СССР
1953 год
~
1953 год характеризуется не большим количеством марок и практически полным отсутствием их разновидов. Тем не менее, в этом году увидели свет потрясающе красивые серии авторства Василия Завьялова, Евгения Гундобина и Сергея Поманского. Невероятно красивые и яркие серии "35 лет ВЛКСМ", "36-я годовщина Октябрьской революции", "50 лет КПСС" и "50 лет II съезду РСДРП" являются выдающимся образцом стиля, которые сделали 1953 год сочным и легко узнаваемым в альбомах коллекций 50-х годов.

В 1953 стал набирать силу наш любимый иллюстратор - Евгений Николаевич Гундобин, но год мы посвятим спокойному, неторопливому талантливейшему труженику Гознака - Сергею Акимовичу Поманскому. Сразу после окончания Москов­ского высшего художественно-технического института в 1930 году Сергей Акимович был направлен на Гознак, где и проработал ровно одну жизнь до выхода на пенсию в 1972 году. Так уж получилось, что ему было суждено стать главным пощником, другом и бессменным заместителем своего гениального шефа - Ивана Ивановича Дубасова, оставаясь в тени этого абсолютно выдающегося человека. Взаимоотношения этих двух имен хорошо характеризуются следующим фактом. Мы все прекрасно помним очень красивые деньги Советского Союза - желтый рублик, зеленая трешка, синяя пятерочка, красный червонец, фиолетовый четвертак и богатый редкий полтинник; во всех неспециализированных источниках автором дизайна советских банкнот образца 1961-1992 годов значится Иван Дубасов, но если быть дотошным, Дубасов был руководителем проекта и дизайнером реверса бон, а автором аверса, там, где вся красота с Кремлем и бюстом Ленина, был Поманский. Автором медали Герой Советского Союза был Дубасов, а изящный и красивый Герой Социалистического труда – дело рук Сергея Акимовича. Кроме государственных бумаг и денег, Поманский исполнил более сотни миниатюр для почтовых марок, сделал дизайн десятка государственных и сувенирных медалей, рисовал открытки, плакаты и художественные конверты...
...В сети нет НИ ОДНОГО его портрета. Нет ни одного слова про его жизнь, семью, про то, что он любил и как работал, кроме обрывочных воспоминаний коллег. Каким то чудом нам удалось нарыть в одной-единственной пдфке портрет Сергея Акимовича. Таков путь. Остается лишь отдать дань глубокого уважения скромному талантливому человеку, работы которого буквально держала в руках вся великая страна.
Сергей Акимович Поманский
(1906—1987)
1953.1. 29 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ В.И.ЛЕНИНА (1870-1924).
Тираж - 2 000 000 шт.

...Произведение считается классическим образцом воплощения символического образа Вождя. Александр Герасимов начал работать над картиной в 1928 г., закончив ее к 60-летию со дня рождения В.И. Ленина. В порывистой позе, выражении лица говорящего Ленина художник, как он сам пояснял, хотел выразить «клич за революцию». Динамичная, устремленная вперед в ораторском порыве фигура Ленина на фоне бурного, грозового неба; развевающиеся на ветру алые полотнища у трибуны, колонны демонстрантов на Театральной площади – с поразительным живописным темпераментом автор создает образ «Ленин — наше знамя». Это художественное воплощение образа вождя, по общему мнению, было и остается одним из лучших произведений художественной Ленинианы....

Зв.1630 | СК 1629 | Сол.1716
Дата выпуска 22.01.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Р.Житков.
Почтовая марка СССР номиналом 40 копеек из выпуска «29 лет со дня смерти В.И. Ленина». На марке изображен портрет вождя пролетариата, выполненный по картине А.М. Герасимова «Ленин на трибуне» 1930 года.
Марки поступали в продажу листами 8х9. Серия повторно переиздавалась в 1956г. Очень полно описана марка у Соловьева (фото 1). Владимир Юрьевич предлагает дифференциацию марки по цвету фона - 1716а с желтоватым фоном и серо-синей рамкой против белого фона и синей рамки для выпуска 1953г.
У Загорского описан официальный пропуск справа (фото 2).

Оригинал картины находится в Центральном музее В.И. Ленина в Москве. В этом величественном музее на Площади Революции в свое время принимали школьников в пионеры и комсомол, что само по себе было высшей честью для маленькгого гражданина Великой страны.
Фото 1. Дифференциация марки по выпускам. Каталог В.Ю.Соловьева.

