только в виде отпрысков, разлетевшихся по миру, но и в нематериальном виде - в виде пустившей корни в российскую землю самой романтичной науки - астрономии, которую Струве сделал российской.
Тираж - 1 500 000 шт.
Фото 1. Дифференциация марок по тиражам. Каталог В.Ю.Соловьева.
Пулковская обсерватория, 1839 год.
Струве В.Я. 1793-1864.
Комплекс зданий Пулковской обсерватории. 1944 год.
Открытие обсерватории в 1954 году.
Вид Пулковской обсерватории. 1954 год..
1954.12. 50 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ А.П.ЧЕХОВА (1860-1904).
Зв.1695 | СК 1692 | Сол.1780
Дата выпуска 15.07.1954г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — А.Завьялов.
Этот импозантный красавец-мужчина родом из Белгорода происходил из обедневшей дворянской семьи. Детство было не простое, судьба юношу покидала, но в конечном итоге свела с известным в ту пору харьковским фотографом и художником Юлием Глентцтнером, хозяином фотомастерской по улице Екатеринославская, 22 в Харкиве. Иваницкий прошел в этом предприятии весь бизнес-путь, как нынче принято говорить, от подмастерья до владельца фотомастерской. И быть бы ему хорошим, талантливым, но беззвестным мастером, но судьба подкинула Алексею Михайловичу подарок. Нежданная известность обрушилась на молодого фотохудожника, когда, путешествуя по югу России, он стал очевидцем и невольным фоторепортером с места крушения царского поезда 17 октября 1888 г. у станции Борки. За эту серию снимков император Александр III наградил Алексея Михайловича перстнем с бриллиантами и участком земли близ города Змиёва. Ну а дальше - дело техники. Талант и мастерство в сочетании с благоволением императора сделало Иваницкого очень известным и востребованным фотохудожником.
Южанин, любитель Малороссии, Алексей Михайлович с семьёй часто отдыхал в Мисхоре на даче друзей - помещиков Водовозовых. Здесь, в Крыму, он познакомился с Антоном Павловичем Чеховым, который, как мы помним, в последние годы жизни осел в Ялте по настоятельным советам врачей. Понятно, что Иваницкому, как мастеру фотопортрета, хотелось запечатлеть невероятно популярного уже тогда Чехова, а Антон Палычу в известной степени льстило внимание признанного мастера и императорского протеже...Собственно, по-дружески Иваницкий и Чехов замутили отличную фотосессию, где Человек без Селезенки и в шляпе, и без, и в пенсне, и без, и в фас и в полупрофиль...так и хранятся эти мастерские карточки в Ялтинском доме-музее писателя.













Дальше ураган революции закружил Алексея Михайловича. Украинская вольница разлучила семью, Иваницкий пытался добраться к родным, но, проскользнув мимо белых, анархистов и прочего околореволюционного сброда, попал под каток красного террора. 7 декабря 1920 года «симферопольский фотограф и дворянин» А.М. Иваницкий был расстрелян по решению чрезвычайной тройки ударной группы управления особых отделов Юго-Западного фронта.
Отчасти Иваницкому повезло больше, чем многим его коллегам по цеху. Современный харьковьский фотограф Владимир Оглоблин стал биографом старого мастера, посвятив себя сбору коллекции работ Иваницкого, за что от дорогой редакции лучи всяческих добрых пожеланий фотографу Оглоблину.
Какой все-таки Иваницкий потрясающе красивый был, от портрета глаз не оторвать. А Чехов, кстати, очень похож на Эдварда Нортона; если в Голливуде будут снимать фильм про Чехова, берите Нортона, даже гримировать не надо.
К 50-летию со дня смерти великого русского писателя А.П. Чехова советская почтовая служба выпустила памятную почтовую марку. Антон Павлович Чехов один из крупнейших писателей, оказавший большое влияние на русскую литературу и культуру. Среди самых значительных произведений А.П. Чехова: рассказы «Толстый и тонкий», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», повести «Степь», «Скучная история», «Палата №6» и пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры».
Ну что же. Дорогая редакция Чехова читывала, и отсутствие многомерности материала всегда умела компенсировать сочной допинформацией )).
