СССР
1945 год
~
1945 год. Год Великой Победы, радостный год, незабываемый год.
Много достойных пало в борьбе с фашизмом, много героев, много имен...
Жуков
В годовой набор 1945 года вошли 23 набора, состоящих и 72 марок плюс вариации по зубцовке, размерам и растрам. Плюс 1 блок.

  1. Ордена и медали СССР.
  2. 150-лет со дня рождения А.С. Грибоедова (1794–1829).
  3. Ордена СССР.
  4. 2-я годовщина разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом (2.02.1943).
  5. Великая Отечественная война 1941-1945гг.
  6. Нагрудный знак Советской гвардии.
  7. 3-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой (20.04.1942).
  8. 220-летие Академии наук СССР (основана 08.02.1724).
  9. 50-летие изобретения радио А.С. Поповым.
  10. Ордена и медаль материнства СССР. 1 выпуск.
  11. Праздник Победы над гитлеровской Германией.
  12. Советские самолеты в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1-й выпуск).
  13. 200-лет со дня рождения М.И. Кутузова (1745-1813).
  14. 75 лет со дня рождения В.И. Ленина (1870-1922)
  15. 75-летие со дня смерти А.И. Герцена (1812-1870).
  16. 100 лет со дня рождения И.И. Мечникова (1845-1916).
  17. 125 лет со дня рождения Фридриха Энгельса (1820-1895).
  18. Ордена и медаль материнства СССР. 2 выпуск.
  19. День артиллерии.
  20. Тыл - фронту в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
1945.1. ОРДЕНА И МЕДАЛИ СССР.
Зв. 857 | СК 854 | Сол. 946
Зв. 858 | СК 855 | Сол. 947
Зв. 860 | СК 857 | Сол. 949
Зв. 859 | СК 856 | Сол. 948
Зв. 861 | СК 858 | Сол. 950
Зв. 862 | СК 859 | Сол. 951
Зв. 868 | СК 865 | Сол. 957
Зв. 867 | СК 864 | Сол. 956
Зв. 865 | СК 862 | Сол. 954
Зв. 866 | СК 863 | Сол. 955
Зв. 864 | СК 861 | Сол. 953
Зв. 863 | СК 860 | Сол. 952
15 коп, черно-зеленая. Медаль «Партизану Отечественной войны».
Тираж - 1 200 000 шт.
Тираж - 1 200 000 шт.
Тираж - 1 200 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 700 000 шт.
Тираж - 700 000 шт.
30 коп, темно-синяя. Орден Славы.
Тираж - 1 200 000 шт.
45 коп, темно-синяя. Орден Б.Хмельницкого.
Тираж - 1 000 000 шт.
60 коп, красная.
Орден Победы.
Тираж - 1 000 000 шт.
1 руб., зеленая.
Орден Нахимова.
Тираж - 700 000 шт.
1 руб., синяя.
Орден Ушакова.
Тираж - 700 000 шт.
Дата выпуска 01.01.1945г.; печать типографская с фоновой сеткой (кроме 45 коп); Л12 ¼, БЗ.
Художник — А.Мандрусов.
Серии для военных лет очень качественные, красивые и сочные. Перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтоватая бумага и желтоватый клей в 50 -е использовалась бумага улучшенного качества и белый же глянцевый клей. Соловьев также отмечает четкую вдавленность рисунка от типографской машины для выпуска 1950 года. Тем не менее, выпуск в отдельный тип мэтры не трансформировали. Зверев отмечает многочисленные дефекты рисунка, связанные с избытком краски на клише, а также наличие большого количества оттенков для данного набора. Соловьев проработал вопрос с дефектами клише более детально и вывел некоторые устойчивые разновиды в отдельные номера (фото 1). Загорский предлагает только один дефект клише для марки 30 коп. (фото 2).

