СССР
1930 год
~
В 30-х годах сформировалась как таковая советская филателия, были проведены первые филателистические выставки в Москве и Ленинграде. Самые раритетные, самые ценящиеся филателистические материалы сконцентрированы в 30-х годах.
В этом десятилетии начался подъем советской филателии на вершины своей известности и узнаваемости; 1930 год подарил нам абсолютно замечательную серию "Авиапочта. Пятилетка в 4 года". Новаторский советский дизайн и использование на авиаотправлениях знаменитого LZ-127 сделало этот набор очень важным украшением любой коллекции; наличие дорогой беззубцовой вариации — в высшей степени желанным для каждого коллекционера советских марок. Посему, персоной года назначается художник-плакатист Василий Николаевич Костяницын.

Василий Николаевич - автор самых узнаваемых политических плакатов и лубков первых лет революции. Родился в Калязине, в семье потомственных иконописцев. Первоначальное художественное образование будущий мастер получил у отца и деда, помогая им расписывать местные храмы. В 1901 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у Валентина Серова, Абрама Архипова, Константина Коровина. Огромный талант художника и узнаваемый собственный стиль реализовался в оформлении советского плаката. В принципе, Василий Николаевич был обласкан властью и к 60 годам поучаствовал в более, чем 20 художественных выставках, в том числе и за рубежом. К сожалению, ушел Костяницын рано - всего в 59.
По мотивам работы В.Н.Костяницына «Пятилетку в четыре года» и были оформлены знаменитые марки.
Василий Николаевич Костяницын (1881—1940)
1930.1. ПОЧТОВО-БЛАГОТОВРИТЕЛЬНЫЙ ВЫПУСК. В ПОМОЩЬ БЕСПРИЗОРНЫМ ДЕТЯМ.
Марка оливкового цвета, бывшие беспризорные в мастерских в орнаментальной рамке. Тираж -1 000 000 шт.
Зв. 252 | СК 249 | Сол. 351
Зв. 253 | СК 250 | Сол. 352
Марка изумрудно-зеленого цвета, бывшие беспри-зорные на сельхозработах в орнаментальной рамке. Тираж - 750 000 шт.
Дата выпуска 01.01.1930г.; глубокая печать на мелованная бумаге без водных знаков; Л10 ¾. Художник - В.Куприянов.
Марки набора выпускались в листах 5х10. Частенько попадаются марки с растровым фоном цвета марки, несколько раз попадалась 20 коп. с двойной печатью. Зверев упоминает марки с отскоками перфорации, из которых, вероятно, режут несуществующие пропуски, как, например, возможно на фото 1. Видели марку с двойным пропуском (фото2), тоже какой-то самопал, скорее всего.

Тем не менее, красивая коллекционная серия, особенно с учетом того, что беспризорным было посвящено несколько серий в 20-х годах и это многообразие может лечь в основу неплохой тематической коллекции. Выпуск достаточно распространен, стоит недорого, кварты редкостью не назовешь. На почтовых отправлениях встречается регулярно.
Фото 1.
Фото 2.
В 1930 году вышел четвертый почтово-благотворительный выпуск в помощь беспризорным детям. На благотворительных марках - бывшие беспри-зорные, занятые на теперь на работах и надпись «Почта - беспризорным детям». Дополнительный сбор 2 коп. отчислялся в фонд помощи беспризор-ным детям.
Фрагмент каталога В.Б.Загорского
Фрагмент каталога А.В.Зверева
1930.2. 10 - ЛЕТИЕ ПЕРВОЙ КОННОЙ АРМИИ.
Марка 2 коп. желто-зеленого цвета. На марке изображена группа красноармейцев по эскизу художника-баталиста Митрофана Грекова.
Тираж -1 000 000 шт.
Зв. 254 | СК 251 | Сол. 353
Зв. 255 | СК 252| Сол. 354
Марка 5 коп красно-коричневого цвета; изображена конная атака красноармейцев Первой конной армии по рисунку Юрия Меркулова.
Тираж - 1 000 000 шт.
Дата выпуска 09.02.1930г.
Автотипия (марки 2,5,10 коп) и типографская печать (14 коп) на бумаге с водяным знаком "цветок и меандр". Г12:12 ¼. Художники - А.Волков (2 и 10 коп) и О.Амосова (5 и 14 коп).
Серия поступала в продажу листами 10х10. Распространенная, в том числе и в квартах, частенько встречается на отправлениях. По разнообразию. Загорский специализирует следующие марки:
  • СК251Ра - 2 коп, невиданная марка без зубцов
  • СК254Рb - 14 коп., невиданный пропуск слева.
  • СК254Рс - 14 коп. пропуск справа.