Фото 2. Официальные пропуски. Каталог В.Б.Загорского.
В.И. Ленин на трибуне. Герасимов А.М. СССР, Москва. 1930 г.
1953.2. МЕДАЛЬ ЛАУРЕАТА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
«ЗА УКРЕПЛЕНИЕ МИРА МЕЖДУ НАРОДАМИ».
Тираж - 2 000 000 шт.

Зв.1631 | СК 1630 | Сол.1717
Дата выпуска 20.04.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — С.Поманский.
Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» вручалась с 1949 по 1955 год гражданам всех стран мира за выдающиеся заслуги в деле борьбы против поджигателей войны и за укрепление мира. После XX съезда и развенчания культа личности, Сталинская премия была переименована в Ленинскую премию «За укрепление мира между народами». Премией были награждены 45 человек. В 1953 году вышла почтовая марка с изображением Медали лауреата Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» с профилем Иосифа Виссарионовича Сталина.
Марки поступали в продажу листами 15х6.

В этот раз особое внимание марке уделяет Александр Владимирович (фото 1) с хорошей ремаркой про вариативность цветов плашек медали. Соловьев опять предлагает дифференциацию марки по цвету фона - 1717а с лиловым фоном, но опять же, по цене базовой марки, что корреспондируется с точкой зрения Зверева.

Загорский неубедительно решил все таки синенькую плашечку выделить в разновид, но цена все равно почти та же. Ну и тот же официальный пропуск справа солидарен с Зверевым (фото 2).
Кстати, о медали. Медаль очень редкая - всего было вручено 45 премий по всему миру, не более 10 лауреатов в год. При этом, всего два гражданина СССР были удостоены звания лауреата - писатель Илья Эренбург и секретарь ВЦСПС Нина Попова. Из других известных имен в списке лауреатов значатся Бертольд Брехт, Пабло Неруда, Фредерик Жолио-Кюри, Жоржи Амаду и - неожиданно - Поль Робсон. К медали и званию лауреата прилагалсь Сталинская премия в размере 100 000 руб.
Фото 2. Каталог В.Б.Загорского. Фрагмент.

Фото 1. Каталог А.В.Зверева. Фрагмент.

1953.3. 65 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.В.КУЙБЫШЕВА (1888-1935).
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1632 | СК 1631 | Сол.1718
Дата выпуска 06.06.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Завьялов.
Валериан Владимирович Куйбышев - советский революционный, партийный и государственный деятель. В.В. Куйбышев занимал должности предсе-дателя Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР, председателя Высшего совета народного хозяйства СССР, Народного комиссара Рабоче-крестьянской инспекции СССР. В 1953 году отмечалось 65-летие со дня рождения В.В. Куйбышева. В честь этого события почта СССР выпустила почтовую марку с портретом государственного деятеля.
Марки поступали в продажу листами 12х6. С горем попалам Соловьев отыскал скромный разновид по фону (фото 1). А больше ничего нет от слова "совсем".

Фотография, легшая в основу миниатюры датирована интервалом 1930-1933 год и автор ее неизвестен. Фотография серьезно ретуширована, так как на поздних фотографиях 45-и летний Куйбышев выглядит совсем стариком. Как и все видные люди периода становления СССР, Валериан Владимирович был очень мощный и невероятно смелый человек, который сгорел на работе в смешные по нынешним меркам 45 лет, оставив после себя обширный след в названиях улиц, сел и городов нашей великой Родины.
Фото 1. Каталог В.Ю.Соловьева. Фрагмент.
1953.4. 60 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО (1893-1930).
Дата выпуска 19.07.1953г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — В.Дубасов.
В 1953 году почтовое ведомство Советского Союза выпустило памятную почтовую марку, посвященную 60-летию со дня рождения одного из крупнейших поэтов XX века Владимира Владимировича Маяковского. На марке изображен портрет В.В. Маяковского, выполненный по фотографии 1930 года, сделанной на персональной выставке поэта «20 лет работы» 1930 года. Дополняет рисунок марки цитата И.В. Сталина: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».
Марка перевыпускалась дважды - в 1953 и в 1956 годах. Поступала в продажу листами 10х5 (1953) и 10х10 (1956). Теоретически это означает наличие двух типов, но фактически ни один из каталогов по типам марку не дифференцирует. У Загорского описан один официальный пропуск перфорации (фото 1). На этом все.