Марки поступали в продажу 10х5 (те, что с фоновой сеткой), марка 45 коп (без сетки) - листами 10х10. Все - без разделительных дорожек. Обратите внимание, что Соловьев указывает на некоторые листы 15 копеечной марки с увеличенным интервалом между рядами (фото 1). Также известны листы марок серии с двойной перфорацией по краю. Дополнительно Соловьев упоминает про контрольные знаки и типографские отметки на листах, а Зверев прямо таки заводит в каталог стоимость марок с контрольной надписью (фото 3).
Пропуск перфорации по понятным причинам для серии не актуален.
В первые дни 1945 года почта СССР выпустила серию из 12 почтовых марок «Ордена и медали СССР». В серии марки с перфорацией и без перфорации изображены ордена и медалм СССР: Медаль «Партизану Отечественной войны», Орден Славы, Орден Богдана Хмельницкого, Орден Победы, Орден Нахимова, Орден Ушакова. На всех марках, кроме 45 копеек присутствует фоновая сетка в тон рисунка.
  • Орден Славы. 1 степени - 2678 награждений, 2 степени - около 46 тысяч награждений, 3 степени - около миллиона награждений. Полных кавалеров - 2656 человек, среди них 4 женщины.
  • Орден Богдана Хмельницкого. 1 степени -323 награждения, 2 степени - 2390, 3 степени - 5738 награждений. Полных кавалеров нет.
  • Орден Победы. 20 награждений. Сталин, Жуков и Василевский - два раза.
  • Орден Нахимова. 1 степени - 82 награждения, 2 степени - 469 награждений. Полных кавалеров - 3 человека.
  • Орден Ушакова. 1 степени - 47 награждений, 2 степени - 194 награждения. Полных кавалеров - 2 человека.
Фото 1. Дефекты клише. Каталог В.Ю.Соловьева.
Фото 3. Контрольные надписи типографии. Каталог А.В.Зверева.
Фото 2. Дефекты клише.
Каталог В.Б.Загорского.
Немного статистики.
  • Медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени награждено 56 883 человек, 2-й степени — 70 992 человек.
Серия перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтоватый клей и сероватая бумага, для 50-х - светлая бумага улучшенного качества и белый клей. Очень ценное предостережение делает Соловьев в своем каталоге - марки линяют в воде, поэтому быть с ними особенно осторожными.
Дефектов клише не выявлено, есть несколько пропусков перфорации - примерно одинаковые и по Звереву, и по Загорскому (фото 1, 2). Александру Владимировичу попадалось очень красивое фотоэссе (фото 2). Марки поступали в продажу листами 10х5 без разделительных дорожек.
Немного о портрете кисти Крамского. Портрет Александра Сергеевича Грибоедова был написан Иваном Крамским по заказу Павла Третьякова. Коллекционер мечтал сформировать портретную галерею «лиц, дорогих нации» – «духовных учителей» русской культуры, творящих миф о русской интеллигенции, ее избранничестве, стоицизме и мессианстве.
Оказывается, картина была выполнена с прижизненного акварельного портрета Грибоедова работы Петра Каратыгина – известного актера Александринского театра, драматурга, автора воспоминаний о Грибоедове. Каратыгин консультировал Крамского в процессе работы над портретом. Грибоедова к тому времени уже погиб как 45 лет тому назад. «Каратыгин мне сообщил кое-что, думаю, что он мне будет полезен советами, у него оказалось материалов немного…» – писал художник. Надеждам Крамского суждено было сбыться - портрет получил широкое признание публики. В 1878 году Илья Репин просил разрешения Крамского исполнить копию с этой работы по заказу коллекционера Василия Дашкова. Сегодня портрет Грибоедова кисти Крамского по праву считается одним из лучших и узнаваемых портретов писателя. Ныне находится в Третьяковской галерее.
В 1945 году отмечалось 150-летие со дня рождения русского поэта и драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. Грибоедов известен, прежде всего, как автор комедии в стихах «Горе от ума», ставшей бесконечным источником крылатых фраз и выражений. Почта СССР выпустило памятную серию из двух почтовых марок с изображением портрета А.С. Грибоедова, выполненного по картине Ивана Крамского 1875 года.
1945.2. 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ГРИБОЕДОВА (1794–1829).
Марка черно-зеленая, 30 коп.
Тираж - 7 000 000 шт.
Зв. 869 | СК 866 | Сол. 960
Дата выпуска 15.01.1945г.; печать глубокая, ГР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Марка серо-коричневая, 60 коп.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 870 | СК 867 | Сол. 961
Крамской И.Н. Портрет А.С.Грибоедова. 1873г.
Каратыгин П.А. Портрет А.С.Грибоедова. 1825(?)г.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Шикарная серия на толстой бумаге с очень красивой металлографией. Убойно смотрится, хоть и не дорогая. Перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтоватый клей, для 50-х клей белый. Бумага использовалась примерно одинаковая, толстая.
Дефектов клише не выявлено, есть несколько пропусков перфорации - два по Звереву, три по Загорскому (фото 1, 2). Марки поступали в продажу листами 10х5 без разделительных дорожек.
Немного умного про Орден Победы из Вики.
В 1943 году, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена, к которому можно было представлять особо отличившихся полководцев.
Работу над эскизом этой награды поручили сразу нескольким художникам-медальерам. Первоначально награде предполагалось дать название «За верность Родине». Для создания ордена был выбран эскиз главного художника технического комитета Главного интендантского управления тыла А. И. Кузнецова, уже являвшегося автором ордена Отечественной войны, при этом лично Сталин внес предложение поместить в центре медальона изображение Спасской башни Кремля.
Поскольку для изготовления ордена необходимы были драгоценные металлы (платина и золото), бриллианты и рубины, выполнение заказа на производство знаков ордена было поручено мастерам Московской ювелирно-часовой фабрики, что явилось уникальным случаем — «Победа» стал единственным из всех отечественных орденов, выполненным не на Монетном дворе. Предполагалось изготовить 30 знаков ордена. По расчётам специалистов, на каждый орден требовалось 180 (с учётом на порчу) бриллиантов, 50 алмазов огранки розой и 300 граммов платины. По распоряжению Совнаркома Главювелирторгу было отпущено 5400 бриллиантов, 1500 алмазов огранки розой и 9 килограммов чистой платины.
Всего было изготовлено 22 экземпляра ордена, сделано 17 награждений, 3 человека (Жуков, Василевский и Брежнев) награждены дважды. 2 экземпляра ордена никому не вручались. Более подробно с картинками про Орден Победы можно почитать на сайте Министерства обороны, хорошая иллюстрированная статья.
В первые дни 1945 года почта СССР выпустила серию из 3 почтовых марок «Ордена СССР». В серии изображены высшие ордена СССР: Орден Славы, Орден Богдана Хмельницкого, Орден Победы.
1945.3. ОРДЕНА СССР.
Марка серо-синяя, 1 руб
Орден Славы.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 871 | СК 868 | Сол. 960
Зв. 873 | СК 870 | Сол. 962
Марка кирпично-красная, 3 руб.
Орден Победы.
Тираж - 2 000 000 шт.
Дата выпуска 01.02.1945г.; металлография; Л12 ¼.
Художник — А.Мандрусов.
Марка серо-оливковая, 2 руб.Орден Богдана Хмельницкого.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 872 | СК 869 | Сол. 961
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
1945.4. 2-я ГОДОВЩИНА РАЗГРОМА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК ПОД СТАЛИНГРАДОМ (2.02.1943г.).
Марка серо-черная, 65 коп.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 874 | СК 871 | Сол. 963
Зв. 876 | СК 873 | Сол. 965
Блок №5. Размер 100х138.
Марки коричневые 4 х 3 руб.
Надпечатка типографская, черная.
Тираж - 300 000 шт.
Дата выпуска 09.03.1945г.; фототипия; Л12 ¼.
Художник — В.Климашин.
Суровый набор из двух марок и блока, соответствующий тематике выпуска. Перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х, но даже Соловьев не приводит характерных признаков перевыпущенного тиража, ограничиваясь констатацией факта. Марки выпускались листами 10х10.
Дефектов клише для марок мэтры не приводят, зато есть несколько пропусков перфорации - два по Звереву (фото 2) и целая куча, аж восемь штук пропусков и вариаций штрейфов по Загорскому, который прямо таки озадачился разновидами и комбинациями пропусков (фото 1). Соловьев отдельно отметил марку, вырезанную из блока как беззубцовку.
Таже Зверев подмечает потенциал блока в части изготовления фальшивых пропусков для 3 руб. марки - из блоков удобно лупить дорогостоящие пропуски. Отдельно Зверев отмечает двойную печать коричневого цвета для той же трехрублевой марки (фото 2).