При этом Соловьев молчит про беззубцовку, но поддерживает про пропуски.
Зверев согласен с беззубцовкой, но вставляет мэтру шпилькe по поводу того, что его пропуски - фальшивки, сделанные методом склейки (фото 3). Но честно говоря, мне кажется, тут ошибается наш любимый Зверев - пропуск, проданный на Черике за впечатляюще жирные 4К$ с хвостиком выглядит настоящее настоящего.









Ну и, конечно, роскошные дефекты разных букв и точки пред конями от Соловьева. Тут и Загорский не удержался, накидав своих закругленных единиц. Очень прикольно. Также Соловьев предлагает разновиды по положению водяных знаков на марках и типографских меток. Кстати, Зверев также выделяет штрейф с типографской меткой в отдельный коллекционный предмет (фото 3).
Теперь об искусстве. Удивительно, но практически ничего не известно о рисунках и картинах, которые легли в основу миниатюр. Сначала о Митрофане Грекове. Это был матерый казак, натуральный Григорий Мелехов, ни дать ни взять. Учился живописи ни много ни мало у Репина и Рубо («Бородинская битва»). В Первую мировую войну воевал прямо на фронте, тяжело ранен, награжден боевыми наградами. Видимо боевой опыт и определил его жанр - Греков стал признаным баталистом, настоящим певцом Красной конницы. Ныне в Новочеркасске есть мемориальный дом-музей Грекова, специалисты которого по запросу АО "Марка" зарядили практически детективную историю.
Картина, по которой Волков делал миниатюру точно существовала в природе, экспонировалась на выставке, посвященной 10-летию Красной Армии, и даже по ней была выпущена почтовая открытка, но после 1929 года следы картины теряются и никто не знает, где она сейчас. По просьбе Наркома связи, по этой картине Митрофан Борисович сделал тушью рисунок марки для печати к юбилею Первой Конной Армии, который в конечном итоге попал в каком то виде к Волкову и превратился в 10 коп марку. Что касается фигур красноармейцев, изображенных на 2 коп. марке, то никто даже слыхом не слыхивал про таковой рисунок. Так что есть что поискать в этом смысле.
Второй автор рисунков не менее именит - это Юрий Александрович Меркулов. Масштаб его личности также не мал. Для начала, его отец - это известный хирург Александр Меркулов, соратник Семашко и один из основателей центрального института травматологии и ортопедии в Москве. Сам Юрий Александрович во время гражданской войны служил во флоте, затем работал художником Особой кавалерийской бригады в Москве, сотрудничал с Владимиром Маяковским, рисовал плакаты для «Окон РОСТА», расписывал агитпоезда, оформлял праздники, но основную славу он снискал как мультипликатор.
С группой единомышленников организовал собственное Экспериментальное бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии, где участвовал в создании одного из первых в СССР мультфильмов «Межпланетная революция». В 1925 году участвовал в постановке одного из первых в мире полнометражных мультфильмов «Китай в огне». В 1926 году создал мультвставки для первого советского научно-популярного фильма «Механика головного мозга» режиссёра Пудовкина, который получил высокую оценку специалистов. В 1928 году запустил первый в СССР кукольный мультсериал о приключениях человечка Братишкина. В 1929 году поставил мультипликационно-игровой фильм о 1-й Конной армии, идею которого вынашивал многие годы. В его основу лёг рассказ смертельно раненого бойца Красной армии, который он услышал в 1919 году будучи санитаром в госпитале. Видимо, наброски Меркулова к мультипликации попали к Ольге Амосовой и были творчески переработаны в марки номиналом 5 и 14 коп. Хотелось найти этот мультик - но - увы, пока тоже не сложилось.
Марка 10 коп. оливкового цвета, Реввоенсовет Первой конной в период Егорлыкских боев по картине художника-баталиста Митрофана Грекова.
Тираж - 400 000 шт.
Зв. 256 | СК 253 | Сол. 355
Зв. 257 | СК 254 | Сол. 356
Марка 14 коп. серо-синего цвета в честь юбилея создания Конармии. На марке изображена карта боевого пути Первой конной армии и фигуры красноармейцев на конях по рисунку Юрия Меркулова.
Тираж - 500 000 шт.
1-ая конная армия была образована в годы Гражданской войны и была одним из главных и эффективных орудий советской власти против неприятеля. Конармия участвовала в основных крупнейших военных операциях: Воронежско-Касторненской, Харьковской, Северо-Кавказской, Донбасской, Перекопско-Чонгарской, в Советско-польской войне. Возглавлял Первую конную армию выдающийся полководец и военный деятель - Семен Михайлович Буденный. Советская почта отметила десятилетие Конармии выпуском памятной серии из четырех почтовых марок. Для рисунков марок использовались работы художников М. Грекова и Ю. Меркулова.
Фото 2. Фрагмент каталога В.Б.Загорского
Фото 1. Фрагмент каталога В.Ю.Соловьева
Фото 3.Фрагмент каталога А.В.Зверева
М.Б.Греков. Реввоенсовет Первой Конной в период Егорлыкских боёв. 1927(?)
Греков Митрофан Борисович
(1882-1934)
Меркулов Юрий Александрович
(1901-1979)
1930.3. 1-Я ВСЕСОЮЗНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА.
Зв. 258 | СК 255 | Сол. 357
Дата выпуска 15.08.1930г. Автотипия на бумаге с водяным знаком "цветок и меандр". Г12:12 ¼.
Художник - Д.Голядкин.
Марка 10 коп. оливкового цвета, на миниатюре изображены дети - участники выставки за чтением газеты «Ленинец». Тираж -1 000 000 шт. Марки поступали в продажу листами 10х10.