И снова история миниатюры оказывается ярче коллекционной составляющей объекта, так сказать. Дорогая редакция отправляет читателя в Ялту, в дом-музей Антона Павловича Чехова, где мы на одном из стендов найдем фотографию писателя в смутно знакомом кресле. На нижнем поле фотографии - подпись мастерской. А.М.Иваницкий. Харьков. Это удача. Легкий поиск отсылает нас к замечательному фотографу - Алексею Михайловичу Иваницкому.
Марка поступала в продажу листами 12х6, это практически все, что можно о ней сказать. Мэтр Соловьев разглядел светло-серо-коричневый фон, что бы это ни значило и, как мы называем, от отчаяния вывел в отдельный разновид (фото 1).
Тираж - 2 000 000 шт.
Фото 1. Разновидность. Каталог В.Ю.Соловьева.
А.П.Чехов. Ялта 1902г.
А.лексей Михайлович Иваницкий. 1854-1920гг.
Зв.1649 | СК 1703 | Сол.1788
Марка 1 руб.
Главный (Центральный) павильон Всесоюзной ельскохозяйственной выставки в Москве.
Архитекторы Г.В.Щуко и Е.А. Столяров.
Тираж - 2 000 000 шт.
1954.13.ВСЕСОЮЗНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА (ВСХВ) В МОСКВЕ.
Дата выпуска 21.07.1954г.; автотипия на мелованной бумаге, оффсет (40 коп). Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Левин.
1 августа 1954 года состоялось торжественное открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве после масштабной послевоенной перестройки. Реконструкция проходила под руководством академика архитектуры, профессора, главного архитектора ВСХВ А.Ф. Жукова и скульптора Е.В. Вучетича. Архитектурный облик выставки изменился коренным образом. Была проведена огромная строительная работа, значительно увеличилась площадь выставки - до 207 га. Были возведены павильоны прибалтийских республик. В 1954 году почта СССР выпустила серию из шести почтовых марок «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве», приуроченную к этому событию. На марках изображены павильоны и эмблема выставки.
Это третий набор, посвященный ВСХВ/ВДНХ, и тоже очень красивый. Марки вышли в двух номиналах - 40 коп и 1 руб. Поступали в продажу листами 5х5 обычными листами, 5х5 листами комбинированной компоновки - варианты компоновки приведены на фото 1. Есть несколько официальных пропусков, у Зверева один, у Загорского - два (фото 1, 2). Мэтр Соловьев утверждает, что павильон "Механизация" и Главный павильон повторно перевыпускались в конце 50-х. Не видели, не знаем, полагаемся на Владимира Юрьевича, хотя четких указаний по дифференциации выпусков он не дает.

Еще есть симпатичный презентационный буклет 1955 года, в который помещены следующие марки:
- серия "ВСХВ" 1954г.;
- серия "ВСХВ" 1955 г.;
- серия "Сельское хозяйство в СССР" 1954г.

Зв.1701 | СК 1696 | Сол.1786
Марка 40 коп.
Павильон «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР»). Архитектор А.А.Таций.
Тираж - 2 000 000 шт.
Марка 1 руб.
Главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
Архитектор И.Д.Мельчаков.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв.1702 | СК 1697 | Сол.1787
Зв.1700 | СК 1695 | Сол.1785
Марка 40 коп.
Павильон «Животноводство» (бывший павильон «Электрификация»).
Архитектор П.Ревякин.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зато в 1954 году образовался фан факт. Не смотря на то, что скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» прочно ассоциируется с ВДНХ, официальный главный символ выставки — скульптура «Тракторист и колхозница», расположенная нонче на арке главного входа (фото сверху справа). Эта скульптура присутствует в миниатюрах марок и 1939, и 1954 годов, но давайте-ка приглядимся к эмблеме ВСХВ образца 1939 и 1954 годов попристальнее. Без лупы видно, что бедра у фигур подались вперед, фигуры в 1954 стали полновеснее, на них появилось больше одежды, и вроде как у мужчины вверх поднята только одна рука. Может быть, разницу можно списать на огрехи печати и художественные изыски авторов миниатюр...но нет.