Теперь немножко знаний.
В конце 1929 года Владимир Маяковский работал над организацией своей выставки "20 лет работы Маяковского", которая открылась 1 февраля 1930 года в Москве, в Клубе писателей. Несмотря на то, что на открытие никто из представителей партийной и государственной элиты не пришёл, а из коллег писателей были только Безыменский и Шкловский, Владимир Владимирович не унывал. Он сам открыл выставку и сам же был на ней первым экскурсоводом.
Маяковский сам собирал основной материал, который сортировал и готовил в своей маленькой комнатке в Лубянском проезде. Были проблемы с типографией, которая отказывалась печатать выставочный каталог, Маяковский самостоятельно занимался рассылкой приглашений, развешиванием своих плакатов, рисунков, фотографий на стенах и ширмах выставочных залов. Старания поэта не пропали - на открытие выставки пришло много народу, особенно молодежи, и это очень порадовало поэта:

...Я рад, что здесь молодежь Москвы.
Я рад, что меня читаете вы!
Приветствую вас!...


Выставка должна была работать до 15 февраля, но была продлена на неделю, а затем в марте продолжена в Центральном Доме комсомола Красной Пресни. А эта замечательная фотография сделана известным фотографом, присутствующим на выставке поэта в день открытия. Зовут фотографа Абрам Петрович Штеренберг. Про Абрама Петровича есть небольшая статья в Вики, его авторству принадлежит знаменитая фотография встречи "Малыгина" с дирижаблем "Граф Цеппелин" в бухте Тихая, о чем мы писали в 1931 году, два самых известных портрета Маяковского, а также шесть посмертных фотографий Ленина в январе 1924 года. Как же занесло Штернберга к Маяковскому на огонек? А дело было так. Брат Абрама Петровича - Давид Петрович познакомился и подружился с Маяковским на почве работы в художественном журнале Наркомпроса "Искусство коммуны", там же работал и Осип Брик. То есть Давид дружил с Осипом, а тогдашняя жена Давида была давней подругой Лили Брик, ну а наш герой не мог не посетить выставку друга. Такие вот опасные связи. Абрам Петрович нелепо погиб в 1979 году, сбитый автомобилем.
Зв.1633 | СК 1632 | Сол.1719
Тираж - 1 000 000 шт.
Фото 1. Официальные пропуски. Каталог В.Б.Загорского.
Маяковский у окон РОСТа на открытии своей выставки в Клубе Писателей. Штейнберг А.П.. 1.02.1930 г.
Абрам Петрович Штернберг
(1894—1979)
1953.5. 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО (1828-1889).
Зв.1634 | СК 1633 | Сол.1720
Дата выпуска 24.07.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
В 1953 году советская почтовая служба выпустила почтовую марку, посвященную 125-летию со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского (1828 - 1889). Н.Г. Чернышевский - русский писатель, критик и публицист, оказавший большое влияние на революционную философию в России. В числе самых известных работ писателя: роман «Что делать?», литературные критические статьи «Русский человек на rendez-vous», «Бедность не порок», «Письма об Испании». На марке изображен портрет Н.Г. Чернышевского, выполненный по фотографии.
Про эту марку известно только то, что она поступала в продажу листами 10х10. No more, в этом смысле - практически уникальная марка. Соловьев приводит пропуск сразу с двух бортов, о котором Зверев и Загорский слыхом не слыхивали (фото 1).

Единственная тема, о которой можно рассказать - это происхождение миниатюры марки. В доме-музее Н.Г.Чернышевского в Саратове выставлена вот такая вот карточка в милой рамке из ромашек. Под изображением рукой сына Николая Гавриловича, Михаилом сделана надпись чернилами: «Копия с фотогр. карточки». На оборотной стороне снимка также запись рукой Н.М.Чернышевской: «Фот.М.Н.Чернышевского».
Михаил Николаевич – младший сын Н.Г.Чернышевского, издатель первого собрания сочинений отца, основатель мемориального музея Н.Г.Чернышевского в Саратове.
Если кому то интересно, то можно легко узнать, что Николай Гаврилович был очень принципиальным и последовательным философом, жестоко поплатившимся за свои революционные взгляды. С 1862 по 1883г. выходец из семьи священника провел в тюрьмах, каторге ни на поселениях в Сибири и лишь 1883 ему было высочайше дозволено поселиться в Астрахани, где он и скончался в 1888 от экзотической ныне малярии. В Астрахани в то время было модно фотоателье некоей Станиславы Климашевской, у которой делали карточки все проезжающие и местные селебрити. Собствено, в один из дней 1888 года, незадолго до смерти и был сделан этот снимок в фотоателье самой фотохудожницей С.И.Климашевской.