А вот блок дает жирное еловое поле для коллекционера. Для начала - блок печатали на обычной и тонкой (как папиросная) бумаге. Во вторых, на блок была нанесена надпечатка типографским способом, что моментально дало адову кучу разновидов и модификаций, умноженных почти на два по числу используемой в печати бумаги. Плюс надпечатка попадала в поле блока как бог на душу положит, в результате чего существуют блоки с надпечаткой сильно смещенной в пределах поля блока аж до степени зарезания букв надпечатки слева/справа и залезания на марки вверх.
По более сложным разновидам Мэтры отмечают много одинаковых модификаций блока, но есть и у каждого свой пунктик. Все сходятся в существовании дорогущего блока с перевернутой надпечаткой, затем Загорский приводит дифференциацию по толщине бумаги и дефекту клише - жирной букве "а" в слове "СталингрАда", а также сдвиг красного цвета (фото 5). Соловьев к этому перечню добавляет двойную печать красного цвета (фото 4). Зверев сводит все разновиды в общий список и добавляет двойную надпечатку и двойную надпечатку с жирной "а" (фото 3). При этом Александр Владимирович приводит типичный вид описанных в своем каталоге вариантов блока (фото 6), что очень наглядно для коллекционера.

В общем этот набор дает хорошее поле для коллекционирования, а если еще приаттачить почтовые отправления, треугольники, открытки и прочие артефакты - будет прямо красивая моноколлекция. Причем на тему Сталинградской битвы много материала и с "той стороны", включающего в себя переписку солдат и офицеров Вермахта, много немецких фотокарточек, переброшенных через воздушный мост, а также переписка из лагерей военнопленных, цензура и прочие коллекционные интересности, характерные для Великой Отечественной войны.
Так что тема очень плодотворная, пользуйтесь, как говорится. Ну и напоследок - немножко умного.
Главным героем Сталинградской битвы стал наш великий военначальник, нереальный красавец и умница Константин Константинович Рокоссовский. Поляк по происхождению, Роскоссовский всю жизнь без остатка отдал Советскому Союзу. Оставался в строю до последних дней своей жизни и умер в 1968 году в возрасте 72 лет от рака простаты, что по нынешним временам не было бы проблемой для оперативной медиицины. Прах Маршала захоронен в Кремлевской стене.

Главным антагонистом был генерал-фельдмаршал Фри́дрих Вильге́льм Эрнст Па́улюс. После своего эпичного фейла стал активно сотрудничать с победителями, вернулся в ГДР, где пользовался виллой в элитном районе Дрездена, машиной, адъютантом и даже имел право иметь личное оружие. Паулюс умер, обласканный властями ГДР в 1957 году от бокового амиотрофического склероза в возрасте 67 лет. Прах генерал-фельдмаршала захоронен возле могилы его жены в Баден-Бадене.
Марка серо-коричневая, 3 руб.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 875 | СК 872 | Сол. 964
Советская почта отметила вторую годовщину разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом выпуском серии из двух почтовых марок и квартблока. Победа советской армии в Сталинградской битве была решающей для хода всей Великой Отечественной войны. В Сталинградской битве была уничтожена шестая армия Германии и тем самым было перекрыто наступление стран оси на Восточном фронте. 2 февраля 1943 года - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве является Днем воинской славы России. На марке изображен воин Советской Армии со знаменем и надпись «Сталинград - город герой».
Фото 5. Разновиды блока. Каталог В.Б.Загорского
Константи́н Константи́нович Рокоссо́вский
(1896 - 1968)
Советский и польский военачальник,
дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа» . Единственный в истории СССР маршал двух стран:
Маршал Советского Союза и Маршал Республики Польша.
Фри́дрих Вильге́льм Эрнст Па́улюс
(1890 - 1957)
Немецкий военачальник, генерал-фельдмаршал и командующий 6-й армией,
окружённой и капитулировавшей под Сталинградом.
Один из авторов плана Барбаросса.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 3. Разновиды блока. Каталог А.В.Зверева
Фото 4. Разновиды блока. Каталог В.Ю.Соловьева
Фото 6. Разновиды блока. Внешний вид.. Каталог А.В.Зверева
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Красивая сольная марка, также выдержавшая два перевыпуска - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтоватый клей, для 50-х клей белый.
Также, как и в сереи с орденами Соловьев отмечает четкую вдавленность рисунка от типографской машины для выпуска 1945 года и ее отсутствие для выпуска 1950. Зверев не пишет про эту марку вообще ничего, а вот Соловьев опять проработал вопрос с дефектами клише (фото 1).
В силу моноцветности , марка встречается в куче разных оттенков. Поступала в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек.
12 апреля 1942 года разработка знака была поручена художнику Сергею Ивановичу Дмитриеву, впоследствии также принимавшему участие в разработке проекта ордена Отечественной войны. При ознакомлении с эскизами И. В. Сталин отдал предпочтение одному из проектов с изображением Ленина, однако предложил заменить портрет вождя Октябрьской революции надписью «Гвардия». Такое решение было принято отчасти из соображений практичности: изображение Ленина «со временем стиралось бы и превращалось во что-то не очень понятное, а слово „Гвардия“, залитое эмалью, сохранялось бы практически без изменений». Знак был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года «О введении для военнослужащих гвардейских частей и соединений Красной Армии и Военно-Морского Флота гвардейских военных званий».
подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» были присвоены почётные наименования «гвардейские», также они были переименованы и преобразованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские соответственно. В дальнейшем в ходе войны многие прошедшие бои части и соединения РККА, счет шел на сотни. После появления гвардейских подразделений встал вопрос о выделении солдат и офицеров, проходящих в них службу. Поскольку введение особой гвардейской формы на тот момент не представлялось возможным, было принято решение учредить специальный нагрудный знак.
Традиционная колонка редактора об истории знака. Материалы взяты из Вики
Днём рождения советской гвардии считается 18 сентября 1941 года: в этот день по решению Ставки Верховного Главнокомандования приказом Народного комиссара обороны СССР от 18 сентября 1941 года № 308 четырём стрелковым дивизиям Рабоче-крестьянской Красной армии — 100-й, 127-й, 153-й и 161-й — «за боевые
Почтовая марка 1945 года изображает нагрудный знак Советской гвардии - знак «Гвардия», учрежденный 21 мая 1942 года. Знак «Гвардия» вручался военнослужащим, которые служили в формированиях, удостоенных почетного звания «Гвардейские». Такие формирования появились в 1941 году, этот статус им присваивался за особые боевые заслуги.
1945.6. НАГРУДНЫЙ ЗНАК СОВЕТСКОЙ ГВАРДИИ.
Марка светло-красная, 60 коп.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 883 | СК 880 | Сол. 972
Дата выпуска 15.04.1945г.; печать типографская; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Фото 1. Дефекты клише. Каталог В.Ю.Соловьева.
1945.7. 4-я ГОДОВЩИНА РАЗГРОМА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК ПОД МОСКВОЙ (20.04.1942г.).
Марка темно-синяя, 30 коп.
Парад победы 7.11.1941г.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 884 | СК 881 | Сол. 973
Дата выпуска 09.03.1945г.; печать глубокая, ВР; Л12 ¼.
Художник — В.Климашин.
Второй суровый набор 1945 года после Сталинградского. Перевыпускался дважды - в 1945 и в конце 50-х. Традиционно для марок 1945 года характерны желтоватый клей и желтая/сероватая бумага, для 50-х - светлая бумага улучшенного качества и белый клей. Растр - вертикальные ромбы (ВР) и негативные вертикальные ромбы (НВР). В этот раз Загорский нас предупреждает, что марка Заг.882 линяет от воды.
Выпускались листами 10х10. Дефектов клише для марок мэтры не приводят, но есть несколько пропусков перфорации - один по Звереву (сверху) и три по Загорскому (фото 1).