Первый вариант «Тракториста и колхозницы» был создан к 1939 году скульпторами Рафаилом Нахимовичем Будиловым и Александром Алексеевичем Стрекавиным. Скульптуру разместили на 50-метровом постаменте у тогда еще деревянного Главного павильона ВСХВ, что собственно отражено на одной из марок второго набора про павильоны ВСХВ (справа). Скульптура получилась легкая, воздушная, с легким флером сексуальности - тракторист одной рукой держит сноп, а второй - подтягивает за талию колхозницу... Время шло, и к окончанию реконструкции ВСХВ в 1954 было решено обновить и символ выставки. Подновил композицию скульптор Сергей Михайлович Орлов и посвежевшая версия скульптурной пары «перекочевала» на арку Главного входа ВДНХ, а красивый 50-метровый постамент демонтировали.
Пара образца 1954 года стала более одетой, более монументальной, потеряла прежнюю легкость, подав бедра вперед. Тракторист более не дозволят себе вольностей, убрав руку с талии девушки. Обиделся. ))) Видно, при утверждении проекта у членов комиссии взыграла пуританская этика и скульптору дали указание убрать такую фривольность, не свойственную «облико морале» советского человека. Освободившуюся руку использовали на практичные цели – более основательное поддержание снопа. По нам - так зря. Было круче и игривее, сельская жизнь - она такая.
Эту информацию дорогая редакция почерпнула на Дзене в канале "Интересно о Москве". Канал залипательный, неистово плюсуем.
Марка 40 коп
Эмблема выставки - скульптура "Тракторист и колхозница"
на фоне красного знамени.
Скульптор С.М.Орлов
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв.1698 | СК 1693 | Сол.1783
Марка 40 коп.
Павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства». Архитекторы В.С.Андреев, И.Г.Таранов.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв.1699 | СК 1694 | Сол.1784
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Арка главного входа ВДНХ
Главный павильон. 1939г.
Скульптура "Тракторист и колхозница".
Тираж - 1 000 000 шт.

Зв.1704 | СК 1699 | Сол.1789
1954.14. 50 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.А. ОСТРОВСКОГО (1904-1936).
Дата выпуска 15.07.1954г.; офсет. Зубцовка: Л12¼.
Художник — В.Давыдов.
Марки поступали в продажу в листах 12х6 без разделительных дорожек. Марка встречается с немного разными оттенками, на основе чего Соловьев традиционно предлагает слабый разновид с серо-коричневым фоном (фото 1).
"Как закалялась сталь" Николая Алексеевича - это хрестоматийный роман советской пропаганды. Сам Островский полностью идентифицируется с главным героем Павкой Корчагиным.
В 1973 году увидел свет одноименный шестисерийный фильм, где Павку душераздирающе сыграл Владимир Конкин. Фильм получился и романтичным, и трагичным. В жизни самого Островского романтики не было. Это была кошмарная жизнь религиозного фанатика, сжегшего себя за новую советскую власть в рекордно короткое время. За что вполне заслуженно и был причислен к лику советских святых сразу после смерти, которая предворялась жуткими мучениями.
Миниатюра сделана по фотография Островского, опубликованной в газета «Правда» от 23 декабря 1936 года за авторством И.Пановой. К сожалению, об авторе фотографии сходу ничего узнать не удалось, видимо фотожурналист газеты. Надо копаться, но не хочется. На фото 30 летний юноша выглядит глубоким стариком, что полностью соответствует объему страданий, выпавших на его долю. Кто хочет прикоснуться к истории Украины дикого периода 20-х годов - может почитать ЖЗЛ, на обложке которой, кстати, та же суперпопулярная фотография. Про таких одержимых чуваков советская пропаганда писала много и охотно.

Тем не менее, дорогая редакция полностью поддерживает мысль Островского, озвученную обветренными губами Павки Корчагина: "...жизнь дается одна и прожить ее надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Внутренней силы Николаю Алексеевичу было не занимать, тут ничего не скажешь.