Кроме нескольких описанных дефектов клише, больше нет ничего толкового. Забавно мэтры расходятся во взглядах на модификации марок в отсутствии чего-то, что хоть как то можно натянуть на вариативность. Доставляет соловьевская "ручка серпа, не касающаяся рамки" )). Серия недорогоая, в квартах легкодоступна.

Памятная серия посвящена Первой Всесоюзной педагогической выставке, проходившей в Ленинграде с 1 июля по 15 августа 1930 года. В серии одна марка с изображением участников педагогической выставки за газетой «Ленинец».
Фрагмент каталога А.В.Зверева
Фрагмент каталога В.Б.Загорского
Фрагмент каталога Ю.В.Соловьева
1930.4. АВИАПОЧТА. ПЯТИЛЕТКА В ЧЕТЫРЕ ГОДА.
Зв. 259 | СК 256 | Сол. 360Б
Зв. 260 | СК 257 | Сол. 361Б
Дата выпуска 10.09.1930г.; глубокая печать на бумаге с водяным знаком "квадраты и углы".
Художник — В. Костяницин.
Присутствует традиционная каталожная неразбериха с нумерацией. Зверев и Загорский вперед ставят беззубцовки под своим номером, далее следует официальная зубцовка серии под своим номером, далее, дополнительная зубцовка с индексом А. Не понятно. Более последователен Соловьев - у него основная зубцовка идет под своим номером, а альтернативные зубцовки - с индексами А и Б соответственно.

Марки набора выпускались в листах 5 х 10 тиражом по 100 000 шт. каждая и были предназначены для оплаты международной авиапочтовой корреспонденции, отправлявшейся из Москвы в Фридрихсхафен специальным рей­сом дирижабля LZ-127 ("Граф Цеппелин") 10 сентября 1930 г. Для гашения марок применялся специальный почтовый штемпель с изображени­ем дирижабля и текстом "PAR AVION ZEPPELIN / 10-IX-30 / MOSCOU".