Марка черно-зеленая, 60 коп.
Защитники Москвы.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 885 | СК 882 | Сол. 974
Зв. 886 | СК 883 | Сол. 975
Марка коричнево-черная, 1 руб.
Воздушный бой над Москвой.
Тираж - 5 000 000 шт.
В 1945 году вышла серия из трех почтовых марок в честь 3-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Победа в Московской битве была важной стратегической победой Советского Союза, она не дала возможности немцам осуществить план «Барбаросса» и операцию «Тайфун» по быстрому захвату столицы и главного города СССР. Марки серии изображают бойцов Красной армии, воздушный бой над столицей и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
1945.8. 220-ЛЕТИЕ АКАДЕМИИ НАУК СССР (ОСНОВАНА 08.02.1724г.).
Марка серо-синяя, 30 коп.
Здание Президиума АН СССР в Москве - Александринский дворец в Нескучном саду.
Растр ГР.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 887 | СК 884 | Сол. 976
Дата выпуска 16.06.1945г.; печать глубокая, ВР/ГР; Л12 ¼.
Художник — А.Мандрусов.
Набор марок также перевыпускался дважды - в 1945 и в конце 50-х. Традиционно для марок 1945 года характерны желтоватый клей и желтая/сероватая бумага, для 50-х - светлая бумага улучшенного качества и белый клей. Растр - вертикальные ромбы (ВР) для марки 60 коп. и горизонтальные ромбы (ГР) для марки номиналом 30 коп.
У Загорского описано шикарное разбитое клише и четыре официальных пропуска, с чем в целом согласен Зверев, но у него пропуска три (фото 1, 2), ну и плюс аттентасьон по поводу несуществующих пропусков, суть которых не детализируется. Выпускались марки листами 10х10.

Про Александринский (Нескучный) дворец можно почитать здесь. Кстати, это тот самый дворец, в котором после революции располагался Московский музей мебели, так что именно здесь Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали "драгоценные стулья". Про здание Академии наук в Санкт-Петербурге можно читнуть здесь. В здание водят экскурсии, в нем сохранились панно, сделанные при участии лично М.В.Ломоносова. Так что оно стоит того.

Марка черно-зеленая, 60 коп.
Здание Академии наук в Петербурге и портрет М.В. Ломоносова в овальной рамке.
Растр ВР.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 888 | СК 885 | Сол. 977
Российская Академия наук была основана Петром I в Петербурге в 1725 году (первоначально она называлась Петербургская академия наук). Указ о ее учреждении был издан 8 февраля 1724 года. Создание Академии наук было реформаторской идеей Петра I, впечатленного опытом деятельности Парижской академии. Первыми преподавателями Академии были заложены основы отечественных технических и гуманитарных наук. Особое место в истории Российской Академии наук занимает Михаил Васильевич Ломоносов - его научные изыскания во многом опередили свое время, предвосхитив позднейшие открытия в области термодинамики и молекулярно-кинетической теории. М.В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие астрономии, металлургии, геологии, географии, а также истории и филологии.
В 1945 году исполнилось 220 лет со дня основания Российской академии наук. Это событие было отмечено выпуском юбилейной серии почтовых марок «220-летие Академии наук». На марке изображены здание Президиума Академии наук СССР в Москве и портрет М. В. Ломоносова в картуше на фоне здания Академии наук СССР в Петербурге.
Здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
Александринский (Нескучный) дворец в Москве
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Серия перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтая бумага и серо-желтый (желтоватый) клей. Выпуск 50-х делался на белой бумаге улучшенного качества, клей белый.
Дефектов клише не выявлено, есть несколько пропусков перфорации - четыре по Звереву, три по Загорскому (фото 1, 2). Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек.
  • 1890 год. Никола Тесла (живя в США) заявил, что собирается разработать недорогое устройство, которое «позволит владельцу слушать в море или на земле музыку или песни, речь политического лидера, выдающегося ученого или проповеди священника, находящегося на огромном расстоянии».
  • В этом же 1890 году Попов изготовил специальный прибор, который «чувствовал» грозу на расстоянии. Следующий шаг логически вытекал из предыдущего: если электромагнитные волны можно обнаружить на любом отдалении, значит, эти сигналы можно и передавать.
  • 25 апреля 1891 года — Никола Тесла оформил патент США № 454622 на устройство для получения электромагнитных колебаний. Именно этот прибор он демонстрировал в Институте Франклина. И это было уже почти готовое радио.
  • 1894 год. Гульельмо Маркони начал проводить првые опыты по передаче электромагнитных волн.
  • 1895 год, Маркони смог передать сигнал на несколько сотен метров из своего сада в поле.
  • 7 мая 1895 года Александр Попов прочел в Санкт-Петербургском университете лекцию «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» и продемонстрировал тот самый революционный прибор, который мог передавать сигналы без проводов. Этот день стал днем рождения радио.
  • 1896 год Попов передал первый осмысленный и устойчивый радиосигнал.
  • Июль 1897 года. Гульельмо Маркони получил в Великобритании патент № 12039 на свою аппаратуру. И тем самым застолбил официальный приоритет изобретения.
  • 1899 год. Первое практическое испытание радио Попова. Экипаж броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на мель и затертого льдами в Финском заливе, сумел с помощью радиотелеграфных станций связаться с землей и передать данные об аварии. За три месяца ледяного плена экипаж броненосца передал на землю более 400 радиограмм. Спасательная операция закончилась успешно.
  • 1904 год. Маркони удалось получить патент на радио в США. До того патентное ведомство США блокировало все заявки итальянского изобретателя, ссылаясь на приоритет Теслы.