Портрет 1888 года снят в фотографии С. И. Климашевской, в Астрахани. В очках, гладко причесанный, с редкой бородою, тронутою проседью, с морщинами на лбу, Чернышевский выглядит здесь уже стариком. Одет он в поношенный сюртук, из под которого виднеются длинные концы небрежно повязанного черного галстуха; белый воротничек, отгибается уголками, в которых прячется шейная опухоль (зоб), следствие сибирского тюремного режима Портрет поясной, en trois quarts. Подлинник хранится в Доме Музее, инв. No 165. Впервые с установленной датой портрет воспроизведен в X т. ч. 2 полного собрания сочинений, с клише работы т-ва Голике и Вильборг. Первоначально же он был помещен в вышеуказанной книжке К. М. Федорова, изд. 1904 г., с подписью: "Николай Гаврилович Чернышевский. (С фотографии 1883 г., снятой с Чернышевского по возвращении из Сибири)"
Тираж - 1 000 000 шт.
Фото 1. Пропуск перфорации. Каталог В.Ю.Соловьева.

Портрет Н.Г.Чернышевского.. С..И.Климашевская. Астрахань. 1888г.
Переснимок М.Н.Чернышевского.

1953.7. 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.Г.КОРОЛЕНКО.
Тираж - 3 000 000 шт.
Дата выпуска 29.08.1953г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — Ю.Гржешкевич.
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) - русский писатель, публицист и общественный деятель. В.Г. Короленко известен прежде всего своими рассказами: «Сон Макара», «В дурном обществе» («Дети подземелья»), «Слепой музыкант», «Без языка», в которых описывается жизнь низов общества, обездоленных и страдающих людей. Кроме литературно-художественной деятельности, В.Г. Короленко был активным защитником гражданских свобод в царской России, он выступал за права евреев, обличал голод 1891-1892 годов, жестокость царских карателей по отношению к украинским крестьянам. Литературную и общественную деятельность писателя высоко ценили А.П. Чехов, А.В. Луначарский и В.И. Ленин. В 1953 году исполнилось 100 лет со дня рождения В.Г. Короленко. В честь этого события почта СССР выпустила памятную почтовую марку с портретом писателя.
Марка перевыпускалась дважды - в 1953 и в 1956. Для 1953 года характерны яркая, насыщеная краска, глянцевый клей, отсутствие растровой сетки на элементах миниатюры. В перевыпуске 1956 года клей матовый, а краска существенно более тусклая. По большому счету, опять не ясна логика мэтров - налицо два типа марки, но фактически ни один из каталогов по типам марку опять не дифференцирует. Загорский криво заводит марку "без растра на бороде", что характерно для выпуска 1953 года. Марка поступала в продажу листами 10х6.

Даже как-то с историей миниатюры не заладилось. Все что удалось узнать, дак это то, что оригинальная фотография сделана фотографом Г.Е.Старицким и хранится в дом-музее В.Г.Короленко в Полтаве. За сим - все.
Зв.1641 | СК 1640 | Сол.1727
Фото 1. Каталог В.Б.Загорского. Фрагмент.
1953.8. 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО (1828 - 1910).
Зв.1642 | СК 1641 | Сол.1728
Дата выпуска 09.09.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Ю.Гржешкевич.
В 1953 году исполнилось 125 лет со дня рождения великого русского писателя Л.Н. Толстого (1828 - 1910). Во всем мире известны и почитаемы его произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Казаки», «Воскресение» и другие. Нет нужды перечислять достижения и регалии Льва Николавича. В память о юбилее почта СССР выпустила почтовую марку с портретом писателя работы художника Н.Н.Ге.
В последний период творчества Ге почти исключительно был связан с евангельскими темами, работой над циклом, посвященным Христу. В это время происходит сближение художника со Львом Николаевичем Толстым (1828–1910), что являлось важнейшей вехой на жизненном пути живописца. Он познакомился с Толстым в 1882 году и с этого времени стал убежденным последователем его учения, подобно великому писателю, поднимая в своем творчестве глобальные нравственные проблемы. В 1884 году Ге пишет портрет Толстого в его доме в Хамовниках, когда тот работал над рукописью «В чем моя вера?».
Портрет писателя за работой, в привычной обстановке, решен в духе передвижнических традиций. Главное, к чему стремился художник — показать работу гениального ума, ход его мыслей. Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу. В семье писателя это изображение считалось лучшим «по сходству и силе выражения лица, несмотря на опущенные глаза».
Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 181.