Николай Александрович Островский - советский писатель, автор знаменитого романа «Как закалялась сталь», где описываются события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства. Роман «Как закалялась сталь» принес Н.А. Островскому большой успех и почет. К концу своей, по причине болезни, короткой жизни писатель успел закончить еще один роман - «Рожденные бурей», который получился, однако, гораздо слабее главного произведения Н.А. Островского. В 1954 году исполнялось 50 лет со дня рождения писателя. В честь этого события почта СССР выпустила памятную марку с портретом Н.А. Островского.
Островский Н.А. 1904-1936гг.
Фото 1. Разновид. Каталог В.Ю. Соловьева.
В.Конкин в роли Павки Корчагина
1954.15.100-ЛЕТИЕ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ.
Зв.1705 | СК 1700 | Сол.1790
Дата выпуска 17.10.1954г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Левин.
В 1954 году отмечалось 100-летие обороны Севастополя в 1854-1855 годах во время Крымской войны. В ходе обороны города русская армия оставила Малахов курган, перешла на северную сторону Севастополя, армия коалиции ретировалась из города, был подписан Парижский мирный договор.
В честь 100-летие обороны Севастополя почта СССР выпустила серию из трех почтовых марок. На марках изображены: «Памятник погибшим кораблям» в Севастополе, герои обороны города и портрет адмирала П.С. Нахимова.
1954 год не богат на разновиды. Даже в наборе из трех марок не оказалось значимых вариаций. Только Владимир Юрьевич традиционно смог накопать "Т со штрихом", что больше похоже на грязь, попавшую на офсетный ролик, чем на дефект клише (фото 1). Марки номиналом 40 коп и 1 руб поступали в продажу листами 12х6, марки номиналом 60 руб. - листами 6х10. Повторного выпуска не просматривается.
Зато миниатюры опять оказываются интереснее материала. На двух марках - литографии 1855 года авторства Васи́лия Фёдоровича Ти́мма — очень известного русского живописца и литографа немецкого происхождения, который стал знаменит благодаря изданию «Русского художественного листка». Основное содержание листка составляли литографированные рисунки на актуальные темы, как то репортажи с мест событий, в том числе из Севастополя в разгар Крымской войны, сценки из петербургской жизни, портреты популярных личностей, репродукции с картин, шаржи и тому подобные вещи в сопровождении кратких пояснительных текстов. В портретной галерее отметились буквально все мало-мальски известные современники (более 400 портретов), от Толстого до имама Шамиля, а к сотрудничеству в альманахе привлекались Айвазовский, Соколов, Трутовский, Микешин и другие художники. Короче, бешеный успех. Само-собой, издавался "Листок" в типографии Мюнстера, о которой мы уже писали дважды в этом году! И до сих пор, кстати, переиздается и в ВИП-издании стоит каких то неимовернейших денег. Дак вот. На 60 копейках изображен групповой портрет героев обороны Севастополя — матросов Петра Кошки, Федора Заики, Аксения Рыбакова, Ивана Димченко, а также унтера Афанасия Елисеева, коий был тиснут в "Художественном Листке" за №17.

В том же листке , но уже №25 была напечатана литография «Адмирал Павел Степанович Нахимовъ на бастионе», образ адмирала с которого был растиражирован несть числа раз.
Работа Тимма является самым достоверным изображением Павла Степановича, поскольку Нахимов по каким-то внутренним убеждениям не позволял себя рисовать, но Василий Федорович поднаторел на работе с несговорчивым клиентом и умудрился зарисовать адмирала, за что ему огромная благодарность от потомков. Он подловил Нахимова в церкви и быстренько отфиксировал в профиль - Тимм боялся, что Павел Степанович его заметит. Позже Василий Федорович пририсовал обстановку бастиона вокруг своей церковной зарисовки. Когда Павлу Степановичу все же показали его портрет, тот сказал:
"Ну-с, это форменный разбой-с! Отдайте это ему, а мне не нужно-с!"
Действительно, поза Нахимова на бастионе никак не соответствует боевой обстановке, зато идеально подходит для стояния в церкви у образов. Так что единственным официально верифицированным портретом адмирала является только рисунок Тимма, все остальное — либо вариации на работу Василия Федоровича, либо (что еще хуже), домыслы художников. На тему изображений Нахимова дорогая редакция наткнулась на интереснейший блог в ЖЖ - просим вас также не обойти, так сказать, вниманием.