Серия известная, мэтры тщательно рассмотрели ее со всех сторон. Соответственно, только из этой серии можно собрать солидную коллекцию дефектов клише, вариантов зубцовки, фальши, цельных вещей. У Зверева сразу 16 вариантов устойчивых дефектов клише, Загорский добавляет еще пяток. привлекательная для фальсификаторов (фото 1,2,3).
Не менее привлекательна серия для фальсификаторов; известны полные фальсификаты беззубцовых марок, отпечатанные различными способами (литография, типография, автотипия) на бумаге с водяным знаком и без водяного знака. Ориги­нальные марки выполнены глубокой печатью с растром КВ. Некоторые фальсификаты отпечатаны в два прогона - рамка с текстом отдельно от основного рисунка. Известны с двойным оттиском рамки. Беззубцовые марки также подделываются ме­тодом врезки рисунка. Марки со срезанной зубцовкой нередко пред­лагаются под видом беззубцовых марок. Экземпляры с комбинированной зубцовкой (12¼: 10¾ и пр.) изготавливаются из марок с отскоками перфорации. Известны поддельные "пропуски перфора­ции", выполненные из беззубцовых марок. При этом надо отметить, что каталоги Соловьева и Загорского допускают наличие марок с пропусками перфорации (фото 3), Зверев не верит в пропуски при наличии беззубцового варианта марки.
Известны проекты в виде одиночных марок Л:12¼, наклеенные на картон. Типографская красная надпечатка слова "ПРОЕКТ" с датой (см.ниже).















Стильная серия; с учетом большого количества оцененных и признанных дефектов клише, из нее одной можно собрать очень презентабельную коллекцию. Часто встречается на авиаотправлениях; плюс очевидно, что все марки московского полета LZ-127 в 1930 году франкированы этими марками. Есть отдельная забавная история, которая упомянута в древнем "Советском коллекционере", касаемо ПО, франкированых беззубцовками (фото 4). Пугачев пишет, что известно 6 таких конвертов, в "Коллекционере" говорят про 12, причем все они улетели с LZ-127, а данный экземпляр - нет. В любом случае, это сейчас очень большая редкость с ценой 10 000$ (фото 5).
В заключение приводим замечательный очерк из четырех частей Сергея Шарова, размещенный на сайте Филателия.ру. Напоминаем, что филателия.ру - великолепнейший, крутейший, а самое главное - живой ресурс по филателии. Дорогая редакция горячо поддерживает этот кладезь.
  1. Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских марках.
  2. Гиганты неба. Курс на Арктику.
  3. Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте».
  4. Гиганты неба. Куда улетела «Ленинская эскадра».

Фрагмент статьи, посвященный предмету раздела за авторством Сергея Шарова выкладываем целиком. Не можем устоять.

...1929 год – первый год первой советской пятилетки СССР завершил с такими показателями, что страну охватило движение за выполнение пятилетнего плана в четыре года. Движение «Пятилетку в четыре года!» требовало все новой и новой наглядной агитации, и художники работали, не покладая рук. В их числе был и Василий Костяницын, художник интересный, со своей индивидуальной манерой. Его работы тепло принимали на выставке в Кельне. И сегодня они хранятся в нескольких наших музеях, висят в Государственной библиотеке имени Ленина, а когда появляются на аукционах или в частных галереях, то стоят серьезных денег. В 1930 году Василий Костяницын получил заказ и нарисовал один плакат, в общем-то «проходной». Попросили сделать по-быстрому, он его и сделал.





















А теперь взглянем на то, во что превратился этот плакат на почтовых марках того же года. Понятно, что те, кто за них отвечал, (автор или авторы этой компиляции не указаны ни в одном каталоге) ставили перед собой задачу не из простых: показать германскому и всему остальному миру, что «цеппелин» «цеппелином», но будущее за советским (и прочим) пролетариатом, которому все по силам. Задачу-то они перед собой поставили хотя и непростую, но понятную, а решение ее предложили, прямо скажем, неординарное. Дальше предоставим слово журналу «Советский коллекционер». Оперативно, уже в октябрьском номере за 1930 год в нем была опубликована рецензия на только что выпущенные марки, и рецензия разгромная.