Марка поступала в продажу листами 10х10 и также представляет из себя единичный коллекционный объект. Есть пропуск перфорации слева, отмеченный у всех мэтров (фото 1).
Тираж - 4 000 000 шт.
Фото 1. Пропуск перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
Ге Н.Н. Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1884г.
1953.9. 35-ЛЕТИЕ ВЛКСМ.
Значок ВЛКСМ на фоне
орденов-наград комсомола.
Тираж - 10 000 000 шт.
Зв.1643 | СК 1642 | Сол.1729
Дата выпуска 29.10.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) был образован 29 октября 1918 года (первоначально как Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ). В комсомоле состояли молодые люди от 14 до 28 лет. 35-летие образования ВЛКСМ было отмечено советской почтовой службой выпуском серии из двух марок с изображениями комсомольцев на фоне МГУ и наградами Комсомола.
Марки поступали в продажу листами 10х10. Серия претерпела два выпуска - в 1953 году наносился клей желтоватый, в 1956 - белый, что для существования двух типов маловато. Очень интересное наблюдение приводит Валерий Борисович - оказывается, у марки номиналом 1 рубль есть вариация с большим отскоком перфорации по нижнему полю, из которого можно нарезать несуществующих пропусков снизу (фото 1). Обращаем внимание, что официальных пропусков у марок нет, разновидов по дефекту клише нет.

Но серия очень красивая, жалко что ее напечатали слишком массово и не крутанули пару листов при одном из проходов. От горя по поводу отсутствия вариативности у этой серии особо ушлые коллекционеры с лупой выискивают микрооотличия, типа микроточек и ворсинок от попавшей на печатную матрицу грязи, пытаясь впарить задорого псевдо варианты. Мы на это не ведемся.
Коммунистический союз молодёжи, сокращённо комсомол, как политическая молодёжная организация новой послереволюционной страны был создан на I Всероссийском съезде Союза рабочей и крестьянской молодёжи 29 октября 1918 года. В 1924 году ему было присвоено имя В. И. Ленина, а в 1926 году он переименован во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи - ВЛКСМ.
Через комсомол осуществлялось идеологическое воспитание молодёжи и реализовались политические и социальные проекты. В комсомол вступали только достойные, достигшие возраста 14 лет и старше. В 28 лет молодой человек выбывал из союза молодёжи по возрасту. Идея союза молодёжи была замечательной. Велось патриотическое воспитание, все большие государственные дела начинались с комсомола. Сколько в стране было объявлено комсомольско-молодёжных строек! Целина в Казахстане, разработка нефтяных месторождений в Тюменской области, Байкало-Амурская магистраль. У комсомола были свои награды. Самая высокая - лауреат премии Ленинского комсомола.
Обязательными были ежемесячные комсомольские собрания, на которых подводились различные итоги, намечались планы, разбирались персональные дела отдельных комсомольцев. Комитет комсомола давал рекомендации для продвижения по карьерной лестнице и мог взять на поруки провинившегося товарища. Даже при поступлении в техникумы или высшие учебные заведения была необходима комсомольская характеристика.
У союза молодёжи была своя туристическая организация «Спутник», где только молодые люди могли приобретать туристические путёвки не только в союзные республики, здравницы, но и в страны соцлагеря: Болгарию, Венгрию, Румынию, Польшу, ГДР, Чехословакию.