Вот такая вот гонка. Есть немаловажная деталь: аппаратура Маркони, в отличие от приемников Попова и Теслы, позволяла принимать и передавать устойчивые радиосигналы очень хорошего качества на сотни километров, а также именно Маркони подтвердил возможность загоризонтного распространения электромагнитных волн. В 1909 году Гульельмо Маркони вместе с немецким физиком Фердинандом Брауном получил Нобелевскую премию по физике «За вклад в развитие беспроволочной телеграфии». Если суммировать вышесказанное, то радио Теслы было побочным продуктом исследований ученого, Попов построил первый действующий аппарат, а Маркони довел чужие изобретения до массового производства, застолбив за собой должным образом патенты.

Что наиболее забавно , но самый первый патент на прототип беспроводного радио получил некто Малон Лумис, американский стоматолог и изобретатель керамических искусственных зубов. И произошло это в 1872 году, когда Никола Тесла, Александр Попов и Гульельмо Маркони еще были школьниками и думать не думали о девайсах, которые будут доставлять нам прямо на дом певцов и музыкантов, актеров и политиков, находящихся на другом конце света.
Минутка знаний по поводу изобретения радио. Советская и российская точка зрения отдает пальму первенства изобретения радио Попову, европейцы — Маркони, а американцы — Тесле. Хронология событий примерно следующая.
7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества инженер и преподаватель Кронштадтского минного офицерского класса Александр Степанович Попов сообщил, что им создано средство для сигнализации без проводов с помощью электромагнитных волн (радиосвязь). Зарубежные источники приписывают изобретение радио Гульельмо Маркони. В 1945 году 50-летие изобретения радио было отмечено выпуском серии из трех почтовых марок с изображением А.С. Попова.
1945.9. 50-ЛЕТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ РАДИО А.С.ПОПОВЫМ.
Марка темно-синяя, 30 коп.
А.С.Попов у первого в мире радиоприемника.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 889 | СК 886 | Сол. 978
Зв. 891 | СК 888 | Сол. 980
Марка коричневая, 1 руб.
Портрет А.С.Попова.
Тираж - 1 000 000 шт.
Дата выпуска 06.07.1945г.; печать глубокая, ГР; Л12 ¼.
Художник — А.Мандрусов.
Марка кирпично-красная, 60 коп.
А.С.Попов у первого в мире радиоприемника.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 890 | СК 887 | Сол. 979
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Никола Тесла
(1856-1938)
Гуильельмо Маркони
(1874-1937)
1945.10. ОРДЕНА И МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА СССР.
Зв. 892 | СК 889 | Сол. 946
Зв. 893 | СК 890 | Сол. 947
Зв. 895 | СК 892 | Сол. 949
Зв. 894 | СК 891 | Сол. 948
Зв. 896 | СК 893 | Сол. 950
Зв. 897 | СК 894 | Сол. 951
Тираж - 1 500 000 шт.
Тираж - 1 500 000 шт.
Тираж - 3 500 000 шт.
Тираж - 1 500 000 шт.
Тираж - 3 500 000 шт.
Тираж - 3 500 000 шт.
Дата выпуска 27.07.1945г.; печать типографская с фоновой сеткой; Л12 ¼, БЗ.
Художник — И.Ганф.
Еще одна очень красивая и сочная серия с орденами. Перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтовато-серая бумага, желтовато-коричневый клей и полное отсутствие вдавленности печати на обратной стороне марки. В 50 -е использовалась бумага улучшенного качества и белый глянцевый клей. Соловьев также отмечает четкую вдавленность рисунка на клеевой стороне для выпуска 1950 года.
Зверев в своем каталоге уделяет особое внимание контрольным знакам на полях (фото 1).

Марки поступали в продажу 10х5 без разделительных дорожек. Пропуск перфорации для серии не актуален, однако Загорский приводит один пропуск справа для СК894 ( 60 коп. зубцовка), при этом не оценивая его в денежном эквиваленте.
В 1945 году почта СССР выпустила серию из шести марок с перфорацией и без перфорации «Ордена и медаль материнства СССР». На марках серии изображены: Медаль материнства, Орден «Материнская слава» и Орден «Мать-героиня». На всех марках присутствует фоновая сетка в тон рисунка.
Немного статистики.
  • Медалью Материнства награждаются матери, родившие и воспитавшие пять детей, — медалью II степени; матери, родившие и воспитавшие шесть детей — медалью I степени. По состоянию на 1.01.95г. медалями Материнства I и II степени было награждено около 13,15 миллионов женщин.
  • Орденом Материнская слава награждались матери, родившие и воспитавшие семь детей — орденом III степени; матери, родившие и воспитавшие восемь детей — орденом II степени; матери, родившие и воспитавшие девять детей — орденом I степени. К 1 января 1983 года орденом Материнская слава I степени было совершено около 753 тысяч награждений, орденом Материнская слава II степени — около 1 млн 508 тысяч награждений и орденом III степени — около 2 млн 786 тысяч награждений. По состоянию на 1 января 1995 года всеми тремя степенями ордена «Материнская Слава» совершено 5 534 724 награждений. Автор ордена - Иван Дубасов.
  • Орден Мать-героиня является высшей наградой и признанием материнства. Присваивается (с одновременным награждением орденом Материнская слава) матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей. По состоянию на 1 января 1995 года орденом «Мать-Героиня» награждено приблизительно 431 тысяч женщин. Автор ордена - Иосиф Ганф.
Фото 1. Контрольные надписи типографии. Каталог А.В.Зверева.
Зв. 873 | СК 870 | Сол. 962
Марка кирпично-красная, 3 руб.
Орден Победы.
Тираж - 2 000 000 шт.
Марка кирпично-красная, 3 руб.
Орден Победы. Надпечатка типо.
Тираж - 380 000 шт.
Зв. 898 | СК 895 | Сол. 987
В честь праздника Победы над гитлеровской Германией, почта СССР выпустило почтовую марку - типографская надпечатка текста «Праздник победы 9 мая 1945 года» на марке «Орден Победы» из серии «Ордена СССР» 1945 года.
1945.11. ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ НАД ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ.
Дата выпуска 10.08.1945г.; металлография; Л12 ¼.
Художник — А.Мандрусов.
Надпечатка на марке Зв.873. Под надпечатку был сделан ее специальный тираж. Перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Дефектов клише нет, как и на материнской марке, зато типографская надпечатка бывает с множеством различных вариаций, с недопечатками букв, жирная и бледная, с пропусками частей букв, с нехарактерным положением и пр. Соответственно, манипуляции с надпечаткой дают поле недобросовестным злым людям, фальсифицирующим марки. Зверев расплывчато говорит об устойчивых ошибках, но какие именно устойчивые - не сообщает (фото 1). Марки поступали в продажу листами 10х5 без разделительных дорожек.