«Знал ли Наркомпочтель о предстоящем прилете дирижабля? Конечно, знал. Он не мог не знать о том, что было известно всему миру. Мог ли Наркомпочтель заблаговременно подготовить выпуск марок в ознаменование прилета цеппелина? Безусловно, мог, тем блее что выпустить две марки с одинаковым рисунком и в ограниченном количестве экземпляров – дело немудреное. Что же наблюдалось в действительности? К выпуску марок Наркомпочтель стал готовиться в последнюю минуту, поэтому выполнить оригинальный рисунок для марок уже не было времени. Чтобы выйти из затруднения, ухватились за первый попавшийся плакат, нарисованный на совсем другую тему. Но так как заимствование производилось наспех, то марочные рисунки получились еще хуже, чем плакат! На марках изображен рабочий с широко расставленными подкосившимися ногами и раскрытым как бы кричащим ртом, держащий в руках цифру «4», убегающий от доменных печей и каких-то пигмеев, преследующих его под руководством некоего черного призрака с толстой папкой не то входящих, не то исходящих в руках. Его, в свою очередь, преследовал трактор с покачнувшимся мотористом. У головы рабочего нарисована большая пятерка, а под ней буква «В», что и должно по-видимому означать пятилетку в четыре года. Под ноги рабочего торопятся бросить бревно, чтобы рабочий споткнулся и упал.
Несмотря на то, что плакат взят за основу рисунка марок, в нем очень много изменений. На плакате написано: «Даешь 5-летку в 4 года» и «Вперед полным ходом выполним 5-летку в 4 года», а на марках только «5 в 4 года» На плакате слева элеватор, на марках какое-то здание и т.д. Вся коммеморативность марок заключается в наспех дорисованном германском дирижабле, причем по технической безграмотности он оказался ниже доменных печей. И ниже убегающего рабочего. Поэтому он кажется не летящим, а насильно втиснутым в совершенно немыслимую для полета обстановку. В целом рисунок марок можно понять так: испуганный рабочий, завидев германский дирижабль, неестественно подвешенный возле доменных печей, схватил самое ценное для него на данном этапе – пятилетку в четыре года – и с криком ужаса убегает. Какие-то загадочные маленькие люди стараются догнать его и объяснить, что бояться здесь нечего: просто это дирижабль дружественной страны, помещенный Наркомпочтелем за недостатком жилой площади на плохо исполненный плакат, трактующий о пятилетке в четыре года, но зато исполненный самых лучших намерений (последние на плакате не вышли).
Стоило ли подобным образом отмечать прилет дирижабля? Едва ли. Если уж не было иного выхода, как использовать для марок первый попавшийся плакат, надо было не только дорисовать дирижабль, но и представить его в более естественных условиях. А также поместить соответствующую подпись. Особенно недопустимо изображение рабочего в уродливой позе спиной к дирижаблю. Получилось так, что рабочий класс СССР не только не приветствует дирижабль, но испуганно удирает от него во все лопатки. Уверены, что совсем не то хотел изобразить Наркомпочтель. Но так у него объективно получилось. Плох не только рисунок марок, но и шрифтовая часть. Посмотрите на эти раскоряченные «Ч» и «А» рядом с узким «О» в верхней строке и вы поймете, что буквы рисовались беспомощно. А, может, буквы раскорячены нарочно, чтобы создать гармонию с аналогично расставленными ногами рабочего и преследующего его черного призрака? Марки отпечатаны на бумаге для дензнаков, причем очень хорошей заграничной краской. Жаль и бумаги, и краски».
К сказанному автором рецензии добавить нечего. Разве что высказать сожаление о том, что этот «жанр» сегодня отошел в небытие – обоснованная критика еще никому не шла во вред. «А все же, когда мы научимся выпускать хорошие марки?», - этим риторическим вопросом завершалась рецензия. Ждать, как оказалось, было недолго: уже в июле следующего года в свет вышла серия марок, посвященная встрече ледокола «Малыгин» с тем же «цеппелином», одна из лучших за всю историю советских почтовых марок.