К началу 80-х в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте от 14 до 28 лет. Каждый комсомолец должен был платить членские взносы. Для школьников они составляли 2 копейки в месяц.
Эмблема ВЛКСМ появилась в 1922 году. В центре значка располагалась надпись КИМ (Коммунисти-ческий интернационал молодёжи). Надпись ВЛКСМ появилась на значках только в 1945 после распада III Коммунистического Интернационала в 1943 году. Новый знак стал представлять из себя развернутое красное знамя, в центре которого изображен круг с вписанной в него пятиконечной красной звездой и аббревиатурой ВЛКСМ. Свой окончательный вид с профилем В. И.Ленина эмблема приобрела в 1958 году
Зв.1644 | СК 1643 | Сол.1730
Комсомольцы на фоне МГУ
Тираж - 10 000 000 шт.
Фото 2. Комсомольские значки по годам.
Фото 1. Отскок перфорации 1 руб. Каталог В.Б.Загорского.
1953.10. 36-я ГОДОВЩИНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Тираж - 1 000 000 шт.
Зв.1057 | СК 1053 | Сол.1145
Дата выпуска 06.11.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
В 1953 году Советский Союз праздновал 36-ю годовщину Октябрьской революции. В честь этого события почта СССР выпустила серию из двух почтовых марок с изображениями трудящихся разных национальностей, В.И. Ленина и И.В. Сталина и строчек из гимна Советского Союза. На марке номиналом 40 копеек изображены трудящиеся разных народов и строфа из гимна СССР: «Славься, Отечество наше свободное, дружбы народов надежный оплот!». На марке номиналом 60 копеек изображены В.И. Ленин и И.В. Сталин в Смольном в Октябре 1917 года (по рисунку Е.А.Кибрика 1947 года.
Как и у большинства серий 1953 года, у марок практически нету разновидов. Судя по всему, в этом году было поставлено новое оборудование на Гознак и специалисты были зажаты тисками процедур )). Все, что удалось выискать мэтрам - наличие розового фона на 60 копеечной марке (фото 1). Поступали в продажу листами 9х8. Пропуски неизвестны, устойчивые дефекты клише не описаны. Кстати, моментик - марки набора по размеру разные, 40 копеек чуть ниже. Почему - не ясно. Как и все марки Гундобина, серия очень сочная и яркая.
А миниатюра сделана по рисунку нашего прекрасного советского иллюстратора - Евгения Адольфовича Кибрика - народного художник СССР, профессора; одного из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика. Кибрик - автор прекрасных иллюстраций к Гоголю, Пушину, Роллану, де Костеру, Лавреневу, Островскому. Многие представляют себе его знаменитую "Ласочку". Ну, и как водится, тема ленинианы нашла отражение в цикле рисунков, посвященных В.И. Ленину. Почитать про творчество Е.А.Кибрика можно, например, здесь.
Зв.1058 | СК 1054 | Сол.1146
Тираж - 1 000 000 шт.
Кибрик Евгений Адольфович (1906-1978)
Фото 1. Дифференциация марок по типам. Каталог В.Ю.Соловьева.
Е.А.Кибрик. Вожди революции. 1947г.
1953.11. 50 ЛЕТ КПСС.
Зв.1647 | СК 1646 | Сол.1733
Дата выпуска 12.11.1953г.; офсет. Зубцовка Л12¼.
Художник — И.Дубасов.
В 1953 году исполнилось 50 лет со дня основания Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС). Свою историю партия ведет с 1903 года, когда на лондонском съезде в партии РСДРП произошел раскол на большевиков и меньшевиков. В 1925 году название партии было изменено на Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) - ВКП(б), а в 1952 году - на Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). В честь 50-летия КПСС почта СССР выпустила памятную почтовую марку с профильным барельефом В.И. Ленина и его изречением: «... роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией», а также сочинениями «Что делать?», «Две тактики» и передовицей газеты «Искра».
Марка претерпела два выпуска - в 1953 и в 1957 годах. Основное отличие - жирный и тонкий шрифт на сочинениях слева внизу, о чем нам сообщает Владимир Юрьевич Соловьев (фото 1). Поступала в продажу листами 12х6. Загорский и Зверев ничего не рассказывают про эту марку. Пропуски неизвестны, устойчивые дефекты клише не описаны. Здесь у всех мэтров просматривается единодушие.