Что касается последней миниатюры, то это па́мятник Зато́пленным Корабля́м — монумент в Севастополе, архитектурный символ города, установленный вблизи Приморского бульвара, рядом с площадью Нахимова. Создан по проекту скульптора А. И. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Силуэт памятника используется в качестве эмблемы Севастополя. Из интересных фактов. Ни символ империи — двуглавый орел, ни царская корона, в советский период оказались не тронуты. Более того, во время Великой Отечественной войны при бомбардировках, во время оккупации Севастополя немецкими войсками и при освобождении города памятник также оказался нетронутым. Может, символизм, может повезло, а может и дух Павла Степановича хранил памятник.
Зв.1706 | СК 1701 | Сол.1741
Марка 40 коп. на желтой бумаге. Изображен «Памятник затопленным кораблям» в Севастополе, архитекторы В.А. Фельдман и Ф.-О. Энберг, внизу цитата из Л.Н. Толстого: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Тираж - 1 000 000 шт.
Марка 1 руб. на желтой бумаге. Изображен руководитель обороны Севастополя адмирал Павел Степанович Нахимов
Тираж - 1 000 000 шт.
Марка 60 коп. Изображены герои обороны Севастополя: А. Елисеев, А. Рыбаков, П. Кошка, И. Димченко, Ф. Заика.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1707 | СК 1702 | Сол.1740
Фото 1. Разновид. Каталог В.Ю.Соловьева.
Портрет героев Севастополя. 1855г.
Адмирал П.С.Нахимов на бастионе. 1855г.
Памятник Погибшим Кораблям.1905г.
Василий Федорович Тимм (1820-1895)
1954.16. 37-Я ГОДОВЩИНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Зв.1708 | СК 1703 | Сол.1793
Дата выпуска 06.11.1954г.; оффсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
В 1954 году Советский Союз отмечал 37-ю годовщину Октябрьской революции. в честь этого события почта СССР выпустила памятную марку с профильными портретами К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина на знамени, и лозунг: «Великая Октябрьская Социалистическая Революция открыла новую эру в истории человечества - эру коммунизма».
Марка претерпела повторный выпуск в конце 50-х годов. В 1954 году марки были без фона, перевыпущенные могут быть без фона, с желтоватым или розоватым фоном, но качество полиграфии в переиздании значительно лучше. Владимир Юрьевич опять молодец, заявляет уверенные разновиды по наличию фона (фото 1). Загорский и Зверев ничего не рассказывают про эту марку.
Есть один официальный пропуск слева, устойчивые дефекты клише не описаны. Здесь у всех мэтров солидарность. Поступала в продажу листами 12х6.

Миниатюра Евгения Николаевича Гундобина, судя по всему, вдохновлена плакатом «Да здравствует великое, непобедимое знамя Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина!» плакатиста Андрея Коссова, выпущенного в в 1953 году. Тема плодотворная, возможно, что Коссов композицию подглядел на плакате 1949 года Александра Дружкова, который точно подглядел ея на плакате 1939 года Владислава и Зои Правдиных. Думаю, что Гундобин всю эту телегу видел и взял за основу самый удачный плакат Коссова.
Тираж - 3 000 000 шт.
Фото 1. Дифференциация марок по тиражам. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 2. Пропуск перфорации. Каталог В.Б.Загорского
А.Коссов.1953г.
ИЗОГИЗ, отпечатано в типографии им. А.А. Жданова Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР.
А.Дружков.1949г.
В.Правдин и З.Правдина.1939г.
Государственное издательство "Искусство" ,
отпечатано к XVII съезду ВКПб.
Здание Моссовета. 1975 год.
Здание Моссовета. 2008 год.
1954.17. 150 ЛЕТ КАЗАНСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ.
Зв.1709 | СК 1704 | Сол.1794
Дата выпуска 17.11.1954г.; глубокая печать на тонированной бумаге. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
Казанский университет (Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина) был основан в 1804 году императором Александром I как «Императорский Казанский университет». Казанский университет является старейшим, после Московского, непрерывно существующим университетом в России. В 1954 году Казанскому университету исполнилось 150 лет. В честь этого события почта СССР выпустила серию из двух почтовых марок с изображением Главного корпуса Университета.