В заключение еще одна небольшая цитата из упомянутой рецензии: «Серия имеет две зубцовки: 10 3/4 и 12 1/2. Известны и беззубцовые марки, выпущенные с «неизвестной» целью в неизвестном количестве экземпляров». Сегодня цифры тиражей не составляют особого секрета, они приведены, к примеру, в каталоге ЦФС за 1976 год – 0,0.1 для зубцовых и 0,001 для беззубцовых марок. Доводилось слышать и о том, что «беззубцовки» обязаны своим появлением инициативе «филателиста» Генриха Ягоды. История эта видится мне фантастической: заместителю председателя, фактически главе ОГПУ, в сентябре 1930 года только и было дел, как бегать на печатную фабрику Гознака, когда в стране только что приняли решение о строительстве Беломорканала, расследовались дела Промпартии и Трудовой крестьянской партии, шла коллективизация... Лично мне все видится проще: тираж печатали в последний момент, в жуткой спешке, перфорацию наносили на машинах, которые в данный момент были свободны, а «беззубцовки» - просто часть тиража, которую по какой-то причине не успели «пробить», может, перфоратор сломался или что-то еще. Непробитые листы просто взяли и отправили на Ходынку – оттого и встречаются «беззубцовки» сегодня по большей части гашеные.
Сергей Шаров (с) 2018г.

Проведение первой пятилетки было ознаменовано выпуском серии из четырех марок. Рисунок марок выполнен по плакату В. Костяницина «Даешь пятилетку в четыре года!». Официальный лозунг «Даешь пятилетку в четыре года!» был выдвинут И. Сталиным на XVI съезде ВКП(б) в 1930 году.
Фото 3. Фрагмент каталога В.Б.Загорского
Фото 1, 2. Фрагменты каталога А.В.Зверева
Зв. 261 | СК 258 | Сол. 360
Зв. 262 | СК 259 | Сол. 361
Зв. 261А | СК 258А | Сол. 360А
Зв. 262А | СК 259А | Сол. 361А
Л12¼
Л10¾
БЗ
Фото 4. Советский коллекционер №10. 1972г. стр.15.
Фото 5. ПО, франкированное полным набором 259-260.
1930.5. 25 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907гг.
Марка 3 коп., красная. На марке изображен революционный броне-носец «Князь Потемкин-Таврический», он же броненосец «Потемкин» в рез-ном обрамлении. Художник - С.Новский. Тираж - 750 000 шт.
Зв. 266 | СК 263 | Сол. 365
Зв. 267 | СК 264| Сол. 366
Марка 5 коп. синяя. На марке изображены революционные рабочие на баррикаде в овальной рамке. Художник А.Ротин.
Тираж - 750 000 шт.
Дата выпуска 01.12.1930г. Типографская печать на бумаге с водяным знаком "цветок и меандр". Г12:12 ¼.
Художники - Д.Голядкин, С.Новский, А.Ротин.
Известно использование половинок 10-копе­ечных марок в качестве 5-копеечных, в основном для доплаты иногородних почтовых карточек. Необходимость в доклейке марок возникла после повышения соответствующего тарифа в июне 1931 г. Такие карточки достаточно редки и недешевы.

В части разнообразия выбор невелик, только мэтр Загорский запарился с грустными разновидами, в числе коих от безысходности привел даже абкляч (см. фрагмент справа). Соловьев со Зверевым не стали опускаться до столь важных модификаций. Единственно, Зверев упоминает про фальсификаты беззубцовых марок, отпечатанные в листах 5x9 и 7хб на бумаге без водяного знака. Не видели, не знаем. Кварты серий легкодоступны, на ПО марки встречаются достаточно часто.
Зв. 265 | СК 262 | Сол. 364
Зв. 258 | СК 265 | Сол. 367
В 1930 году Советский Союз праздновал 25-летие Первой русской революции. Отечественный почтамт отметил это событием выпуском юбилейной серии почтовых марок «25 лет революции 1905 - 1907гг». В серии - три марки в зубцовом и беззубцовом вариантах с изображениями ключевых событий Революции. Номиналы 5 и 10 коп. поступали в продажу листами 10х10, а номинал 3 коп. - листами 5х4,
Фрагмент каталога В.Б.Загорского
Зв. 263 | СК 260 | Сол. 362
Зв. 264 | СК 261| Сол. 363
Марка 10 коп. темно-зеленая с красным. На марке изображе-ны революционные рабочие на баррикаде Красной Пресни с красным знаменем в руках в овальной рамке. Художник - Д.Голядкин.
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 500 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Тираж - 1 000 000 шт.
Made on
Tilda