Надпечатка типо. черно-синяя
Фото 1. Каталог А.В.Зверева.Фрагмент.
Серия перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтоватый клей и желтоватая бумага, для 50-х - светлая бумага улучшенного качества и белый клей. Очень ценное предостережение делает Соловьев в своем каталоге - марки линяют в воде, поэтому быть с ними особенно осторожными.
Дефектов клише не выявлено, есть несколько пропусков перфорации - примерно одинаковые и по Звереву, и по Загорскому (фото 1, 2). Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек.
Очень интересный фанфакт об одноглазом Михаиле Илларионовиче. Оказывается, кривизна Кутузова это не более, чем миф, умудрившийся, кстати, попасть даже на некоторые современные памятники. Не смотря на то, что фельдмаршал имел на счёту ДВА почти одинаковых ранения в один глаз, Кутузов выжил, сохранил ясность ума, физические кондиции, и - что самое удивительное - глаз остался не просто цел, а к тому же ещё и видел. Глаз потерял подвижность, князь обрел косметический дефект, но повязка Кутузову была не нужна - он ВИДЕЛ своим глазом.
Собственно, не понятно, когда именно на глазу у фельдмаршала появилась повязка. Большинство источников утверждает, что это произошло в фильме "Кутузов" 1943 года режиссёра Владимира Петрова. Михаила Илларионовича там играл актёр Алексей Денисович Дикий. Но фильме Петрова Алексей Денисович весьма натурально щурит правый глаз, повязки на котором нет. Нет никакой повязки и в последующих фильмах - ни у Оскара Хомолки в "Войне и мир" 1956 года, ни у Поликарпа Павлова в "Аустерлице" 1960 года. Так что впервые Михаил Илларионович обзаводится повязкой в 1962 году в "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова. По ссылке выше очень хорошим доступным языком написана на эту тему развеселая статья.

Что касается портрета - его написал малоизвестный художник Роман Максимович Волков. Портрет, действительно выразительный и удачный с художественной точки зрения, затем бесчисленное количество раз воспроизводился и воспроизводится до сих пор в изданиях, посвящённых Кутузову и Отечественной войне 1812 года, породив обширный поток подражаний (включая картину работы Дж. Доу и его помощников в Военной галерее Зимнего дворца). Портрет Кутузова имеет, по всей видимости, две авторских версии — поясной портрет с Георгиевской лентой (в Бородинском музее-панораме), и более камерный портрет в таком же ракурсе, с Андреевской лентой поверх георгиевской (в Гатчинском музее-заповеднике).
А похоронен Михаил Илларионович, как мы все знаем, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.


Почта СССР выпустила серию почтовых марок в честь 200-летия со дня рождения полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов участвовал в русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812 года, штурме Очакова и Измаила, в битве при Аустерлице и в Бородинском сражении. На марках серии изображен портрет полководца по последнему прижизненному портрету М.И. Кутузова с Георгиевской лентой ордена Святого Георгия 1-й степени художника Р.М. Волкова.
1945.13. 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.И.КУТУЗОВА (1745-1813).
Марка темно-синяя, 30 коп.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 908 | СК 905 | Сол. 997
Дата выпуска 16.09.1945г.; печать глубокая, ГР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Марка коричневая, 60 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 909 | СК 906 | Сол. 998
Волков Р.М. Светлейший князь М.И.Кутузов. 1812–1813 (?)
Гатчинский музей-заповедник.
Волков Р.М. Светлейший князь М.И.Кутузов. 1812–1813 (?)
Бородинская панорама.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева
Серия перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х, однако явных различий между тиражами никто из мэтров не приводит. Дефектов клише не выявлено, есть несколько пропусков перфорации - примерно одинаковые и по Звереву, и по Загорскому (фото 1). Соловьев редлагает дифференцировать марку 30 коп. по цвету - в каталоге присутствует светло- коричневый вариант (фото 2).
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек.
Знакомство Николая Ге с Александром Герценом (1812–1870) произошло в конце 1866 года во Флоренции. Масштаб этой сложной и неординарной личности поражал Николая Ге. Он понимал всю ответственность и трудность поставленной задачи и долго не осмеливался предложить Герцену позировать, чтобы оставить живописный образ для потомков. Возвращаясь в 1869 году в Россию, Ге тайно перевез картину через границу, заклеив образ опального мыслителя листом тонкой бумаги с изображением библейского пророка Моисея.
П.М. Третьяков впервые выразил желание приобрести полотно для своей галереи вскоре после смерти Герцена. Однако художник отклонил предложение, предполагая впоследствии подарить портрет русскому обществу. Стесненные материальные обстоятельства вынудили Николая Ге в 1878 году продать портрет А.И. Герцена коллекционеру вместе с портретами историка Н.И. Костомарова (1870) и писателя А.А. Потехина (1876). В различных музейных собраниях хранится несколько авторских повторений картины. Одно из них принадлежало А.А. Герцену, сыну писателя, и в начале ХХ века находилось в Лозанне (Швейцария). Однако местонахождение данного повторения в настоящее время неизвестно. Полотно хранится в Третьяковской галерее, на сайте музея можно почитать про портрет подробнее.