Что интересно - Соловьев и Зверев в каталогах объединяют эту марку с 50 лет II съезда РСДРП. При этом логика такого объединения не понятна - марки вышли в разное время, сделаны разными художниками, напечатаны в разной технике. Событие как бы одно, но формально марки отнесены к разным инфоповодам - 50 летию партии и 50 летию учредительного съезда, так что объединение поднатянуто. Будем следовать Валерию Борисовичу, который ведет их как две отдельные марки. Кстати, обе марки очень красивые, зря их печатали такими конскими тиражами.
Нет нужды писать про роль идеологии и КПСС в жизни советских граждан. Как ни удивительно, у партии не было официальной символики и знака. Самым уместным символом мне кажется партбилет члена КПСС, за который люди советской цивилизации без колебаний отдавали здоровье и жизнь во имя великой цели и во благо великого народа, как бы мы ни относились к этому сейчас.
Тираж - 10 000 000 шт.
Фото 1. Дифференциация марок по тиражам. Каталог В.Ю.Соловьева.
Здание Моссовета. 1975 год.
Здание Моссовета. 2008 год.
1953.12.ВИДЫ ЛЕНИНГРАДА (I ВЫПУСК).
Зв.1649 | СК 1647 | Сол.1735
Дата выпуска 23.11.1953г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — С.Поманский.
В 1953 году почта СССР выпустила серию из четырех почтовых марок с изображениями видов Ленинграда. На марках изображены: памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала, Смольный, Памятник Петру I на площади Декабристов (Сенатской площади).
Марки номиналом 40 коп. поступали в продажу листами 12х6, марки номиналом 1 руб. - листами 6х9. В вопросах повторного выпуска опять полагаемся на Соловьева, в данном случае на цветовосприятие Юрия Владимировича (фото 1). Также мэтр советует обратить внимание на качество бумаги и четкость рисунка. В-общем, несколько размытые указания, будем откровенны. В части пропусков мэтры солидарны (фото 2, 3). Зафиксировано два официальных пропуска для памятника Ленину и Петру. На этом пока все.
Зв.1651 | СК 1649 | Сол.1737
Марка 40 коп. на желтой бумаге. Изображен памятник В.И. Ленину на Финляндском вокзале. Скульптор С.А.Евсеев, архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрих.
Тираж - 5 000 000 шт.
Марка 40 коп на желтой бумаге. Изображено здание Адмиралтейства, архитектор А.Д.Захаров, 1823г.
Тираж - 10 000 000 шт.
Марка 1 руб на розовой бумаге. Изображен общий вид Смольного. Архитектор Дж. Кваренги, 1806г.
Тираж - 8 000 000 шт.
Зв.1650 | СК 1648 | Сол.1736
Марка 1 руб. на голубой бумаге. Изображен памятник Петру I на площади Декабристов (Сенатской площади) - «Медный всадник» Скульптор Э.М. Фальконе, 1770г.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв.1652 | СК 1650 | Сол.1738
Фото 1. Фрагмент. Каталог Ю.В.Соловьева.
Фото 2. Пропуски перфорации. Каталог А.В.Зверева.
Фото 3. Пропуски перфорации. Каталог В.Б.Загорского.
1953.13.ВИДЫ ЛЕНИНГРАДА (II ВЫПУСК).
Зв.1653 | СК 1651 | Сол.1739
Дата выпуска 22.12.1953г.; печать глубокая. Зубцовка Л12¼.
Художник — С.Поманский.
В 1953 году почта СССР выпустила серию из четырех почтовых марок с изображениями видов Ленинграда. На марках изображены: памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала, Смольный, Памятник Петру I на площади Декабристов (Сенатской площади).
Марки номиналом 40 коп. поступали в продажу листами 12х6, марки номиналом 1 руб. - листами 6х9. Повторного выпуск не печатался. Зафиксировано один официальный пропуск, на этот раз для Смольного (фото 1), но только Зверевым; мэтры Загорский и Соловьев этот пропуск не отмечают. На этом тоже все.
Зв.1655 | СК 1653 | Сол.1741
Марка 40 коп. на желтой бумаге. Изображен памятник В.И. Ленину на Финляндском вокзале. Скульптор С.А.Евсеев, архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрих.
Тираж - 5 000 000 шт.
Марка 40 коп на желтой бумаге. Изображено здание Адмиралтейства, архитектор А.Д.Захаров, 1823г.
Тираж - 5 000 000 шт.
Марка 1 руб на розовой бумаге. Изображен общий вид Смольного. Архитектор Дж. Кваренги, 1806г.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв.1654 | СК 1652 | Сол.1740
Марка 1 руб. на голубой бумаге. Изображен памятник Петру I на площади Декабристов (Сенатской площади) - «Медный всадник» Скульптор Э.М. Фальконе, 1770г.
Тираж - 5 000 000 шт.
Зв.1656 | СК 1654 | Сол.1742
Фото 1. Пропуск перфорации. Каталог А.В.Зверева.
1953.14. СТАНДАРТНЫЙ (ЧЕТВЕРТЫЙ) ВЫПУСК. ЭМИССИЯ 1953г.
Марка 10 коп., серо-синяяа.
Работница.

Дата выпуска 10.12.1953г.; печать офсетная. Зубцовка: Г12:12¼.
Художник — Д.Голядкин.
Марки поступали в продажу в листах 10х10 без разделительных дорожек. Размер марки 14,25 х 21,25 мм и это основная отличительная черта офсета. Марка типографской печати имеет размер 15,8 х 23 мм. Марка встречается в куче оттенков - от сине-серого до черно-серого, Загорский решил выделить марку с бледной печатью (фото 1). Известен один официальный пропуск перфорации справа (фото 1,2).