Серия претерпела повторный выпуск в конце 50-х годов. Синенькая марка номиналом 40 коп печаталась на голубой тонированной бумаге, лиловая 60 копеек - на беленькой. Есть один официальный пропуск снизу (фото 1), устойчивые дефекты клише не описаны, у всех мэтров солидарность. Поступала в продажу листами 10х10. Sic.

В данном случае даже историческая ценность миниатюр призрачна. За 230 лет главный корпус Казанского университета практически не изменился.
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1710 | СК 1705 | Сол.1795
Фото 1. Пропуск перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Главный корпус Казанского университета
Здание Моссовета. 1975 год.
Здание Моссовета. 2008 год.
Тираж - 1 000 000 шт.
1954.18. 50 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ САЛОМЕИ НЕРИС (С.БАЧИНСКАЙТЕ-БУЧЕНЕ, 1904-1945).
Зв.1711 | СК 1706 | Сол.1796
Дата выпуска 17.11.1954г.; офсет. Зубцовка: Л12¼.
Художник — К.Доцкус.
Никаких разновидов у марки не присутствует, за исключением традиционного для Соловьева наличия/отсутсвия фона (фото 1). Описано два официальных пропуска перфорации - слева и вертикальная пара с пропуском между, мэтры единодушны по этому поводу (фото 2).
Марка поступала в продажу в листах 6х12.
Марка получилась очень красивая, необычная. Отличается от принятого в то время советского дизайна, если можно так выразиться, что не удивительно. Работа на национальный мотив попала каким-то чудом стильному литовскому автору Костантинасу Доцкусу (1920 - 1990). Рунет не знает Доцкуса, не знает дат его жизни и подавно - внешнего вида. Дорогая редакция проявила чудеса находчивости и знания литовского, чтобы вывернуть фотографию художника на свет божий. Константинас окончил Каунасский институт прикладного и декоративного искусства, основной его темой была книжная иллюстрация (проиллюстрировал более 200 книг), а также линогравюра. Вот в этом портфолио затесались всего две почтовые марки СССР, одна из которых наша Саломея.
Что касается красавицы Нерис, то про нее тоже мало что можно найти неформального. Не нашлось ничего похожего на то, что у Доцкуса на миниатюре. К моменту выхода марки Саломея Нерис уже 9 лет как умерла от онкологии. Стихи писала хорошие, и немного специфические; скорее всего литовская рифма трудно ложилась на русский. Но переводили ее не раз, в том числе Ахматова и Мориц.
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Саломея Нерис (Бачинскайте-Бучене) - литовская поэтесса, участница подпольного коммунистического движения. Среди известных произведений Саломеи Нерис стихи в неоромантической стилистике: «Ранним утром», «Следы на песке», «По ломкому льду», детская поэма-сказка «Эгле - королева ужей», переводы русских классиков: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Максима Горького, В.Г. Короленко, С.Я. Маршака и других. В 1954 году исполнилось 50 лет со дня рождения поэтессы Саломеи Нерис. В память об этом событии почта СССР выпустило почтовую марку с портретом С. Нерис и отрывком из поэмы «Путь большевика»: «Влившись в СССР - народов море, зазвени, как новая струна, в их могучем и согласном хоре, светлая Литва, моя страна!».
 Костантинас Доцкус
 Костантинас Доцкус
Фото 1. Разновид. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Константинас Миколас Доцкус (1920-1990)
Саломе́я Нери́с ( Бачинскайте-Бучене, 1904-1945)
Уборка овощей.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1692 | СК 1709 | Сол.1777
Зв.1691 | СК 1708 | Сол.1776
Освоение целинных и залежных земель
Тираж - 2 000 000 шт.
 Костантинас Доцкус
1954.19. ЗА ПОДЪЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР. 2-ОЙ ВЫПУСК.
Уборка кукурузы.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв.1693 | СК 1710 | Сол.1778
 Костантинас Доцкус
Зв.1690 | СК 1707 | Сол.1775
Уборка льна.
Тираж - 2 000 000 шт.