В 1945 году почта СССР отметила 75-летие со дня смерти Александра Ивановича Герцена выпуском серии из двух почтовых марок. А.И. Герцен - русский публицист, писатель, философ, педагог, автор многочисленных статей, публиковавшихся в журналах «Отечественные записки» и «Современник», издатель еженедельной газеты «Колокол». Среди художественных произведений А.И. Герцена особое значение для литературы и отечественной мысли имеют повесть «Сорока-воровка» и роман «Кто виноват?». При оформлении марок серии «75 лет со дня смерти А.И. Герцена» использовался «Портрет Герцена» Николая Ге 1867 года.
1945.15. 75 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ А.И.ГЕРЦЕНА (1812-1870).
Марка коричневая, 30 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 915 | СК 912 | Сол. 1004
Дата выпуска 25.10.1945г.; печать глубокая, ВР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Марка черно-зеленая, 2 руб.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв. 916 | СК 913 | Сол. 1005
Ге.Н.Н. Портрет А.И.Герцена. 1867г.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Каталог В.Ю.Соловьева. Фрагмент.
Серия перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х, однако явных различий между тиражами никто из мэтров не приводит. Марки по непонятной причине имеют разный растр: коричневая - горизонтальные ромбы, черно-зеленая - вертикальные. При этом ромбы встречаются как обычные, так и негативные. Зверев отмечает, что встречаются марки со смазанным изображением и существенными различиями в оттенках и контрастности рисунка. По видимому, эти отличия характерны для разных выпусков, но пока эта информация нуждается в обобщении и анализе. Повод поисследовать.
Соловьев приводит устойчивые дефекты клише (фото 2), Загорский также упоминает аналогичный дефект, видимо, в данном случае мэтры имеют в виду одно и то же (фото 1). Официальных пропусков перфорации не замечено.
Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек.
Немножко про доктора. И.И. Мечников изучал механизм противодействия организма чужеродным агентам и доказал, что воспаление – одна из защитных, фагоцитарных реакций на раздражители. Итогом его многолетних исследований стало открытие в 1882 году явления фагоцитоза и создание фагоцитарной теории иммунитета. За эти работы в 1908 он был награжден Нобелевской премией. Многочисленные исследования Мечникова по бактериологии были посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза, бешенства и других инфекционных заболеваний. Для борьбы с этими болезнями в 1886 он организовал в Одессе первую русскую бактериологическую станцию. Значительное место в трудах Ильи Ильича занимали вопросы старения и учение об ортобиозе. Его интересовали также общетеоретические и философские проблемы. В трудах, посвящённых вопросам дарвинизма, Мечников высказал ряд идей, которые предвосхитили современное понимание некоторых вопросов эволюции. Умер в Париже 15 июля 1916 года в возрасте 71 года после нескольких инфарктов миокарда. Илья Мечников завещал своё тело на медицинские исследования с последующей кремацией и захоронением на территории Пастеровского института, что и было выполнено. Кремация состоялась в единственном на тот момент во Франции крематории на кладбище Пер-Лашез, урна с прахом размещена в библиотеке института.

Портрет И.И. Мечникова, выполненный художником Н.Н. Поповым (1888-1953) хранится в коллекции художественного фонда Военно-медицинского музея в галерее выдающихся деятелей отечественной медицины: Я.В. Виллие, Н.И. Пирогова, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, которые художник выполнил в 1943 году специально для Военно-медицинского музея.
Почта СССР выпустила серию почтовых марок в честь 100-летия со дня рождения Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), выдающегося отечественного ученого, одного из основоположников эволюционной эмбриологии, создателя фагоцитарной теории иммунитета, основателя научной геронтологии. На марках серии изображен портрет И.И. Мечникова, выполненный художником Н.Н. Поповым (1888-1953).
1945.16. 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.И.МЕЧНИКОВА (1845-1916).
Марка коричневая, 30 коп.
Растр - ГР.
Тираж - 3 500 000 шт.
Зв. 917 | СК 914 | Сол. 1006
Дата выпуска 24.11.1945г.; печать глубокая, ГР/ВР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Марка черно-зеленая, 1 руб.
Растр - ВР.
Тираж - 1 500 000 шт.
Зв. 918 | СК 915 | Сол. 1007
Попов Н.Н. Портрет И.И. Мечникова. 1943г.
Фото 1. Дефекты клише. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Дефекты клише. Каталог В.Ю.Соловьева
Серия перевыпускалась дважды - в 1945 и в конце 50-х. Для 1945 года характерны желтоватый клей и желтоватая бумага, для 50-х - светлая бумага улучшенного качества и белый клей.

Серия имеет полноценного дублера по растру: основной выпуск заявлен с горизонтальными ромбами, и какая-то часть выпуска сделана с вертикальными. К какому выпуску - первому или второму относятся ВР не ясно, эта информация нуждается в обобщении и анализе. Опять повод поисследовать. При этом коричневая марка 30 коп с вертикальными ромбами является чрезвычайно редкой и, пожалуй, самой дорогой в 40-х годах да и вообще в топ-10 если говорить о разновидах. Это однозначный клиент нашего манколиста.

Есть три официальных пропуска перфорации, Загорский и Зверев полностью солидарны (фото 1 и 2). Марки поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек.
Из жизни Фридриха Энгельса. Очевидно что философ осуждал капитализм, что не мешало ему владеть ткацкой фабрикой, которая досталась по наследству от отца. За счет этого предприятия он спонсировал работы своего друга Карла Маркса, а если быть точнее - то просто содержал Маркса и его семью. Причем до самой своей смерти и очень долго после смерти самого Карла. Причем делал это от души, приняв на себя даже грешки Маркса в части супружеской неверности. Случайно прижитого Марксом ребенка объявил своим, после чего сдал в приют. Если смотреть дальше, то и "Капитал" написан практически Энгельсом. Маркс осилил первый том, умер, после чего второй и третий написал Энгельс, базируясь на своем понимании предмета и записках друга. Четвертый том капитала был написан...как его, дьявола...Каутским (с).
Как буржуа, Фридрих обладал вкусом к жизни: разбирался в поэзии, любил охоту на лис и проводил в Лондоне регулярные попойки для лондонской левой интеллигенции, с которых, по словам одного регулярного гостя, «никто не уходил раньше двух-трёх ночи». Был полиглотом и умел писать и говорить на русском, итальянском, португальском, ирландском, испанском, польском, французском и английском языках. Кстати, на фото молодой Энгельс дьявольски похож на Че Гевару.