У Александра Владимировича выделен дефект клише - "пятно на щеке" и отдельной графой - двойная печать.
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой беззубцовой марки. Такая марка не выпускалась, но Зверев упоминает ее присутствие в некотором количестве на рынке, не давая при этом ее цену в силу неопределенности происхождения. Соловьев и Загорский про существование зеленой офсетной беззубцовки не упоминаают вообще никак. В любом случае, офсетная линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Почто́вые ма́рки четвёртой станда́ртной се́рии СССР (1936—1953) поступали в обращение с июня 1936 по декабрь 1953 года. Несмотря на то, что рисунки марок повторяют дизайн предыдущего выпуска стандартных марок, официально данная серия считается четвёртым стандартным выпуском.
В декабре 1953 года марка номиналом в 10 копеек была переиздана с уменьшенным размером рисунка. Она была отпечатана офсетным способом на обыкновенной бумаге. Марки четвёртого стандартного выпуска неоднократно переиздавались на белой и сероватой бумаге с белым и жёлтым клеем, имеют многочисленные оттенки цвета. Тираж выпуска - массовый.
Зв.1658 | СК 1655 | Сол.557
Фото 2. Дефект клише и разновиды. Каталог А.В.Зверева.
Фото 3. Отличия офсет и типо. Каталог В.Ю. Соловьева.
Фото 1. Пропуски. Каталог В.Б. Загорского.
Фото 5. Пропуски. Каталог А.В. Зверева.
1953.15. 50 ЛЕТ II СЪЕЗДУ РСДРП.
Зв.1648 | СК 1656 | Сол.1734
Дата выпуска 14.12.1953г.; фототипия. Зубцовка Л12¼.
Художник — Е.Гундобин.
Летом 1903 года состоялся второй съезд РСДРП. Второй съезд, фактически, считается учредительным. В ходе 37-ми заседаний были определены роль и характер партии, дискутировались аграрная реформа и национальный вопрос, были созданы партийные центральные органы управления: ЦО (Центральный Орган), ЦК (Центральный комитет) и Совет партии. Также на втором лондонском съезде РСДРП произошло разделение партии на меньшевиков (во главе с Ю.О. Мартовым) и большевиков (во главе с В.И. Лениным). В 1953 году исполнилось 50 лет II съезду РСДРП. В честь этого события почта СССР выпустила памятную почтовую марку. На марке изображен барельеф В.И. Ленина и титульный лист сочинения В.И. Ленина «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения».
Марка претерпела два выпуска - в 1953 и в 1957 годах. Основное отличие - наличие розового фона в 1953 году и его отсутствие в 1957. Владимир Юрьевич молодец, но скажем откровенно, для двух типов это мало, хотя факт наличия двух выпусков установлен (фото 1). Поступала в продажу листами 12х6. Загорский и Зверев ничего не рассказывают про эту марку. Пропуски неизвестны, устойчивые дефекты клише не описаны. Здесь у всех мэтров также консенсус.
Как писалось выше - Соловьев и Зверев в каталогах объединяют эту марку с 50 лет КПСС, а Загорский - нет. Мы принимаем компетентную точку зрения Валерия Борисовича. Эта марка также очень красивая, и тоже зря ее немного не накосячили при печати.
Небольшой исторический экскурс. II съезд Росси́йской социа́л-демократи́ческой рабо́чей па́ртии проходил с 17 июля по 10 августа 1903 года в Брюсселе и Лондоне. Собрался весь социал-демократический российский истеблишмент. Про съезд можно почитать например здесь, но главное, что должен знать наш читатель - так это то, что на этом мероприятии принципиально определились и разделились меньшивики и большевики. Меньшивиков возглавил Юлий Осипович Мартов (Цедербаум), а большевиков - Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Оба прожили насыщенную и короткую жизнь, и умерли с разницей в несколько месяцев, будучи почти ровесниками. Владимир Ильич, как мы помним, скончался в подмосковной усадьбе "Горки", отобранной у семьи Морозовых. Юлий Осипович - в престижном санатории в Шварцвальде. В целом, жизнь у обоих политиков вполне задалась.
Тираж - 2 000 000 шт.
Фото 1. Дифференциация марок по тиражам. Каталог В.Ю.Соловьева.
В.И.Ленин (Ульянов).
Ю.О.Мартов (Цедербаум).
Здание Моссовета. 1975 год.
Здание Моссовета. 2008 год.
Тираж - 10 000 000 шт.
1953.16. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ.
Зв.1657 | СК 1657 | Сол.1743
Дата выпуска 22.12.1953г.; офсет. Зубцовка: Г12¼:12.
Художник — Е.Гундобин.
Марка выпущена конским тиражом. Поступали в продажу в листах с нетривиальным форм-фактором 10х4. Никаких разновидов, за исключением описанного у Загорского сдвига центра (фото 1).

А больше - вообще ничего. А, не, номер марки по Звереву и Загорскому совпадают. Фазовый переход.
Выпуск часто подделывают - в силу редкости беззубцовок их делают из пропусков. Нет единства у мэтров по поводу зеленой марки с линейкой - Зверев приводит только гашеную, Соловьев И Зверев утверждают, что не встречали ее вообще никакой. В любом случае, линейка и беззубцовка набора является горячим предметом нашего манколиста.
Международный день защиты детей был учрежден 1 июня 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. Международный день защиты детей впервые отмечался в 1950 году и ежегодно отмечается 1 июня. В 1953 году почта СССР выпустила почтовую марку с изображениями детей. На миниатюре изображены пионеры у макета Московского государственного университета и лозунг: «Мир и счастье детей неотделимы!».
Фото 1. Сдвиг центра. Каталог В.Б.Загорского.
Made on
Tilda