 Костантинас Доцкус
Дата выпуска 13.12.1954г.; офсет. Зубцовка: Л12¼.
Художник — М.Миронова, Е.Соколов.
Набор получился очень красивым - не в пример первому выпуску. Набор переиздавался, в конце 50-х, по Соловьеву, на бумаге улучшенного качества с белым клеем. У выпуска 1954 года клей желтоватый, что несколько кривовато подтверждается Зверевым, мол известны марки на разной бумаге (фото 1,3). У Соловьева предлагается вывести в разновид марки с серо-желтым фоном, которые идут под индексом "а". Наличие фона дано на все 4 марки, не очень понятно - к какому выпуску относится разновид - 54-го, конца 50-х или к обоим.
Есть один официальный пропуск сверху у целинных земель, который отмечают все мэтры. И Зверев упоминает про марки с двойной перфорацией, не ясно, какие именно (фото 2, 3).
Также надо отметить, что все четыре марки имеют разный форм-фактор по неясной для нас причине, соответственно лен и кукуруза шли листами по 5х12, целина и овощи - по 6х12

Серия также исполнена Е.И.Соколовым, за исключением овощей на грядках (Зв. 1690), автор этой марки Миронова Марина Алексеевна (1913–2006), московская олдскульная художница, супруга выдающегося армянского живописца Месропяна Багдасара Аветисовича (1913-2002).
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
В 1954 году почта СССР выпустила вторую серию, посвященную развитию сельского хозяйства в СССР из четырех почтовых марок «За подъем сельского хозяйства». На марках изображены: уборка овощей на грядках и в теплицах, освоение целинных и залежных земель, уборка льна, уборка кукурузы и подсолнечника, снабженные соответствующими лозунгами.
 Костантинас Доцкус
Фото 1. Разновид. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Тираж - 1 000 000 шт.
1954.21. 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.Г. РУБИНРШТЕЙНА (1829-1894).
Зв.1714 | СК 1713 | Сол.1799
Дата выпуска 30.12.1954г.; фототипия. Зубцовка: Л12¼.
Художник — В.Завьялов.
Марка перевыпускалась дважды - в 1954 и в конце 50-х. Встречаются марки с розовым фоном по Соловьеву (фото 1). У загорского описан официальный пропуса перфорации справа. Зверев ничего не пишет про пропуск (фото 2).
Марка поступала в продажу в листах 10х10.
Портрет Рубинштейна входит в портретную галерею «лучших людей России», создававшуюся основателем Галереи, Павлом Михайловичем Третьяковым с конца 1860-х годов. Портрет исполнен Репиным в его лучшую творческую пору. Не только для художника, но и для композитора 1880-е годы стали временем высокого творческого успеха. В середине этого десятилетия Рубинштейн проводил в России и крупнейших городах Европы цикл «Исторических концертов», в которых он отразил эволюцию фортепианной музыки от ее истоков до современных ему музыкальных сочинений. Его игра была настолько мощной, что ее называли «львиной». Репин с особым удовольствием работал над портретом Рубинштейна, восхищаясь богатством и выразительностью его натуры.

Спустя годы Репин исполнил еще два живописных портрета Рубинштейна. Один в 1887 году за дирижерским пультом, второй завершил в 1915, уже после смерти великого артиста, где изобразил музыканта также дирижирующим, в полный рост, на фоне заполненного зрительного зала. Эти портреты — дань уважения и восхищения Репина великим талантом композитора, пианиста и дирижера. Портрет хранится в Третьяковской Галерее.
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Антон Григорьевич Рубинштейн - выдающийся русский пианист, композитор и дирижер. А.Г. Рубинштейн автор пяти ораторий (духовных опер), более десятка опер, шести симфоний, балета «Виноградная лоза». Усилиями пианиста и композитора в 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Среди учеников А.Г. Рубинштейна - Петр Ильич Чайковский. В 1954 году исполнилось 125 лет со дня рождения А.Г. Рубинштейна. В честь этого события почта СССР выпустила памятную почтовую марку с портретом музыканта.
 Костантинас Доцкус
Фото 1. Разновид. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Звагорского.
Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894). Репин И.Е, 1881г.
Made on
Tilda