Личная жизнь Энгельса тоже была нетривиальной. Он "дружил" с сёстрами-ирландками Мэри и Лиззи Бёрнс, работавшими на его английской фабрике. Крутил с Мэри, но жениться не стал, так как с одной стороны, обычаи того времени не одобряли брак сына фабриканта с работницей, с другой — и не хотел, чтобы, мол, не поддерживать институт буржуазного брака. Мэри ушла раньше Фридриха и за несколько часов до её смерти в 1863 году Энгельс заключил с ней формальный брак как ответ на последнюю просьбу женщины. На следующий день после смерти Мэри, Энгельс начал крутить с Лиззи. Стоит ли говорить, что он на ней женился...за несколько часов до её смерти в 1878 году. Детей в обоих случаях у Фридриха не было, но существует версия, что Энгельс взял на воспитание того самого внебрачного сына Маркса, которого он отдал в приют, отмазывая друга.
Известна шутливая анкетка, которую Знгельс заполнил для дочери Маркса, где он очень остроумно отвечает на детские вопросы.

Ваша любимая добродетель? - Весёлый характер.
Какие качества Вам нравятся в мужчинах? - То, что они сами заботятся о своих делах.
Ваше главное качество? - Всё полузнать.
Как Вы представляете счастье? - Шато Марго 1848 года разлива.
Порок, который Вы легко прощаете? - Неумеренность всех видов.
Порок, который Вы ненавидите? - Лицемерие.
Ваши любимые цветы? - Синие колокольчики.
Ваш любимый основной принцип? - Такового не иметь.
Ваш любимый девиз? - Относиться ко всему легко.

В целом, нельзя не согласиться с житейской мудростью проверенного временем философа.
В 1945 году почтовое ведомство Советского Союза выпустило памятную серию из четырех марок, посвященную 125-летию со дня рождения Фридриха Энгельса (1820 - 1895) - немецкого философа и одного из основоположников марксизма. В серии две марки с портретом Ф. Энгельса, выполненные по фотографии философа.
1945.17. 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА (1820-1895).
Марка коричневая, 30 коп.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв. 919 I | СК 916(1) | Сол. 1008
Дата выпуска 30.11.1945г.; печать глубокая, ГР/ВР; Л12 ¼.
Художник — И.Дубасов.
Марка сине-зеленая, 60 коп.
Тираж - 3 000 000 шт.
Зв. 920 I | СК 917(1) | Сол. 1009
Зв. 920 II | СК 917(2) | Сол. 1009P
Зв. 919 II | СК 916(2) | Сол. 1008P
ГР
ВР
Фридрих Энгельс между 1840 и 1859 годами
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Очень красивая серия, прекрасно смотрится на страничке коллекции с остальными орденами этого года. Перевыпускалась дважды, в 1945 и в конце 50-х, но особенности выпусков мэтры не специализируют. Дефектов клише не выявлено, есть несколько пропусков перфорации - один по Звереву (который на рубле справа), четыре по Загорскому (фото 1). Марки поступали в продажу листами 10х5 без разделительных дорожек.
18 декабря 1945 года почтовое ведомство Советского Союза второй раз выпустило серию почтовых марок с перфорацией «Ордена и медаль материнства СССР». Три марки серии изображают: Медаль материнства, Орден «Материнская слава» и Орден «Мать-героиня». На всех марках присутствует фоновая сетка в тон рисунка.
1945.18. ОРДЕН И МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА СССР (2 ВЫПУСК).
Марка черно-коричневая, 1 руб
Медаль Материнства.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 871 | СК 918 | Сол. 1010
Зв. 873 | СК 920 | Сол. 1012
Марка вишнево-красная, 3 руб.
Орден Мать-героиня.
Тираж - 2 000 000 шт.
Дата выпуска 18.12.1945г.; металлография; Л12 ¼.
Художник — И.Михеев.
Марка синяя, 2 руб.
Орден Материнская Слава.
Тираж - 2 000 000 шт.
Зв. 872 | СК 919 | Сол. 1011
Немного статистики.
  • Медалью Материнства награждаются матери, родившие и воспитавшие пять детей, — медалью II степени; матери, родившие и воспитавшие шесть детей — медалью I степени. По состоянию на 1.01.95г. медалями Материнства I и II степени было награждено около 13,15 миллионов женщин.
  • Орденом Материнская слава награждались матери, родившие и воспитавшие семь детей — орденом III степени; матери, родившие и воспитавшие восемь детей — орденом II степени; матери, родившие и воспитавшие девять детей — орденом I степени. К 1 января 1983 года орденом Материнская слава I степени было совершено около 753 тысяч награждений, орденом Материнская слава II степени — около 1 млн 508 тысяч награждений и орденом III степени — около 2 млн 786 тысяч награждений. По состоянию на 1 января 1995 года всеми тремя степенями ордена «Материнская Слава» совершено 5 534 724 награждений.
  • Орден Мать-героиня является высшей наградой и признанием материнства. Присваивается (с одновременным награждением орденом Материнская слава) матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей. По состоянию на 1 января 1995 года орденом «Мать-Героиня» награждено приблизительно 431 тысяч женщин. Автор ордена - Иосиф Ганф.
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Серия немудреная, не перевыпускалась. Дефектов клише нет, есть два пропуска перфорации по Загорскому (фото 1) и один - на 30 коп. - по Звереву.

Марки встречаются с фоном разной интенсивности вплоть до его полного отсутствия. Таже известны марки со смазанным изображением. Поступали в продажу листами 10х10 без разделительных дорожек.

За сим - все.
Праздничный День артиллерии 19 ноября был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 октября 1944 года. Именно 19 ноября 1942 года с помощью артиллерийских войск Красной армии началось контрнаступление в ходе Сталинградской Битвы. До настоящего времени 19 ноября отмечается День ракетных войск и артиллерии. Почтовое ведомство СССР в честь Дня артиллерии выпустило серию из двух почтовых марок.
1945.19. ДЕНЬ АРТИЛЛЕРИИ.
Марка коричневая, 30 коп.
Боец на фоне орудий и надпись «19 ноября. День артиллерии».
Тираж - 1 500 000 шт.
Зв. 924 | СК 921 | Сол. 1013
Дата выпуска 19.12.1945г.; печать глубокая, ВР; Л12 ¼.
Художник — В.Андреев.
Марка черно-серая, 60 коп.
На марке изображено артиллерийское орудие на Красной площади в Москве и надпись «Артиллерия - бог войны!».
Тираж - 1 500 000 шт.
Зв. 925 | СК 922 | Сол. 1014
Фото 1. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского
Made on
Tilda